В истории человечества было несколько промышленных и информационных переворотов. Первый промышленный переворот основывался на паровом двигателе, затем на электромоторе и двигателе внутреннего сгорания, то есть на энергопреобразующих машинах. С ним связаны индустриализация общества, переход к индустриальной цивилизации.
Перевороты в информационной сфере были уже трижды. Первый связан появлением письменности. Появилась документированная информация и информационно-накопительные центры в виде библиотек, архивов. Эта революция тесно связана с развитием просвещенности и искусства. Второй информационный переворот связан с книгопечатанием. Появилась возможность тиражировать документированную информацию. Вторая революция породила индустрию документооборота, выражающуюся в производстве газет и журналов, что не могло не стать основой для дальнейшего культурного роста человечества. Однако два этих фактора не решали задачи ускоренной обработки и восприятия и были привязаны к физиологическим возможностям человека воспринимать 8-9 символов в секунду и совершать до 15 логических операций.
Таким образом, человечество столкнулось с новым, невиданным ранее противоречием между машинной вооруженностью рук (в середине XX в. 99% всей физической работы выполнялось с помощью машин и механизмов) и «ремесленной вооруженностью» головы (интеллекта). Информационно-управляющие возможности людей, ограниченные физическими рамками, перестали удовлетворять вещественно-энергетическим возможностям производства, ставшими, по существу, безграничными в силу использования машинной техники. Это противоречие и разрешается путем создания информационных, компьютеризированных технологий в области переработки и использования знаний.
Однако прежде чем человечеству перейти в информационное общество, необходимо было пройти стадию постиндустриального общества. Постиндустриальное общество – общество, где основным товаром являются не материальные блага, а услуги. Это не означает, что производство материальных товаров не налажено, просто оно сосредоточено в других странах, с более низкими затратами на производство. Это либо страны с более мягким климатом (не нужно расходовать деньги на отопление, теплые помещения), либо развивающиеся страны с низким уровнем дохода населения, а, следовательно, низкой оплатой труда (не нужно оплачивать труд по высоким, европейским расценкам). В постиндустриальном обществе информационные системы выполняют вспомогательную функцию.
В настоящее время стало ясно следующее: чтобы та или иная страна могла занять достойное место в мире в XXI в. и на равных участвовать в экономическом соревновании с другими странами, она должна перестраивать и приспосабливать свои структуры, приоритеты, ценности, институты к требованиям индустриальных информационных технологий. Нельзя представить себе эффективное и надежное функционирование атомных станций или космической связи без высокотехнологического, компьютерного обеспечения.
Тип общества, который должен прийти на смену, является информационным.
Признаки информационного общества:
• Любой человек в любое время и в любом месте может получить доступ к любой несекретной информации.
• Большинство населения занято в информационной сфере.
• Информация становится стратегическим ресурсом.
• Актуальным становится понятие «информационная культура». (1)
Что понимать под понятием «информационная культура»?
Можно заметить, что на определенных этапах развития общества четко прослеживается связь культуры с типом общества. Например, литературным и художественным героем индустриального общества был рабочий – человек, задействованный в производственных отношениях. На сегодняшний день рабочего сменил человек в пиджаке и галстуке – офисный работник – человек, занятый чаще всего в сфере оказания услуг. Кто будет главным героем будущего?
Культура включает в себя все сферы жизни общества, а не только художественные и литературные образы. Одним из элементов культуры того или иного периода являются правила поведения – этика.
Информационная этика имеет свои специфические черты. Некоторые правила могут быть непонятны или труднообъяснимы. Например, на первый взгляд непонятно, почему при общении в сети в режиме диалога принято друг к другу обращаться только на «ты» вне зависимости от того, кто «на том конце провода». На самом деле это легко объяснимо. Сетевое общение «обезличино», сообщения зачастую не привязаны к конкретному человеку, за определенным идентификационным именем абонента (ником) может скрываться кто угодно. Считается, что человек не знает, с кем именно он общается. Кроме того, на английском обращение «ты» и «вы» звучит абсолютно одинаково «you are», а значит и на русском оно должно тоже звучать одинаково.
Конечно, данное правило не распространяется на деловую переписку. Кроме того, в письмах электронной почты сохранены те же правила, что и в обычных письмах.
В сети имеется возможность публичного общения на форумах и чатах. Форумом считается такой сервис, в котором обсуждение какой-либо темы происходит в режиме «оффлайн», то есть неинтерактивно. То есть, например, задав вопрос, получить ответ на него можно спустя 2 недели. В чатах общение происходит в режиме «онлайн», то есть все участники форума живо задействованы в обсуждении.
Конечно, в любом подобном сервисе создаются свои группы и обсуждения. Ответственным за организацию работы сервиса и соблюдение правил сервиса участниками является специальное лицо, называемое администратором. Именно он составляет правила поведения на данном сервисе. А эти правила могут носить абсолютно любой характер, вплоть до того, что все предложения участников должны начинаться на букву «с». Следит за соблюдением правил сервиса лицо, называемое модератором. Считается, что лицо, участвующее в обсуждении, ознакомлено с правилами поведения.
Негативными явлениями информационной культуры является спам. Спам – это ненужная, неактуальная информация. Чаще всего она носит рекламный характер и распространяется фиктивными абонентами (роботами).
Другое негативное явление называется флуд. Оно означает, что человек, не нарушая правил общения, говорит либо совсем не в тему, либо коверкает слова. Здесь уже источником выступает человек. Очень близкое к флуду понятие –сленг. Это заимствованные чаще всего с английского слова, имеющие русские морфемы, либо указатели на объекты, имеющие с ним какие-то общие черты. Иногда сленг – явление неизбежное устоявшееся. Например, никому в голову не придет называть принтер «автоматическим печатающим устройством». Однако совсем непонятна мотивация употребления таких фраз как «титчер» или «тьютер», когда можно обойтись нормальным русским словом «преподаватель». Многие употребляют слово «юзать» вместо слова «использовать». Примером второй категории сленговых слов может выступать слово «тачка», обозначающее компьютер; или «кодер», обозначающее слово «программист».