Форсайт как технология предвидения

В современном российском обществе широкому кругу граждан известно скорее художественное произведение «Сага о Форсайтах», чем система предвидения технологических и социальных процессов, называемая форсайтом. О том, что это инновация для России, свидетельствует динамика распространения самого термина «форсайт»2, причем это один из тех редких случаев, когда новинка получает большее распространение вначале в регионе, и затем – в центре3.

Слово foresight, в переводе с английского, означает «взгляд в будущее». В самом общем виде форсайт представляет собой систему предвидения. Наиболее цитируемым является определение Форсайта, данное американским экспертом Б. Мартином: «Форсайт – систематическое попытка заглянуть в долгосрочное будущее науки, технологии, экономики и общества с целью идентификации зон стратегического исследования и появления родовых технологий, подающих надежды приносить самые крупные экономические и социальные выгоды»4.

Однако это определение на сегодняшний день не отражает всех возможностей Форсайта и его социально-гуманитарную сторону.

Форсайт представляет собой обсуждение возможных путей развития и формирование на основе этого долгосрочных приоритетов в разных отраслях и сферах, в том числе и в экономике. Это совокупность инструментов, позволяющих активно предугадывать проблемы будущего. Это активный прогноз, который включает элементы воздействия на будущее. Однако Форсайт не только совокупность методов предвидения, не только прогноз, это еще и организационная технология социо-гуманитарной направленности.

Форсайт вошел в нашу жизнь относительно недавно. Желание людей заглянуть будущее всегда имело место во все времена. Люди прислушивались к предсказаниям, доверяли прогнозам, учитывали в своей деятельности футурологические экскурсы и с удовольствием читали фантастику. Форсайт же, как технология предвидения появился только в ХХ веке и стал весьма популярен в определенных кругах. В Советском Союзе еще в 50-е гг. ХХ века использовались элементы этой новейшей технологии предвидения в оборонной промышленности. В 70-е гг. разрабатывалась «Комплексная программа научно-технического прогресса», как реакция на проведенный по заданию Правительства США корпорацией относительно лидерства в космосе.
Вставка 1.1.
В 1972 г. под эгидой Госплана, Госстроя и АН СССР был разработан проект «Комплексной программы научно-технического прогресса и его социально-экономических последствий». 12 июля 1979 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «Об улучшении планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качества работ», которое предусматривало разработку КП НТП, рассчитанной на 20 лет. Предполагалось через каждые пять лет продлевать программу на пятилетку и вносить в нее коррективы. Была разработана КП НТП на 1981–2000 гг., 1986–2005 гг. и 1991–2010 гг.
Источник- Совпрогноз// rtd2.pbworks.com›w/page/5476420/

Появление Форсайта связывается с разработкой компанией RAND corporation по космическим проблемам с применением для целей метода Дельфи (Delphi), который считается одним из центральных методов Форсайта.

Вставка 1.2.
Корпорация RAND (от Research ANd Development — научно-исследовательские разработки). По сути, эта некоммерческая организация первой в мире была названа «фабрикой мысли» (think-tank).
Корпорация RAND была создана в форме некоммерческой организации 14 мая 1948 года в калифорнийском городке Санта-Моника. В течение первых десятилетий RAND занимался в основном решением технических задач — конструированием самолетов, ракетной техники и спутников.
Первая крупная работа – исследование «Предварительный проект экспериментального космического корабля, вращающегося вокруг Земли», еще в 1946 году давалась детальная оценка перспектив использования научных спутников и изучения космоса, подготовленная 50 учеными. Данное исследование оказалось удивительно пророческим... Космические исследования RAND оказались пророческими: например, в середине 1957 года была названа предполагаемая дата запуска первого спутника Земли. Как выяснилось позже, ошибка составила всего две недели.
Впервые корпорация RAND разработала и применила метод Дельфи и положила начало продвижения технологии Форсайт.

Существует ли единство во мнениях о периоде появления Форсайта? По этому поводу существует как минимум две точки зрения. Одна – Форсайт появился еще в 50-х гг. прошлого века, вторая – Форсайт как технология оформилась лишь в конце 20 века. Разница в оценке времени возникновения Форсайта не очень существенная с точки зрения всемирной истории, но важно зафиксировать суть разногласия.
Согласно первой точке зрения появление Форсайта отождествляется с разработкой компанией RAND corporation и применением для целей прогнозирования метода Дельфи (Delphi), который считается одним из центральных методов Форсайта. Эта точка зрения свойственна некоторым зарубежным ученым и репродуцируется и в отечественных публикациях.
Другая точка зрения базируется на том, что Форсайт представляет собой методологию, суть которой состоит не только в прогнозировании будущего, но и в согласованной выработке решений по поводу будущего. Фактически Форсайта решает проблему достижения консенсуса по поводу будущего, порождая тем самым общественную активность. В такой целостной форме Форсайт как технология предвидения формируется лишь к концу прошлого столетия.
Итак, если отождествлять появление Форсайта с разработкой компанией RAND Corporation, где был применен метод Delphi (UNIDO P.10), то правы те, которые утверждают, что Форсайту более 60 лет. Если исходить из того, что собственно технология предвидения на основе достижения консенсуса партикулярных интересов по поводу видения будущего, стимулирующую общественную активность, создается и осознанно применяется, не как элемент, то Форсайт как технология предвидения формируется лишь к концу прошлого столетия. Далее инициативу по совершенствованию технологии Форсайт сталь брать и международные организации и компании и гражданские институты.

1.3.Три этапа в эволюции Форсайта.
По мере возрастания сложности проблем меняется и технология Форсайта. Оперативно меняются требования к его информационной базе, а также инструментарию. Программы Форсайта I-го этапа фокусировались на технологиях. При этом технологическая область рассматривалась относительно изолированно от других сфер. Социальные и культурные цели обозначались лишь чисто номинально. В основе этого лежало отсутствие потребности в такого рода исследованиях, а также слабая разработанность методологических аспектов в этом вопросе. Поэтому Форсайт I-го этапа обоснованно назван этапом «технологического рывка».
Анализ практически всех реализованных национальных программ Форсайта первого поколения позволил сделать вывод о том, что развитие науки и технологий нельзя рассматривать изолированно без принятия во внимание социальных и экономических проблем и динамики их развития.
Поэтому программы Форсайта II-го этапа подверглись соответствующей корректировке. В них социальные и экономические аспекты развития в основном рассматривались путем выявления факторов, которые окажут свое влияние на изобретения, инновации и распространение технологий. Во втором поколении больше внимания стали уделять разработке рыночно - ориентированного Форсайта, в котором оценивались социальные и культурные последствия появления и внедрения технологий (например, влияние Интернета на семейные и политические институты, организацию труда). Слово «технологический» в паре с термином «Форсайт» стало применяться все реже. По мере своей внутренней трансформации Форсайт стал концентрироваться на обсуждении неразрешимых для страны/региона проблем. А вот технологический прогноз стал привязываться к решению какой-либо конкретной проблемы (например, проблемы голода, бедности, безопасности и т.п.).
В этот период чаще в программах Форсайта исследовались условия для развития и использования достижений науки и технологий. Гораздо реже - социальные и экономические аспекты развития. В основе этого лежала недостаточная разработанность методологических аспектов и недостаток экспертизы. Поэтому при переходе к Форсайту III-го этапа все в большей степени становится ясно, что развитие данной технологии должно продвигаться в сторону переговоров элит, достижения консенсуса в прогнозировании будущего для всего общества.
В результате этих трансформаций природа Форсайта серьезно трансформировалась. Сегодня можно констатировать, что «Форсайт III-го этапа - это площадка для:
- стратегического диалога различных субъектов политики относительно перспектив развития в будущем;
- аккумулирования знаний различных субъектов политики, экспертов относительно возможных перспектив развития в будущем;
- выявления интересов и ожиданий различных субъектов политики;
- формирования общего, согласованного видения будущего».
Анализ практики применения Форсайта показывает, что взаимодействие между социальными, экономическими и техническими системами выходит на первый план. В работе Третьяка В.П. и Калюжновой Н.Я «Формирование Форсайта в Иркутском регионе» подчеркивается, что «Сегодня Форсайт используется как системный инструмент влияния на формирование будущего, позволяющий учитывать возможные изменения во всех сферах общественной деятельности: в науке и технологиях, экономике, социальных, общественных отношениях, культуре. Именно поэтому прилагательное «технологический», как правило, употребляют достаточно редко. Но задачи Форсайта ставятся с уклоном к использованию активности граждан и компаний, с учетом степени развития гражданского общества».
В таблице 1.2. показана общая тенденция применения Форсайта и изменения его природы в зависимости от предмета рассмотрения. Тем не менее, следует обратить внимание на то, что здесь фиксируется только сдвиг в сторону общегуманитарных и региональных Форсайтов. При этом, в рамках корпоративных Форсайтов (которые в своей массе являются гораздо более закрытыми), ведется кропотливая работа по технологическому Форсайту.
Таблица 1.2.
Форсайт I-го этапа Форсайт II-го этапа Форсайт современного, III-го этапа
Благосостояние общества

Промышленность
Оборонная промышленность
Объекты Форсайта
Направления Форсайта Наука Ключевые технологии Совокупная инновационная система
1950 гг. 1980 гг. 1990 гг. - 2000 г.г.
Этапы и области распространения Форсайта
Вставка 1.3.
По утверждению д.э.н. Гапоненко Н.В., в начале XXI в., сформировались следующие основные «течения» в Форсайте:
- Во-первых, в большинстве стран можно заметить переход от широкомасштабных программ технологического Форсайта, в которых Дельфи использовался в качестве инструментария для исследования перспектив развития науки и технологий, к секторальным программам: исследования перспектив развития отдельных секторов науки и технологий (нанотехнологии, биотехнологии, энергетика и т.д.). Это обусловлено как спецификой отдельных технологических областей, что требует внесения методологических изменений в технологию реализации Форсайт-программ, так и тем, что реализуемые ранее национальные программы Форсайта не предоставляли достаточно информации для лиц, принимающих решение; они были слишком масштабными, а посему достаточно общими;
- Во-вторых, начал обозначаться переход от широкомасштабных программ технологического Форсайта к более фокусированным, ориентированным на ключевые, возникающие социальные проблемы и потребности. В этом плане пионером стала Великобритания, где программа Форсайта фокусировалась на таких ключевых, новых социальных проблемах, как постарение населения и наводнения;
- В-третьих, Форсайт начал использоваться как инструментарий формирования сетей и фактически нового общества;
- В-четвертых, глобализация и, соответственно, изменение роли национальных правительств, стали важнейшими драйверами Форсайта. Значимую роль в новых условиях приобрела такая функция Форсайта, как формирование сетей и «создание площадки для диалога» между различными субъектами политики;

- В-пятых, возросла значимость Форсайта для формирование диалога, и, в конечном счете, партнерства между государственным и частным сектором; можно ожидать, что в ближайшем будущем вырастет роль Форсайта в части формирования партнерства между государством и частным сектором, с одной стороны, и неправительственными организациями, с другой стороны;
- В-шестых, сформировался уже своего рода сдвиг от национального к муниципальному и региональному уровню программ Форсайта. Форсайт начал использоваться для разработки региональных стратегий. Наконец, вслед за успехом корпорации Шелл, а вслед за ней и некоторых других транснациональных компаний в использовании корпоративного Форсайта для разработки долгосрочных и среднесрочных стратегий, корпоративный Форсайт приобрел необычайную популярность. В настоящее время можно уже отметить бум корпоративного Форсайта в США и странах ЕС, а также рост его популярности в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, в Латинской Америке.

Руководитель научно-технологического центра экспертизы и прогнозов РНЦ «Курчатовский институт», исполнительный директор Аналитического центра «Международных научно-технологических и образовательных программ» Ирина Куклина, отмечает, что в развитии природы Форсайта выделяется три этапа, см. Рис 1.1.

Рисунок 1.1. Три поколения Форсайта

Форсайт ориентирован на определение возможных вариантов будущего. Форсайт ориентирован не только на определение возможных альтернатив, но и на выбор наиболее предпочтительных из них. В процессе выбора применяются различные критерии для определения наиболее предпочтительных вариантов. Так, например, при выборе критических технологий, может использоваться критерий достижения максимального экономического роста, а при построении технологической дорожной карты для отрасли — выявление потенциальных рыночных ниш и выбор технологий, позволяющих максимально быстро разработать конкурентоспособные продукты для возникающих рынков. Выбор стратегии развития производится на основе последовательности широких экспертных консультаций, что позволяет предвидеть самые неожиданные пути развития событий и возможные «подводные камни».
Форсайт исходит из того, что наступление «желаемого» сценария наступления будущего во многом зависит от действий, предпринимаемых сегодня, поэтому выбор вариантов сопровождается разработкой мер, обеспечивающих оптимальную траекторию инновационного развития.
Форсайт-проекты ориентированы не только на получение нового знания в форме докладов, набора сценариев, рекомендаций и т.п. Важным результатом является развитие неформальных взаимосвязей между их участниками, создание единого представления о ситуации. В ряде проектов формирование горизонтальных сетей, площадок, в рамках которых учёные и бизнесмены, преподаватели вузов и чиновники, специалисты смежных областей могут систематически обсуждать общие проблемы, рассматривается как один из главных эффектов.
Форсайт организуется как систематический процесс, который должен быть тщательно спланирован и организован. Как правило, Форсайт-проекты осуществляются достаточно регулярно, иногда по повторяющейся схеме (подобно японскому долгосрочному прогнозу, который проводится каждые 5 лет, начиная с 1971 года), в других случаях исследования проводятся как последовательность взаимосвязанных проектов, нацеленных на решение комплекса взаимосвязанных задач и формирование согласованного представления о долгосрочных перспективах развития технологий, инноваций и общества.
Как уже отмечалось ранее, Форсайт представляет собой специфическую технологию предвидения. Эта технология не вполне канонизирована. Более того, правовой регламентации осуществления Форсайта не существует, поскольку регламентация носит рекомендательный характер. Вместе с тем, существует ряд документов, опираясь на которые можно достаточно уверенно говорить о «правилах» проведения Форсайта.

33.Экономико-математические методы, применяемые для планирования деятельности организации.

Экономико-математические методы — способы и приемы экономической науки и прикладной математики, применяемые для количественного анализа социалистической экономики как целостной системы или ее отдельных частей. Они выступают как мощное орудие познания, важнейшее средство решения народнохозяйственных задач. В условиях развитого социализмагигантских масштабов достигли объемы производства и капитальных вложений. Ускорились темпы внедрения научно-технических достижений в производство. Намного усложнились связи и зависимости не только в рамках национальной экономики, но и в международном масштабе.

С каждым годом умножается число вариантов возможного решения конкретных экономических задач, существенно различающихся по затратам и срокам исполнения. При этом составные элементы и стадии воспроизводства должны рассматриваться как единое целое, во взаимосвязи, в соответствии с текущими задачами и стратегическими целями экономической политики КПСС. В то же время становится необходимым ускорить процесс принятия решения, что вызывается динамикой научно-технического прогресса и изменениями экономической обстановки.

Математика, по словам Ф. Энгельса, изучает пространственные формы и количественные соотношения действительного мира, количественные зависимости, присущие различным формам движения материи. Важнейшей формой движения материи являются экономические отношения, складывающиеся между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребленияматериальных благ. Как форма движения материи, экономические отношения характеризуются мерой, т. е. единством качества и количества. Взаимная связь качества и количества проявляется в мере, которая служит основанием для применения математических методов к исследованию экономических явлений. В настоящее время широкое применение в экономической практике получили методы математической статистики, линейное и нелинейное программирование, теория игр, теория массового обслуживания, теория расписаний, теория управления запасами и другие экономико-математические методы. Экономические отношения всегда связаны с движением вещей.

Количественные пропорции этих вещных связей есть форма выражения количественной определенности производственных отношений. Это открывает широкие возможности для применения экономико-математического моделирования. Экономико-математическая модель — это научное отображение, обычно с помощью системы алгебраических уравнений и неравенств, реальных явлений и процессов в масштабах всего народного хозяйства (макромодели) или его отдельных отраслей, районов, производств (локальные модели). Методология экономико-математического моделирования опирается на широко применяемый в политической экономии метод абстракции и теорию отражения. Научные принципы построения экономико-математической модели обеспечивают достаточно полное количественное и качественное соответствие, сходство между моделью и отражаемыми в ней реальными элементами народнохозяйственной системы.

Степень абстракции, а следовательно, и степень соответствия модели конкретному объекту могут быть различными в зависимости от задач, наличия информации и других условий моделирования. В зависимости от формы и назначения используемые в настоящее время в практике экономико-математические модели можно объединить в следующие три группы: корреляционные (регрессивные), балансовые, модели оптимизации экономики. Опыт показывает, что применение экономико-математического моделирования позволяет использовать производственные ресурсы на 10—20 % эффективнее по сравнению с вариантами, рассчитанными традиционными методами.

Совершенствование управления народным хозяйством, необходимость полнее учитывать в планах общественные потребности и удовлетворять их с наименьшими затратами средств расширяют возможности использования экономико-математических методов в различных отраслях плановой деятельности при составлении прогнозов научно-технического прогресса и социально-экономических процессов. Вместе с тем обязательным условием плодотворного использования количественных методов является их неразрывная связь с качественным анализом экономических процессов и явлений на основе глубокого познания марксистско-ленинской методологии

34.Применение программно-целевого моделирования для стратегического планирования функционирования организации АПК.

Программно-целевое планирование может применяться на различных организационных уровнях: микроэкономическом – относительно отдельной организации, и макроэкономическом – относительно экономики страны в целом. В каждом из этих случаев существует своя специфика применения рассматриваемого метода планирования.

3.1.Программно-целевое планирование в организациях

В мировой практике менеджмента и маркетинга программно-целевое планирование в организациях применяется с начала 60-х годов и за это время успело зарекомендовать себя как самый надежный метод планирования. Однако в настоящее время в России этот метод почти не применяется во внутрифирменном планировании. Это, вероятнее всего, связано с тем, что в нашей стране на протяжении нескольких десятков лет отсутствовали какие-либо исследования в области менеджмента. В результате руководители организаций не имеют достаточно глубоких знаний о внутрифирменном планировании и избегают долгосрочного планирования вообще и программно-целевого планирования в частности.

При программно-целевом подходе к внутрифирменному планированию основой управления организацией является так называемая целевая программа предприятия, в которой сформулированы цели фирмы и комплекс мер по их достижению. Т.к. условия внешней среды постоянно изменяются, то программу предполагается периодически корректировать и приводить в соответствие с текущим состоянием рынка. При этом краткосрочные программы развития фирмы являются конкретизацией и продолжением целевой программы предприятия.

Проведение мероприятий по изменению целей фирмы и программы действий – это задача менеджера организации, руководителя высшего звена.

Процесс программно-целевого планирования в организации проходит поэтапно. При этом выделяются следующие этапы.

1. Разработка общих целей.

2. Определение конкретных, детализированных целей на заданный, сравнительно короткий период времени (2, 5,10 лет).

3. Определение путей и средств их достижения.

4. Контроль за достижением поставленных целей путем сопоставления плановых показателей с фактическими.

Кроме того, различают несколько видов управленческой деятельности, которые играют важную роль при внутрифирменном программно-целевом планировании. К ним относятся:

1. распределение ресурсов, в основном ограниченных, таких как фонды, управленческие таланты, технологический опыт;

2. адаптация к внешней среде (все действия стратегического характера, которые улучшают отношения компании с ее окружением). Здесь необходимо выявить возможные варианты и обеспечить эффективное приспособление стратегии к окружающим условиям (совершенствование производственных систем, взаимодействие с правительством и обществом в целом и т.д.);

3. внутренняя координация (координация стратегической деятельности для выявления сильных и слабых сторон фирмы с целью достижения эффективности внутренних операций);

4. осознание организационных стратегий (осуществление систематического развития мышления менеджеров путем формирования организации, которая может учиться на прошлых стратегических ошибках, т.е. способность учиться на опыте).

На практике доказано, что применение программно-целевого планирования в организациях позволяет повысить точность прогнозов и приблизить плановые показатели к фактическим, что в значительной степени способствует успешному развитию компании.

Но в России, как уже было сказано, программно-целевое планирование на фирмах применяется редко. Гораздо чаще этот метод используется при государственном планировании и регулировании экономики.

Программно-целевой метод является одним из наиболее распространенных и эффективных методов государственного регулирования экономики, применяемых в большинстве развитых стран. Этот метод предполагает разработку плана исходя из целей развития экономики при дальнейшем поиске и определении эффективных путей и средств по их достижению и ресурсному обеспечению.

Перед программно-целевым планированием стоят и более конкретные задачи, такие как непосредственное влияние на размещение новых предприятий, миграционные потоки, развитие отдельных территориальных образований (освоение новых районов, подъем экономики депрессивных районов, разрешение острых эколого-экономических ситуаций и т.д.).

Все методы государственного воздействия на экономику можно разделить на несколько взаимосвязанных групп.

1. Косвенные методы финансового и денежно-кредитного регулирования (налоговая политика, кредитная политика, таможенная политика).

2. Прямое государственное финансовое регулирование (предоставление дотаций, субсидий, субвенций).

3. Методы регулирования материальных потоков и производственной деятельности (заказы на поставки продукции, квотирование, лицензирование).

4. Программно-целевой метод планирования и управления (включает в себя разработку и реализацию государственных программ развития приоритетных сфер экономики и решения первоочередных социально-экономических проблем).

При этом последний из методов при своей реализации использует все остальные перечисленные методы, что ставит его в особое положение и делает более эффективным, чем остальные.

Сущность программно-целевого планирования состоит в отборе основных целей социального, экономического и научно-технического развития, разработке взаимоувязанных мероприятий по их достижению в намеченные сроки при сбалансированном обеспечении ресурсами и эффективном развитии производства.

Программно-целевой метод планирования и управления предполагает определенную документальную базу. Основным документом, характеризующим социально-экономические процессы в России с точки зрения планирования и определяющим регулирующую роль государства, являются прогнозы социально-экономического развития на соответствующие периоды. Их содержание выходит за рамки чистых прогнозов, т. к. они содержат реальные предложения по воздействию на экономику страны.

Более конкретными плановыми документами являются комплексные целевые программы. Целевая комплексная программа это документ, в котором отражаются цель и комплекс производственных, научно-исследовательских, организационно хозяйственных, социальных и других заданий и мероприятий, направленных на решение наиболее эффективным путем экономических проблем и увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления.

По содержанию целевые комплексные программы можно разделить на несколько видов.

1. Социально-экономические программы - предусматривают решение проблем социального характера и повышение материального уровня жизни населения.

2. Научно-технические программы - направлены на решение научных и технических проблем, ускорение внедрения в производство достижений науки и техники, позволяющих обеспечить в ближайший период значительный положительный эффект. Перечень научно-технических программ формируется исходя из приоритетов развития экономики.

3. Производственно-экономические программы - предназначены для решения крупных межотраслевых проблем в области производства, способствующих повышению эффективности действующих и развитию новых производств.

4. Территориальныепрограммы - направлены на преобразование регионов, комплексное освоение новых территорий и решение других задач в регионах.

5. Экологическиепрограммы – представляют собой комплекс мероприятий природоохранного характера.

6. Организационно-хозяйственныепрограммы - направлены на совершенствование организации управления экономикой.

Целевые комплексные программы различаются также по своей временной продолжительности. Они могут бытьдолгосрочными, разрабатываемыми на период свыше пяти лет, и среднесрочными – продолжительностью до пяти лет.

Целевые комплексные программы, хотя и разрабатываются государством, могут быть реализованы на различных уровнях. Эти уровни таковы:

1) народнохозяйственные (общегосударственные), направленные на решение проблем, оказывающих влияние на всю национальную экономику;

2) межотраслевые, охватывающие группу однородных, технологически связанных между собой отраслей;

3) общеотраслевые, реализация которых имеет принципиальное значение для технического развития той или иной отрасли народного хозяйства;

4) подотраслевые, цели и ресурсы которых ограничиваются рамками отдельных отраслей, подотраслей.

Разработка ЦКП с использованием программно-целевого метода осуществляется в определенной последовательности.

1. Составляется перечень важнейших проблем. Выделяется определенная проблема и выдается исходное задание на разработку программы для ее решения, в котором определяются цели программы, лимиты ресурсов, участники реализации программы и другая необходимая информация.

2. Выдается задание на разработку программы для решения определенной проблемы. В нем отражаются цели программы, лимиты ресурсов, участники и сроки реализации программы. На этом этапе конкретизируются параметры, характеризующие цели программы и определяются задачи ее реализации по отдельным периодам. Генеральная цель разбивается на подцели.

3. Формируются состав заданий и комплекс мероприятий для реализации программы. Состав основных заданий программы устанавливается исходя из построенной иерархии целей. По каждому из заданий разрабатываются последовательные этапы их выполнения.

4. Расчет основных показателей и ресурсного обеспечения программы. Определяются затраты материальных, трудовых, финансовых ресурсов, необходимых для реализации программы. Формируются перечни материальных ресурсов с указанием поставщиков и получателей. На этом этапе производится расчет эффективности реализации программы.

5. Заключительный этап. Он связан с формированием программных документов, согласованием и, при необходимости, с утверждением программы.

Очевидно, что процедура программно-целевого планирования на государственном уровне разработана намного лучше, чем на уровне отдельных организаций. Поэтому государственное программно-целевое планирование в настоящее время значительно эффективнее, чем внутрифирменное.

Следовательно, наиболее наглядным и показательным будет применение программно-целевого планирования на уровне государства. Рассмотрим его в следующем разделе на примере целевой программы Московской области «Социальная гарантия».

35.Совершенствование планирования на предприятии АПК на основе многофакторных моделей.

Осуществляемое сегодня финансовое планирование деятельно
сти сельскохозяйственных предприятий имеет существенные не
достатки. Основные из них — ртсутствие планов денежных пото
ков и планового баланса (балансового отчета). Вследствие этого не
реализуются важнейшие задачи финансового планирования:
установление рациональных взаимоотношений с финансово
кредитными органами (в планах не определяются суммы и перио
ды возникновения потребности в кредитах и займах, а также воз
можность и сроки их погашения; для получения заемных средств
и других внешних финансовых вложений приходится составлять
отдельные плановые расчеты, практически не увязанные с планом
производственно-финансовой деятельности);анализ качества внутрихозяйственного планирования путем
оценки финансового состояния предприятия после реализации
производственной и маркетинговой программ (не составляется
плановый баланс активов и пассивов, по которому можно опреде
лить будущие платежеспособность, ликвидность, финансовую ус
тойчивость, рентабельность активов и собственного капитала).Кроме того, не обеспечивается выполнение важнейшего требо
вания финансового планирования — «прозрачность» финансовых
и денежных потоков, поскольку формы основных финансовых
планов и финансовой отчетности не идентичны.Чтобы устранить эти недостатки, основные формы внутрихо
зяйственных (внутрифирменных) годовых планов должны отве
чать интересам внешних пользователей и включать: плановый от
чет о прибылях и убытках, план движения денежных средств, пла
новые инвестиционный бюджет и баланс активов и пассивов,
называемый также балансовым отчетом и плановым бухгалтерс
ким балансом. Состав вспомогательных финансовых планов (рас
четов, форм) каждое предприятие может определять самостоя
тельно или по рекомендациям МСХ России, в зависимости от ис287пользуемых методов и методик планирования выручки, затрат,
финансовых результатов, амортизации, инвестиций, оборотного
капитала (активов и источников покрытия), видов деятельности и
способов их финансового обеспечения.Один из наиболее эффективных методов совершенствования
финансового планирования — операционное бюджетирование
(бюджетное планирование) и составление на этой базе всех выше
названных финансовых бюджетов.Бюджетирование — составная часть финансового планирова
ния, то есть процесса определения будущих действий предприя
тия по формированию и использованию финансовых и денежных
потоков.Оно состоит из двух этапов.1-й этап — составление операционных бюджетов — системы
бюджетов, характеризующих доходы и расходы по операциям,
планируемым на предстоящий период для каждого сегмента или
отдельной функции предприятия: продаж, производства, произ
водственных запасов и затрат (на материалы, оплату труда, на
кладные, коммерческие и управленческие расходы). Характерная
черта операционных бюджетов — сквозные системы смет, со
ставленных по методу начислений («по отгрузке»), и планов дви
жения денежных средств, рассчитанных по кассовому методу
(«по оплате»).2-й этап — составление общего (основного) финансового бюд
жета: скоординированного по всем подразделениям и функциям
плана работы предприятия в целом, объединяющего все блоки
операционных бюджетов. На этом этапе формируются основные
финансовые планы. Три из них составляют на основе операцион
ных текущих бюджетов — бюджетный (плановый) отчет о прибы
лях и убытках, бюджет (план) движения денежных средств (денеж
ных потоков) и плановый баланс (бюджетный баланс) на конец
года, а четвертый — инвестиционный бюджет (бюджет капиталь
ных вложений) — на основе капитального бюджетирования.
Именно эти бюджеты обычно используют внешние пользователи
при принятии решения о целесообразности инвестирования (пер
вый, второй и четвертый) или кредитования (первый, второй и
третий) предприятия.Однако для обеспечения эффективного внутрихозяйственного
управления данных только из основных финансовых планов недо
статочно. Поэтому используют все операционные бюджеты и ка
питальное бюджетирование по инвестиционным проектам, а так
же вспомогательные финансовые расчеты, необходимые для их
составления: расчет частных и совокупного норматива собствен
ных оборотных средств (применяется для планирования остатков
производственных запасов, затрат и готовой продукции на конец
года в бюджете производственных запасов, а также для опреде
ления потребности в отчислениях от прибыли планируемого288года в фонд собственных оборотных средств), сводный расчет по
требности в оборотном капитале на конец планируемого года и
квартальные даты (для составления планового бухгалтерского ба
ланса), расчет амортизации, планы капитальных и финансовых
вложений (для планирования денежных потоков и капитального
бюджетирования), налоговое планирование, смету распределения
прибыли и др.Практически все составляемые агроформированиями финансо
вые формы плана, описанные в разделе 15.2, после незначитель
ных корректировок могут использоваться в качестве вспомога
тельных расчетов для составления операционных и основных фи
нансовых бюджетов, а форма № 30 «Финансовые результаты от
деятельности предприятия, валовой доход» по содержанию почти
тождественна форме одного из основных бюджетов «Плановый от
чет о прибылях и убытках». Для полного соответствия примерным
стандартам в конце расчета финансовых результатов целесообразно
определять посленалоговую (чистую) прибыль (убыток). Для этого
после расчета суммы прибыли (убытка) до налогообложения
(табл. 15.2, код 15) целесообразно ввести дополнительные строки:
условный наяог на прибыль (налоговая база х налоговая ставка) и
чистая прибыль (убыток) планируемого года (прибыль, очищен
ную от налога). При планировании бюджетным методом эта фор
ма финансового плана составляется на основе сквозной системы
смет по всем операционным бюджетам.После планирования финансовых результатов при использова
нии операционного бюджетирования составляют следующую
форму основного финансового бюджета: «Бюджет (план) движе
ния денежных средств» (план ДДС). Цель планирования движе
ния денежных средств расчет величины денежных ресурсов,
необходимых для обеспечения всех видов деятельности предпри
ятия, синхронизация денежных поступлений (притоков) и расхо
дов (оттоков) путем определения потребности в кредитах и воз
можности их погашения, а также выявление плановых остатков
денежных средств на конец планируемого года.Планирование движения денежных средств осуществляют по
кварталам (месяцам) и трем видам деятельности: основной, инве
стиционной и финансовой. По каждому виду деятельности опре
деляют все ожидаемые денежные поступления, расходы и изли
шек или дефицит денежных средств (табл. 26).Производственно-коммерческая деятельность обеспечивает бо
лее регулярные поступления денежных средств по сравнению с дру
гими видами деятельности. Положительные потоки денежной
наличности (избыток денежных средств) позволяют обеспечи
вать инвестиционную деятельность, а также погашать кредиты и
займы. Инвестиционная деятельность, напротив, чаще приводит
к оттоку денежных средств и финансируется за счет излишка по
основной деятельности или привлечения долгосрочных кредитов.19 Планирование на предприятии АПК289В разделе «Финансовая деятельность» планируется движение кре
дитов и займов: за счет их привлечдиия^обеслеэдвается покрытие
дефицита денежных средств по основной и инвестиционной дея
тельности.

.Информационной базой для составления плана ДДС служит
сквозная система планов поступления выручки и оттока денежных
ресурсов, имеющаяся в операционных и капитальных бюджетах.
Их величина отличается от сумм, отраженных в соответствующих
сметных расчетах операционных бюджетов (продаж, оплаты тру
да, материалов, цеховых и прочих затрат, рассчитанных методом
начислений) и использованных ранее при расчете прибыли, тем,
что в них не входят амортизация (не является денежным расхо
дом), другие платеженеэффективные доходы и расходы, кроме
того, они не совпадают по времени (поступление денег от покупа
телей, как правило, отстает от отгрузки сельскохозяйственной
продукции, а оплата приобретаемых материальных ресурсов — от
их поступления). Эти факторы обусловливают необходимость раз
дельного планирования прибыли и денежных средств.Следует отметить, что планирование ДДС возможно и вне си
стемы операционного бюджетирования, но в этом случае требу
ется слишком большое число вспомогательных расчетов и доку
ментов: планы приобретения товарно-материальных запасов и
отгрузки готовой продукции, договоры купли-продажи и под
рядных работ, графики выплаты заработной платы и перечисле
ния платежей и т. д.19*291На основе плана ДДС можно прогнозировать уровень ликвид
ности предприятия, обеспеченности платежных обязательств соб
ственными средствами и возможность финансирования инвести
ционной деятельности.Завершающая стадия финансового планирования в системе
операционного бюджетирования — плановый балансовый отчет
(плановый бухгалтерский баланс). Он отражает возможное состоя
ние активов и пассивов предприятия на начало и конец планируе
мого года (квартала) после реализации всех намеченных в плане
мероприятий.Плановый балансовый отчет строится в соответствии с формой
финансовой отчетности «Бухгалтерский баланс» (форма № 1).
Плановый баланс состоит из двух сторон: активы (с выделением
двух разделов: внеоборотные активы и оборотные активы) и пас
сивы (капитал и резервы, долгосрочные обязательства и кратко
срочные обязательства. В процессе планирования должно обеспе
чиваться равенство активов и пассивов.Планирование балансового отчета осуществляется методом
прямого счета — путем прибавления к остаткам статей бухгалтерс
кого баланса, числящимся в годовом отчете на начало года, плано
вых сумм их увеличения и (или) вычитания их уменьшения за год
(квартал). В этом процессе используются данные всех других ос
новных финансовых планов и вспомогательных расчетов. Напри
мер, сумма по статье «основные средства» увеличивается (умень
шается) на стоимость вводимых в действие и выбывающих основ
ных средств в соответствии с данными инвестиционных планов
(внутрипостроечного титульного списка ит. д.) и расчета опера
ционных доходов. Из полученного результата вычитают плановую
сумму амортизации. Плановые суммы оборотных активов и всех
источников их покрытия переносят из сводного плана оборотных
средств (раздел 15.2, форма № 33 «Расчет потребности в креди
тах»). Величину собственного капитала (итог раздела 3 «Капитал и
резервы»), исчисляемую на начало года, увеличивают на размер
нераспределенной прибыли, предусмотренной в специальной
смете (прибыль, оставшаяся после уплаты налога и выплаты диви
дендов). Долгосрочные обязательства планируют на основе инвес
тиционного бюджета, а краткосрочные кредиты и займы и остатки
денежных средств — по плану ДДС.Для составления балансового плана можно рекомендовать
вспомогательный расчет (табл. 27).27. Вспомогательный расчет статей актива и пассива балансаСтатьи актива и пассиваСумма на началоПлан изменений за год (квартал)Сумма на конецбалансагода (квартала)увеличение (+) | уменьшение (—)года (квартала)Основные активы 5280 1300 400 6180И т. д.292Второй метод составления планового бухгалтерского баланса —
расчетно-аналитический. Его применение основано на трех пред
положениях.1. Переменные затраты и соответствующие виды активов и пас
сивов (текущие активы и текущие обязательства) увеличиваются
пропорционально наращиванию объема продаж (на п процентов).2. Увеличение стоимости основных средств под заданный про
цент наращивания объема продаж производится в соответствии с
технологическими условиями бизнеса, наличием незагруженных
производственных мощностей и другими условиями, имеющими
ся на начало планового периода.3. Долгосрочные обязательства и уставный капитал планируют
ся неизменными, а нераспределенная прибыль — в соответствии с
планом ее распределения: из чистой прибыли вычитают предпола
гаемую выплату дивидендов в соответствии с принятой на пред
приятии нормой распределения.Если после подсчета активов и пассивов их равенство не обес
печивается, определяется разница между ними: превышение акти
вов свидетельствует о потребности предприятия во внешнем фи
нансировании (краткосрочных кредитах), а превышение пассивов
показывает планируемые остатки денежных средств. Этот вариант
планирования бухгалтерского баланса весьма приблизителен и ис
пользуется лишь при отсутствии операционного бюджетирования.Составление планового бухгалтерского баланса дает возмож
ность предвидеть и проанализировать будущее финансовое состо
яние агроформирования и определить перспективы его развития.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: