Образование, сбор, накопление, складирование и первичная обработка отходов являются неотъемлемой составной частью технологических процессов, в ходе которых они образуются и должны быть отражены в технологических регламентах и другой нормативно-технической документации. В соответствии с ГОСТ 30772-2001 отходы — это остатки продуктов или дополнительный продукт, образующиеся в процессе или по завершении определенной деятельности и не используемые в непосредственной связи с этой деятельностью. Под определенной деятельностью понимается производственная, исследовательская и другая деятельности, в том числе — потребление продукции. Соответственно различают отходы производства и отходы потребления. Вопросы обращения с отходами регулируются федеральным законом «Об отходах производства и потребления» и подзаконными актами.
Отходы производства — это остатки сырья, материалов, веществ, изделий, предметов, образовавшиеся в процессе производства продукции, выполнения работ (услуг) и утратившие полностью или частично исходные потребительские свойства. Например: металлическая стружка, древесные опилки, бумажные обрезки и пр. К отходам производства также относят образующиеся в процессе производства попутные вещества, не находящие применения в данном производстве. Например: твердые вещества, улавливаемые при очистке отходящих технологических газов или сточных вод. Наряду с отходами производства на промышленных предприятиях образуются и отходы потребления, к которым относят в основном твердые, порошкообразные и пастообразные отходы (мусор, стеклобой, лом, макулатуру, пищевые отходы, тряпье и др.), образующиеся в результате жизнедеятельности работников предприятия.
|
|
Отходы производства и потребления требуют для складирования не только значительных площадей, но и загрязняют вредными веществами, пылью, газообразными выделениями атмосферу, территорию, поверхностные и подземные воды. В связи с этим, деятельность природопользователя должна быть направлена на сокращение объемов (массы) образования отходов, внедрение малоотходных технологий, преобразование отходов во вторичное сырье или получение из них какой-либо продукции, сведение к минимуму образования отходов, не подлежащих дальнейшей переработке, и захоронение их в соответствии с действующим законодательством. В соответствии со статьей 11 федерального закона «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, обязаны:
|
|
• соблюдать экологические требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды;
• разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования;
• внедрять малоотходные технологии на основе научно-технических достижений;
• проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения;
• проводить мониторинг состояния окружающей природной среды на территориях объектов размещения отходов;
• предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами;
• соблюдать требования предупреждения аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации;
• в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей при родной среде, здоровью или имуществу физических и юридических лиц, немедленно информировать об этом специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.
В целях обеспечения охраны окружающей природной среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. При нарушении этих показателей деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в области обращения с отходами может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Отходы производства и потребления могут включать в себя опасные отходы — отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами. Опасные отходы в зависимости от степени их вредного воздействия на окружающую природную среду и здоровье человека подразделяются на классы опасности в соответствии с критериями, установленными специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
В соответствии со статьей 14 федерального закона «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности. На опасные отходы должен быть составлен паспорт, который является документом, удостоверяющим принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, а также содержащим сведения об их составе.
Статья 9 федерального закона «Об отходах производства и потребления» предписывает, что деятельность по обращению с опасными отходами подлежит лицензированию. Порядок лицензирования деятельности по обращению с опасными отходами определяет Правительство Российской
Федерации.
В соответствии со статьей 19 федерального закона «Об охране окружающей среды» индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Статистический учет в области обращения с отходами осуществляется по форме 2тп — (токсичные отходы).
|
|
Неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При отсутствии технической или иной возможности обеспечить безопасность для окружающей природной среды и здоровья человека, деятельность по обращению с опасными отходами может быть ограничена или запрещена в установленном законодательством РФ порядке.
Таким образом, юридические лица и частные предприниматели, в процессе деятельности которых образуются отходы, обязаны:
• вести учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов;
• установить класс опасности образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов;
• составить паспорта на опасные отходы;
• разработать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;
• получить лицензию на деятельность по обращению с опасными отходами.
Учет отходов ведется с использованием федерального классификационного каталога отходов, который представляет собой перечень образующихся в Российской Федерации отходов.
В соответствии со статьей 14 федерального закона «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности. Критерии отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды утверждены Приказом МПР России от 15.06.01 № 511 и предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы.
|
|
Паспорт опасных отходов — документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе. Паспорт опасного отхода составляется и утверждается индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, по согласованию с территориальным органом МПР России по соответствующему субъекту Российской Федерации. Паспорт опасного отхода составляется:
• на отходы, обладающие опасными свойствами (токсичность, пожароопасность, взрывоопасность, высокая реакционная способность, содержание возбудителей инфекционных болезней);
• на отходы I—IV класса опасности для окружающей природной среды.
Форма паспорта опасного отхода, утвержденная Приказом МПР России от 02.12.02 № 785 и зарегистрированная в Минюсте России 16 января 2003 года per. № 4128, заполняется отдельно на каждый вид отходов.
В целях обеспечения охраны окружающей природной среды, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Норматив образования отходов определяет установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции. Лимиты на размещение отходов, разрабатываемые в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду, количеством, видом и классами опасности образующихся отходов и площадью (объемом) объекта их размещения, устанавливают предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки данной территории.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (см. приложение 4.4). Методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение утверждены приказом МПР России от 11.03.2002 № 115, зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 9 июня 2002 года, per. № 3553. При разработке проекта ПНООЛР учитываются:
• экологическая обстановка на данной территории;
• предельно-допустимые вредные воздействия отходов, предполагаемых
к размещению, на окружающую среду;
• наличие имеющихся технологий переработки отхода данного вида, которые включены в банк данных о технологиях использования и обезвреживания отходов, являющийся составной частью государственного кадастра отходов.
При определении нормативов образования отходов применяются следующие методы:
• метод расчета по материально-сырьевому балансу;
• метод расчета по удельным отраслевым нормативам образования отходов.
Порядок использования вышеупомянутых методов для определения нормативов образования отходов подробно рассмотрен в Методических указаниях по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных приказом МПР России от 11.03.2002 № 115.
Для объекта складирования отходов проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение разрабатывается с учетом:
• площади и вместимости объекта складирования отходов;
сохранности у размещаемого отхода полноценных свойств вторичного сырья;
Для объекта захоронения отходов проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение разрабатывается с учетом:
• количества предполагаемых к захоронению отходов (с разбивкой по годам) в соответствии с проектными данными объекта захоронения отходов;
В случае наличия нескольких объектов размещения отходов, отдельно расположенных на территории одного субъекта Российской Федерации, проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение разрабатывается по каждому объекту отдельно.
По решению территориального органа МПР России, для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц непроизводственной сферы возможна разработка проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение по упрощенной форме (см. Приложение 4.5). Проект по упрощенной форме разрабатывается в случае образования отходов V, IV, III классов опасности, а также отходов I класса опасности, представленных только люминесцентными лампами, если:
• суммарное количество отходов не превышает 30 тонн в год;
• масса отходов III класса опасности для окружающей природной среды не превышает 1 % от общей массы образующихся отходов;
• отдельно предусмотрен порядок сбора и экологически безопасного размещения люминесцентных ламп.
Правила разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2000 года № 461. Для утверждения лимитов на размещение отходов индивидуальные предприниматели и юридические лица представляют в территориальные органы Министерства природных ресурсов Российской Федерации следующие документы:
а) заявление с указанием наименования и организационно-правовой формы юридического лица, места его нахождения, наименования банка и номера расчетного счета в банке — для юридических лиц; фамилии, имени, отчества, данных документа, удостоверяющего личность, — для индивидуальных предпринимателей;
б) копию лицензии на осуществление деятельности по обращению с опасными отходами (для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность в области обращения с опасными отходами);
в) проект расчета нормативов образования отходов и лимитов на их размещение по форме, установленной Министерством природных ресурсов Российской Федерации;
г) свидетельство о регистрации объекта размещения отходов в государственном реестре объектов размещения отходов.
Указанные документы принимаются по описи, копия которой направляется (вручается) заявителю с отметкой о дате приема документов. За представление недостоверных или искаженных сведений заявитель несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Территориальные органы Министерства природных ресурсов Российской Федерации в месячный срок рассматривают представленные в установленном порядке материалы и принимают решение об утверждении лимитов на размещение отходов или о возвращении материалов на доработку с указанием причин отказа. Повторно представленные материалы рассматриваются в месячный срок. В случае их отклонения территориальный орган Министерства природных ресурсов Российской Федерации представляет мотивированный отказ, который может быть обжалован в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Неизменность производственного процесса и используемого сырья, представленные в проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, должно ежегодно подтверждаться в виде технического отчета по обращению с отходами.
Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» к опасным отходам отнесены отходы:
- содержащие вредные вещества с опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью);
- содержащие возбудителей инфекционных болезней, которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или в контакте с другими веществами.
Деятельность по обращению с опасными отходами подлежит лицензированию на основании ст. 17 федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также статьи 9 федерального закона «Об отходах производства и потребления». Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим лицензирование деятельности по обращению с опасными отходами, является Министерство природных ресурсов Российской Федерации, во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от И февраля 2002 года № 135 «О лицензировании отдельных видов деятельности». Положение о лицензировании деятельности по обращению с опасными отходами утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2002 года № 340.
Распоряжением МПР России от 2 декабря 2002 года № 483-р были утверждены Методические рекомендации по организации лицензирования деятельности по обращению с опасными отходами на территории Российской Федерации. Лицензированию подлежит деятельность, осуществляемая юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I—IV классов опасности для окружающей природной среды, в том числе опасных отходов, образующихся в процессе производственной деятельности. Деятельность по обращению с отходами V класса опасности для ОПС подлежит лицензированию в случае, если указанные отходы обладают следующими опасными свойствами: токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью или содержат возбудителей инфекционных болезней.
Сбор и складирование отходов, образовавшихся в непроизводственной сфере предприятий (отходы потребления), утвердивших проект нормативов, разработанный по упрощенной схеме, не подлежат лицензированию (приказ МПР России от 11.03.2002 № 115).
Лицензирующий орган предоставляет сведения о выданных лицензиях в территориальный орган Министерства РФ по налогам и сборам по месту получения лицензиатом документа, подтверждающего факт внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц (статья 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц»).
Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган следующие документы:
• заявление о предоставлении лицензии (см. приложение 4.7);
• копии учредительных документов и документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц или копию свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя;
• копия свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе с указанием идентификационного номера налогоплательщика;
• документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии;
• копии документов, подтверждающих соответствующую лицензионным требованиям и условиям профессиональную подготовку индивидуального предпринимателя или работников юридического лица, допущенных к деятельности по обращению с опасными отходами;
• положительное заключение государственной экологической экспертизы материалов обоснования намечаемой деятельности по обращению с опасными отходами.
Для прохождения ГЭЭ заявитель представляет материалы обоснования деятельности по обращению с опасными отходами, разработанные в соответствии с Методическими рекомендациями, утвержденными приказом МПР РФ № 575 от 9 июля 2003 г. (приложение 4.7).
До начала проведения реформы правительственных органов лицензии выдавались МПР России и его территориальными органами в субъектах Российской Федерации. Лицензирующий орган формировал и вел реестр лицензий. В настоящее время функции лицензирования деятельности по обращению с опасными отходами переданы вновь образованной Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору.