Приемы, повышающие результативность запоминания (мнемические приемы)

1. Группировка – разбиение материала на группы по каким-либо основаниям (смыслу, ассоциациям, законам гештальта и т.д.)

2. Выделение опорных пунктов – фиксация какого-либо краткого пункта, служащего опорой более широкого содержания.

3. Составление плана (совокупность опорных пунктов) заучиваемого материала:

а) разбивка материала на составные части;

б) придумывание заглавий для них или выделение какого-нибудь опорного пункта, с которым легко ассоциируется все содержание данной части материала;

в) связывание частей по их заглавиям или выделенным опорным пуектам в единую цепь ассоциаций.

4. Классификация – распределение каких-либо предметов, явлений, понятий по классам, группам, разрядам на основе определения общих признаков.

5. Структурирование – установление взаимного расположения частей, составляющих целое, внутреннего строения запоминаемого.

6. Схематизация – изображение или описание чего-либо в основных чертах или упрощенного представления запоминаемой информации.

7. Аналогии – установления сходства, подобия в определенных отношениях предметов, явлений, понятий.

8. Мнемотехнические приемы – совокупность готовых, известных способов запоминания.

9. Перекодирование – вербализация, или проговаривание, называние, представление информации в образной форме, преобразование информации на основе семантических (слова, предложения, тексты), фонематических и других признаков.

10. Достраивание запоминаемого материала и привнесение в запоминаемое субъектом: использование вербальных посредников, объединение и привнесение чего-либо по ситуативным признакам, распределение по местам (метод локальной привязки, или метод мест).

11. Серийная организация материала – установление или построение различных последовательностей: распределение по объему, по времени, упорядочивание в пространстве и т.д.

12. Ассоциации – установление связей по сходству, смежности или противоположностей.

13. Повторение – сознательно контролируемые или неконтролируемые процессы циркуляции информации:

а) концентрируемое – прочитывание материала подряд несколько раз;

б) распределенное – повторение через определенные промежутки времени.

Сохранение – удержание в памяти в течение более или менее длительного времени и переработка того, что было запечатлено, что запомнилось. Сохраняется в памяти материал значимый, многократно повторяемый, постоянно использующийся в деятельности, хорошо понятный или запечатлевшийся с установкой «запомнить надолго».

Главным условием сохранения является использование запомнившегося на практике, в деятельности. Это относится не только к знаниям, но и к навыкам и умениям.

Забывание – не всегда желательный, но неизбежный процесс, противоположный сохранению. Он протекает почти всегда непроизвольно. Физиологическая основа забывания - торможение временных связей. Забывается прежде всего то, что не имеет для человека жизненно важного значения, не вызывает его интереса, не соответствует его потребностям. Благодаря забыванию в памяти не остается мелких, ненужных, незначимых деталей, запоминание обобщается.

Факторы, влияющие на забывание:

- возраст;

- характер информации и степень ее использования;

- интерференция (ухудшающееся сохранение запоминаемого материала в результате наложения другого материала);

- подавление (по З. Фрейду – торможение следов памяти на уровне сознания и вытеснения их в область бессознательного).

Забывание может быть полным или частичным, длительным или временным. При полном забывании закрепленный материал не только не воспроизводится, но и не узнается. Частичное забывание материала происходит тогда, когда человек воспроизводит его не весь или с ошибками, а также когда узнает, но не может воспроизвести. Временное забывание физиологи объясняют торможением временных нервных связей, полное забывание - их угасанием.

Процесс забывания протекает неравномерно: вначале быстро, затем медленнее. В течение первых пяти дней после заучивания забывание идет быстрее, чем в последующие пять дней. Исследования процесса забывания выявили также одну интересную особенность: наиболее полное и точное воспроизведение сложного и обширного материала обычно бывает не сразу после заучивания, а спустя 2-3 дня. Такое улучшенное отсроченное воспроизведение называется реминисценцией.

Для уменьшения забывания необходимо: 1) понимание, осмысление информации (механически выученная, но не понятая до конца информация забывается быстро и почти полностью - кривая 1 на графике); 2) повторение информации (первое повторение нужно через 40 мин после заучивания, так как через час в памяти остается только 50% механически заученной информации). Необходимо чаще повторять в первые дни после заучивания, поскольку в эти дни максимальны потери от забывания. Лучше так: в первый день - 2-3 повторения, во второй день - 1-2 повторения, в третий-седьмой день по одному повторению, затем одно повторение с интервалом в 7-10 дней. Помните, что 30 повторений в течение месяца эффективнее, чем 100 повторений за день. Поэтому систематическая, без перегрузки учеба, заучивание маленькими порциями в течение семестра с периодическими повторениями через 10 дней намного эффективнее, чем концентрированное заучивание большого объема информации в сжатые сроки сессии, вызывающее умственную и психическую перегрузку и почти полное забывание информации через неделю после сессии.

Забывание в значительной мере зависит от характера деятельности, непосредственно предшествующей запоминанию и происходящей после нее. Отрицательное влияние предшествующей запоминанию деятельности получило название проективного торможения. Отрицательное влияние следующей за запоминанием деятельности называют ретроактивным торможением, оно особенно ярко проявляется в тех случаях, когда вслед за заучиванием выполняется сходная с ним деятельность или если эта деятельность требует значительных усилий.

Воспроизведение – избирательное оживление хранящейся в памяти информации в связи с потребностями человека, конкретными обстоятельствами и задачами в деятельности

Основными формами воспроизведения:

узнавание - проявление памяти, которое возникает при повторном восприятии объекта;

воспоминание, которое осуществляется при отсутствии восприятия объекта;

припоминание, представляющее собой наиболее активную форму воспроизведения, во многом зависящую от ясности поставленных задач, от степени логической упорядоченности запоминаемой и хранимой в ДП информации;

реминисценция – отсроченное воспроизведение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: