Данное издание окажет реальную помощь студентам вузов, обучающимся по направлению и специальности «Психология»: при овладении профессиональными навыками ведения психологических тренингов, а также при подготовке к экзаменам, написании рефератов, курсовых и дипломных работ.
Книга будет чрезвычайно полезна практическим психологам, так как в ней рассмотрены общие подходы, содержание, методы и особенности ведения тренинга в широком контексте (бизнес-тренинги, тренинги психотерапевтического характера, тренинги со взрослыми, с подростками, с детьми и др.).
Содержание книги основано на современных перспективных научных теориях:
—общее представление о тренинге;
— субъектная парадигма психологического тренинга;
— тренинговые методы;
— метафоризация в психологическом тренинге;
— типология тренинговых групп;
— организационно-методические аспекты проведения тренинга;
— подробное описание более 100 тренинговых игр, упражнений, психотехник.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ……………………………………………………………………………………………………………. 10
|
|
Раздел 1
ПСИХОЛОГИЯ ТРЕНИНГА: МЕТОДЫ, ПРИНЦИПЫ, СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Тренинг в системе методов практической психологии …………………………………………… 12
Общее представление о тренинге………………………………………………………………………………...12
Тренинг и другие мета-методы практической психологии………………………………………………….......14
Возможные ошибки психолога при использовании мета-методов на тренинге……………………………….16
Задачи психологического тренинга………………………………………………………………………………. 18
Литература……………………………………………………………………………………………………………………… 21
Вопросы и задания для самоконтроля……………………………………………………………………………………… 21
Глава 2. Субъектная парадигма психологического тренинга ……………………………………………….22
Как быть с бытием?................................................................................................................................................... 22
Характеристики человека как субъекта…………………………………………………………………………... 25
Человек и его возможности………………………………………………………………………………….......... 27
Экологический мир и его характеристики……………………………………………………………………….. 30
Потребность быть субъектом……………………………………………………………………………………... 32
События моей жизни………………………………………………………………………………………………. 35
Психологический тренинг и развитие субъектности……………………………………………………………. 37
Литература……………………………………………………………………………………………………………………… 39
Вопросы и задания для самоконтроля …………………………………………………………………………….39
|
|
Глава З. Сущность тренинговых методов ……………………………………………………………………...40
Общее представление о тренинговом методе……………………………………………………………………. 40
Важнейшие принципы реализации тренинговых методов……………………………………………………… 42
Событие как единица измерения тренинговой реальности……………………………………………………... 45
События тренинга на шкале времени ……………………………………………………………………………..46
События тренинга, происходящие в пространстве………………………………………………………………. 47
Литература…………………………………………………………………………….........................................................50
Вопросы и задания для самоконтроля……………………………………………………………………………………… 50
Глава 4. Тренинговые методы работы с прошлыми событиями …………………………………………… 51
Метод регрессии…………………………………………………………………………………………………… 51
Метод обмена опытом……………………………………………………………………………………………... 53
Метод имитации……………………………………………………………………………………………………. 55
Литература………………………………………………………………………………………………………………………. 59
Вопросы и задания для самоконтроля……………………………………………………………………………………… 59
Глава 5. Тренинговые методы работы со «случающимися» событиями …………………………………...60
Метод концентрации присутствия…………………………………………………………………………………60
Метод групповой рефлексии ………………………………………………………………………………………62
Метод построения диспозиций …………………………………………………………………………………….65
Литература………………………………………………………………………………………………………………………. 69
Вопросы и задания для самоконтроля………………………………………………………………………………………. 69
Глава 6. Тренинговые методы работы с конструируемыми событиями …………………………………...70
Метод символического самовыражения…………………………………………………………………………...70
Метод группового решения проблем ……………………………………………………………………………...73
Метод операционализации …………………………………………………………………………………………75
Обобщение представлений о тренинговых методах……………………………………………………………...77
Литература………………………………………………………………………………………………………………………. 78
Вопросы и задания для самоконтроля……………………………………………………………………………………… 78
Глава 7. Метафоризация в психологическом тренинге ………………………………………………………80
Понимание метафоры……………………………………………………………………………………………… 80
Интерпретация и объяснение метафоры………………………………………………………………………….. 83
Метафора и субъектность…………………………………………………………………………………………. 85
Особенности метафоры как инструмента психолога……………………………………………………………. 87
Литература……………………………………………………………………………………………………………………… 93
Вопросы и задания для самоконтроля……………………………………………………………………………………… 93
Глава 8. Типология тренинговых групп ………………………………………………………………………...94
Основы типологии тренинговых групп... …………………………………………………………………………94
Проблема критериев ………………………………………………………………………………………………..95
Критерии выделения типов тренинговых групп ………………………………………………………………….97
Тренинговая группа «Черная дыра»……………………………………………………………………………...100
Тренинговая группа «Скопление астероидов»…………………………………………………………………..103
Тренинговая группа «Звездная система»…………………………………………………………………………107
Тренинговая группа «Галактический совет»…………………………………………………………………….112
Литература…………………………………………………………………………………………………………………….. 116
Вопросы и задания для самоконтроля…………………………………………………………………………………….. 116
|
|
Глава 9. Подготовка к тренингу ………………………………………………………………………………..118
Проблема планирования тренинга и составления тренинговой программы…………………………………. 118
Девятишаговая модель подготовки к тренингу………………………………………………………………… 120
Вопросы и задания для самоконтроля……………………………………………………………………………………. 127
Глава 10. Организационно-методические аспекты проведения тренинга ………………………………..128
Цели и условия проведения тренинга…………………………………………………………………………… 128
Важнейшие требования к организации психологических тренингов…………………………………………. 129
Описание программы психологического тренинга…………………………………………………………….. 130
Действия психолога-тренера в трудных случаях……………………………………………………………….. 131
Тренинг тренеров и его особенности……………………………………………………………………………. 132
Содержание и структура тренинга тренеров……………………………………………………………………. 134
Литература……………………………………………………………………………………………………………………. 136
Вопросы и задания для самоконтроля……………………………………………………………………………………. 136
Приложение 1. Психологическая матрица тренинга…………………………………………………………… 137
Приложение 2. Цели тренинговой работы……………………………………………………………………… 138
Приложение 3. Требования к организации психологических тренингов……………………………………... 139
Приложение 4. Блочная структура занятия……………………………………………………………………... 140
Приложение 5. Схема анализа тренингового занятия………………………………………………………….. 141
Приложение 6. Подсказки тренеру……………………………………………………………………………… 142
Глава 11. Приемы создания тренинговых техник …………………………………………………………...147
Этапы работы по созданию тренинговых техник ……………………………………………………………….148
Вопросы и задания для самоконтроля……………………………………………………………………………………. 153
Глава 12. Примеры тренинговых методов и упражнений …………………………………………………..155
Игра «ТЫ настоящий творец!»………………………………………………………………………………….. 155
Игра «Мои удачи и неудачи»…………………………………………………………………………………….. 159
Вопросы и задания для самоконтроля……………………………………………………………………………………. 165
|
|
Раздел 2
ТРЕНИНГОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, ИГРЫ, ПСИХОТЕХНИКИ
Глава 1. Упражнения, способствующие запуску групповой динамики …………………………………...166
Актеры и кинорежиссеры………………………………………………………………………………………... 166
Звуки имени……………………………………………………………………………………………………….. 174
Говорящие вещи…………………………………………………………………………………………………... 177
Личный герб и девиз……………………………………………………………………………………………… 182
Чувствоведы………………………………………………………………………………………………………. 186
Глава 2. Упражнения, направленные на получение обратной связи ……………………………………….191
Мой портрет глазами группы……………………………………………………………………………………..191
Дискуссия в ролях друг друга……………………………………………………………………………………..194
Ответы за другого………………………………………………………………………………………………….195
Молчащее и говорящее зеркало…………………………………………………………………………………..197
Рекламный ролик…………………………………………………………………………………………………..200
Самосуд……………………………………………………………………………………………………………..201
От сумы да от тюрьмы… …………………………………………………………………………………………202
«Стул откровений»………………………………………………………………………………………………...207
Говорящий список………………………………………………………………………………………………....209
Круг ассоциаций…………………………………………………………………………………………………...211
Мульт – прототип…………………………………………………………………………………………………..212
Глава 3. Упражнения, направленные на развитие взаимопонимания …………………………………….215
Я знаю, что тебе приснилось……………………………………………………………………………………...215
Белые маги – черные маги…………………………………………………………………………………………217
Шахматы……………………………………………………………………………………………………………219
Цветные королевства………………………………………………………………………………………………221
Ищу друга…………………………………………………………………………………………………………..225
Режиссер, сказочник, художник…………………………………………………………………………………..227
Сказочный цветочный город……………………………………………………………………………………...232
Выбор пристанища для души……………………………………………………………………………………..237
Зубы дареного коня………………………………………………………………………………………………...241
Глава 4. Игры – альтернативы для развития навыков сотрудничества ………………………………….244
Сделка………………………………………………………………………………………………………………244
Альпинисты………………………………………………………………………………………………………...247
Встреча двух волшебников………………………………………………………………………………………..249
Однажды в созвездии Лебедя……………………………………………………………………………………..250
Глава 5. Коммуникативные игры – путешествия …………………………………………………………....256
Необитаемый остров׃ очередное путешествие………………………………………………………………….256
Путешествие к волшебнику……………………………………………………………………………………….262
Морское путешествие……………………………………………………………………………………………...273
Глава 6. Психотехники, направленные на помощь в решении проблем ………………………………….283
Разговор со сменой позиции………………………………………………………………………………………283
Несказочные проблемы……………………………………………………………………………………………287
Метафора проблемы……………………………………………………………………………………………….291
Двоечник – тоже человек!........................................................................................................................................296
Глава 7. Упражнения, направленные на развитие навыков убеждения …………………………………..302
Заколдованные звери………………………………………………………………………………………………302
Чары злобного Крокса……………………………………………………………………………………………..306
Теремок……………………………………………………………………………………………………………..312
Цыганка – гадалка………………………………………………………………………………………………….316
Глава 8. Упражнения, направленные на развитие уверенности в себе ……………………………………319
Лидер и его команда……………………………………………………………………………………………….319
Город Невезучих…………………………………………………………………………………………………...325
Маски – шоу………………………………………………………………………………………………………..331
Глава 9. Упражнения, направленные на развитие навыков гибкого поведения …………………………334
Я возвращаюсь домой……………………………………………………………………………………………..334
Кельтское колесо бытия…………………………………………………………………………………………...338
Новая Золушка……………………………………………………………………………………………………..340
Мудрость ангелов………………………………………………………………………………………………….342
Глава 10. Упражнения, направленные на самосознание …………………………………………………......345
Разговор субличностей…………………………………………………………………………………………….345
Дистанция…………………………………………………………………………………………………………..350
Ранжирование по качествам………………………………………………………………………………………353
Мне недостает……………………………………………………………………………………………………...356
Глав 11. Медитации – визуализации …………………………………………………………………...………360
Судно, на котором я плыву………………………………………………………………………………………..360
Мудрец из храма…………………………………………………………………………………………………...364
Горная вершина…………………………………………………………………………………………………….366
Образ внутреннего мира…………………………………………………………………………………………...367
Глав 12. Сказкотерапевтические упражнения ………………………………………………………………..373
Давайте сочиним сказку…………………………………………………………………………………………...373
Герои и антигерои………………………………………………………………………………………………….377
Любимые и нелюбимые сказки…………………………………………………………………………………...384
Деревья – Характеры из волшебного леса………………………………………………………………………..389
Путешествия в страну Гармоника………………………………………………………………………………...394
Волшебники………………………………………………………………………………………………………...396
Как закончить сказку?..............................................................................................................................................401
Заверши сказку……………………………………………………………………………………………………..405
Литература ………………………………………………………………………………………………………..411