В XX в. в общественной практике сексизм рассматривается как часть сложившейся социокультурной системы. Сексизм находит отражение прежде всего в оплате труда, когда одинаковая работа и одинаковая ответственность за работу оплачивается неравно: труд женщины оплачивается ниже. Система неравной стоимости труда с особой остротой поставила проблему женской профессиональной деятельности. На данную проблему имеется три точки зрения:
• ориентация на профессиональную деятельность (вплоть до отказа от семьи);
• ориентация на семью (вплоть до отказа от профессиональной деятельности);
• ориентация на сочетание профессиональной деятельности и семейных ценностей.
При этом в зависимости от экономической стратегии государства женщин либо призывают «на рынок труда», либо просят вернуться к «домашнему очагу», освободив рабочие места для мужчин. Например, статистика высвобождения рабочих мест в Российской Федерации в 1992 г. наглядно показала, что из 1281,7 тыс. человек неработающих граждан, 71% — женщины8.
|
|
Сексизм, или дискриминация женщины, пронизывает общественное сознание очень глубинно. Как показывают зарубежные исследования, поло-ролевые стереотипы относительно мужчин и женщин, оцениваемых в одинаковых ситуациях, различны: к женщине предъявляются большие требования, и отношение к ней более критично. Так, поведение бизнесменов — мужчин и женщин — в сходных ситуациях получили такие характеристики9.
Таблица 22
МУЖЧИНА | ЖЕНЩИНА |
Он активный | Она настойчивая |
Он безупречен в мелочах | Она придирчива |
Он несдержан, так как увлечен своей работой | Она агрессивна |
Он понизил свой трудовой тонус и т.д. | Она капризна и т.д. |
Как показывают исследования O'Лири, предубежденность против женщин основывается на поло-ролевых стереотипах, которые приписывают женщинам, с одной стороны, эмоциональную и коммуникативную направленность, а с другой стороны, ставят под сомнение их трудовую мотивацию, должностную ответственность и профессиональную компетенцию.
О дискриминации по поло-ролевому стереотипу можно говорить и в тех случаях, когда женщина вынуждена совмещать работу домохозяйки с трудом на производстве или в учреждении. В Российской федерации согласно отдельным исследованиям трудовая мотивация женщин, имеющих детей, связана с невозможностью прожить на зарплату мужа. Двойная занятость приводит к хронической усталости женщин, расстройству здоровья10.
Можно упомянуть также и о том, что в средствах массовой информации и литературе женщинам, как правило, придается меньшая общественная ценность, чем мужчинам, хотя очевидно, что их психологическая и социальная нагрузка в жизни все возрастает. Социальное окружение все больше требует, чтобы она была при всех этих нагрузках молодой и привлекательной, сексапильной и современной, и это не может не приводить к психосоматическим расстройствам. В результате женщины более, чем мужчины, подвержены медикаментозной терапии.
|
|
Таким образом, сексизм можно рассматривать как определенную социетальную систему, при которой поло-ролевая социализация, поло-ролевые стереотипы могут являться факторами, негативно влияющими на жизненные стратегии субъекта, его мироощущение и мировосприятие.
На всех уровнях социальной работы при выстраивании интервенций учитывают факторы дискриминации по половым различиям.
Сексизм и социальная работа
Специфика феминистской практики социальной работы заключается в системе идеологических установок. Главная из них — устранение всех форм дискриминации клиента, изменение системы мировоззрения и ценностного отношения социальной среды его обитания. И если феминистская практика обычно связана с проблемой женщин-клиенток, то феминистская идеология рассматривается шире, будучи направленной на все виды дискриминации — по этносу, возрасту, классовым различиям, сексуальной ориентации. Феминистская практика, или нонсексистская социальная работа, оформляется в 1960—1970 гг. Ее основу составляют практические методы психиатрии, психологические теории, специфические ценностные установки помощи женщинам. Эти подходы направлены на переформулирование сложившихся идей, осмысление места женщины в современном обществе, определение ее роли. Важнейшей темой в феминистской практике является личностная и политическая идентификация женщины. В этой связи проблемное поле нонсексистской социальной работы образуют такие темы, как женщина и карьера, женщина и ее взаимоотношения с мужчиной, эффективная работа и личностная идентификация.
Проблемы клиентов рассматриваются в контексте политической и социальной структур, выявляются негативные факторы общественной системы, влияющие на индивидуальный жизненный сценарий клиента. Социальная работа направлена на изменение внешней среды, где и формируются сексистские действия. Тем самым разрушаются дискриминационные стереотипы. Такие принципы феминистского вмешательства часто носят характер политических и социальных акций. Интервенции по отношению к клиенту направлены на приобретение социального и политического опыта индивидуально и в группах самопомощи, где конечная цель — осознание проблем, восстановление утраченных связей на основе приобретенного опыта. Таким образом, феминистский терапевтический подход тесно связан с идеей ресоциализации субъекта на основе изменения индивидуального и общественного сознания, внедрения концепции равенства полов и антидискриминационной политики.
Феминистская практика социальной работы с женщинами выработала определенную стратегию, которую можно представить в следующем виде:
Таблица 23
Принципы | Практика социальной работы |
Подготовка | Подготовка к встрече: оформление записей, необходимых для встречи; проверка фактов и исследований относительно женщин; подбор аргументов для формирования обоснованной позиции, позволяющей оспаривать различные сексистские положения |
Моделирование принципов | Сосредоточиться на том, как принимают в обществе женщину; использовать опыт женщин-клиенток; узнать, как их традиционно воспринимают; участие женщин в групповых взаимоотношениях; осмысление условий, обеспечивающих самостоятельность женщин, и зависимость их от мужчин. При взаимоотношениях избегать сексистской лексики |
Соответствие (релевантность) метода | Проанализировать теории, критикующие женщин; избегать стереотипизации и сексуализации женского поведения; избегать жаргона относительно притеснения. Стремиться к успеху даже в ограниченных масштабах; использовать группы, чтобы подчеркнуть общедоступность опыта и продемонстрировать доминирование обоих полов |
Клиентура и агентство | Формировать установку на то, что агентство не в состоянии оказать всестороннюю помощь клиенту, поощрять инициативу самопомощи, политическую и социальную активность |
Расширение практики | Формирование кодекса феминистской практики, в которой агентство выступает как основа для групповой тренинговой работы |
|
|