Игра и ее особенности у детей дошкольного возраста

ПЛАН

1. Психологические особенности игры.

2. Игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте.

3. Структурные компоненты сюжетно-ролевой игры.

4. Этапы формирования игровой деятельности детей и виды игр.

5. Уровни развития игры (по Д.Б. Эльконину).

6. Особенности развития сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте.

7. Особенности ролевой игры у детей разного пола.

8. Роль взрослого в детской игре.

9. Значение игры для психического развития ребенка.

Психологические особенности игры. Возникновение и развитие различных видов деятельности у человека представляют собой сложный и длительный процесс. Выделяют три генетически сменяющих друг друга и сосуществующих на протяжении всего жизненного пути вида деятельности: игру, учение и труд. Они различаются: по конечным результатам (продукту деятельности); по организации; по особенностям мотивации.

Под влиянием воспитательных воздействий постепенно изменяется активность ребёнка, которая приобретает формы сознательной, целенаправленной деятельности. Первой из них появляется игра.

Игра – это такой вид деятельности, результатом которого не становится производство какого-либо материального или духовного (идеального) продукта (за исключением деловых и конструктивных игр взрослых и детей). Игра как деятельность является выражением определённого отношения личности к окружающей действительности.

Суть человеческой игры – в способности, отображая, преобразовывать мир. Самое основное, центральное и общее значение игры - формирование и проявление потребности ребёнка воздействовать на мир. В игре (в отличие от туда) выражается более непосредственное отношение к жизни, она исходит из непосредственных побуждений – интересов и потребностей.

Ребёнок видит многообразные действия окружающих его людей, но, не владея лежащими в их основе знаниями и умениями, он уже переживает по-своему эти действия, а деятельность, в них проявляющаяся, очень для него привлекательна.

В игре совершаются действия, цели которых лишь значимы для индивида по из собственному внутреннему содержанию.

1. Игровое действие реализует многообразные мотивы специфически человеческой деятельности, но они не связаны с теми целями и средствами и условиями действия, которыми эти действия осуществляются в неигровом, практическом плане, т.е. в игре мотив имеет смысл действия, но не реализация цели в результате (например, лечить).

2. Одни предметы замещаются другими, приобретая значение реальных.

3. Игра может переходить в воображаемую ситуацию, т.е.игра начинается с мысленного преобразования реальных ситуаций и переходит в воображаемую (- уже сварили обед).

4. Игра может выходить за пределы одной ситуации, отвлекаясь от одних сторон действительности, чтобы глубже выявить другие.

5. Чувства, желания, замыслы, которые разыгрываются в игре – подлинные, т.к. ребёнок реально их испытывает.

Причины становления сюжетно-ролевой игры

В раннем детстве ребёнок осваивает действия с предметами ближайшего окружения. Возрастающие стремления к самостоятельности и потребность поступать как взрослый приводит к тому, что ребёнок стремится подражать взрослым во всём. Ему уже недостаточно совершать только бытовые действия. Он хочет водить машину, лечить людей, продавать продукты. Но сделать это в реальной жизни невозможно. Создавшееся противоречие между желаемым и возможным приводит к возникновению сюжетно-ролевой игры, где ребёнок берёт на себя роль взрослого, выполняя его функции понарошку. Ребёнок, моделируя деятельность взрослых в игре, расширяет сферу, в которой он может действовать.

Социальная природа игры. Сюжетно-ролевая игра строится на основе расширяющихся представлений ребёнка о жизни взрослых. В игре ребёнок осваивает мотивы, смыслы жизни и деятельности взрослых. Поведение ребёнка опосредуется образом другого человека. Дошкольник встаёт на точку зрения разных людей и вступает с другими играющими в отношения, отражающие реальные взаимодействия взрослых.

Игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте. Как известно, любая деятельность определяется её мотивом, то есть, тем, на что эта деятельность направлена. Игра является деятельностью, мотив которой лежит в ней самой. Это означает, что ребёнок играет по тому, что ему хочется играть, а не и ради получения какого-то конкретного результата, что типично для бытовой, трудовой и любой другой продуктивной деятельности.

Игра, с одной стороны, создаёт зону ближайшего развития ребёнка, а потому является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Это связанно с тем, что в ней зарождаются новые, более прогрессивные виды деятельности и формирование умения действовать коллективно, творчески, произвольно управлять своим поведением. С другой стороны, её содержание питают продуктивные виды деятельности и постоянно расширяющийся жизненный опыт детей.

Сюжетно-ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут на себя трудовые или социальные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) жизнь взрослых и отношения между ними.

В такой игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребенка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: