Развитие и формирование сенсорики у детей раннего и дошкольного возраста

Ощущения и восприятие – первая ступень познания окружающего мира, которая остается важной на протяжении всей жизни. Развитие ощущений и восприятия создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления). Развитая сенсорика – основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Формирование многих способностей, например, музыкальных, изобразительных, также связано с развитием ощущений и восприятия.

Раннее детство и дошкольный возраст – период, когда сенсорная основа способностей, фундамент сенсорной культуры развивается особенно активно.

Сенсорное воспитание – воспитание, направленное на развитие восприятия и представлений о внешних свойствах предметов.

Сенсорное развитие – развитие восприятия, т.е. усвоение представлений о разных свойствах и отношениях предметов и явлений и овладение новыми действиями восприятия, позволяющими более полно и расчленено воспринимать окружающий мир. Таким образом, сенсорное развитие – это формирование новых, ранее не существовавших у ребенка сенсорных процессов.

Сенсорное развитие включает:

1) развитие органов чувств (органическая предпосылка);

2) овладение сенсорными эталонами;

3) усвоение способов обследования предметов (перцептивные действия).

Развитие сенсорики в младенчестве. Развитие ощущений (т.е. чувствительности) у младенца неразрывно связано с развитием движений. Несмотря на то, что органы чувств новорожденного начинают функционировать с момента рождения, развитие сенсорной и моторной активности происходит не одновременно. Для этого возраста характерно то, что высшие анализаторы – зрение, слух, - опережают развитие руки как органа осязания и органа движения, что влияет на формирование всех форм поведения ребенка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: