Власть матери

«Отец, по словам казаков, выше матери стоит: отец властитель и хозяин, как Бог над всем светом, а мать только мехоноша: вынашивает только ребенка, а родит то его отец, кровь то его, потому и власти ему больше». Поэтому и благословение отцовское «старше материнского и проклятие отцовское грознее». Но «и мать, - велик человек: во страстях родила, грудью кормила, по смерти отца она его месте заступает».

В прежнее время власть казака над детьми была, но в смерти детей родитель был не властен: он не смеет отнять жизнь, которую даровал Бог». Поэтому и вытравливание плода, особенно когда последний уже вырос, считается тяжким грехом, хотя и совершается сплошь и рядом казачками. Вот что, например, сообщает г.Тимощенков из ст.Казанской, «Детоубийство распространено здесь, говорят, в высшей степени. Положительных доказательств на это нельзя однако, иметь, потому что очень редко это преступление делается известным и бывает наказуемо по закону, но о распространение его свидетельствуют священники, которым виновные открываются на духу. Совершается оно всегда казачками, мужья которых на службе и причиной его всегда бывает чувство стыда и страха наказания от мужа. Убивают детей еще в утробе матери. Для изгнания ребенка, мать, прежде всего, употребляет механические средства или обращается к какой-нибудь сведующей женщине, очень часто к своей родной матери, и та сообщает ей секрет, какого добыть зелья, как его приготовить, как принять. Наставить дочь в таком случае и избавить ее от позора на всю жизнь мать не сочтет ни преступлением, ни грехом, даже не подумает и покаяться священнику».

Но отец имеет право признать или не признать своим новорожденного ребенка. Он властен сейчас же после рождения или же впоследствии отдать его «в детища» в чужую семью и прекратить с ним всякую связь. Нередко бедные казаки «продают» (по выражению беседовавших со мною казаков) богатым своих детей.

Точно также казак-отец имеет право отдать детей в наем, в работники, лишить наследства, прогнать от себя. Вообще, «отец, по словам самих казаков, что хотит из детей выгадывает». Так, нередко казак, подрядясь на какую-либо работу (например, хлеб возить), вместо себя посылает сына или же, задолжав кому-нибудь, за уплату долга посылает сына в работники к заимодавцу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: