Основная часть. В этом разделе никаких рецептов и вовсе быть не может, хотя это самая главная часть работы, ее суть

В этом разделе никаких рецептов и вовсе быть не может, хотя
это самая главная часть работы, ее суть, то, ради чего проведено
исследование: сколько тем — столько способов подхода к их изло-
жению, сколько проблем — столько композиционных решений,
сколько людей — столько своеобразных стилей.

Но как бы ни была построена работа, сколько бы разделов,
глав и подглавок ни включала, изложение должно быть логич-
ным, стройным, ясным и грамотным.


Прежде чем приступить к написанию текста, постарайтесь
ответить на вопрос: что вы хотите доказать своей работой? Пост-
ройте четкий план аргументации своей точки зрения. Определите
аспекты решения проблемы. Именно эти элементы лягут в основу
структуры вашей работы.

Бывает так, что материал, который вы нашли и очень хотите
включить в повествование, нарушает логику изложения или про-
порциональное соотношение разделов. Лучший выход из такого
затруднения — вынесение его в примечания или приложения с
кратким пересказом в тексте.

Каждая структурная часть работы (раздел, глава, подглав-
ка) должна обладать внутренним единством и заключаться выво-
дами из рассуждений. Если выводы не могут быть сделаны —
значит, изложение просто лишено смысла.

Несколько большей определенностью отличается композиция
работы «прикладного» характера. В ней должны быть две обяза-
тельные части (не считая введения и заключения): текст (с пла-
ном-маршрутом в случае необходимости) и материалы, включаю-
щие не только историю создания произведений изобразительного
искусства и архитектуры, но и живой рассказ о людях, имеющих
к ним отношение (изображенных на портретах друзьях худож-
ника, принимавших деятельное участие в создании произведе-
ний, живших или трудившихся в зданиях, о которых идет речь),
о судьбе произведения и т. д. Если логика изложения материала
в первой части определяется подходом к материалу и, в конеч-
ном итоге, проблемой, лежащей в основе изложения, то во вто-
ром материалы экскурсии выстраиваются в соответствии с ее
планом-маршрутом.

Эта часть должна быть особенно тщательно продумана. Рабо-
тать над ее композицией следует там, где экскурсия будет прохо-
дить — в музее или на улицах города.

В музее учтите необходимость более или менее плавного дви-
жения. Нужно хорошо владеть группой, чтобы позволить себе
длинные переходы из одного зала в другой или частые перемеще-
ния внутри зала — из конца в конец и обратно. И все же такие
переходы иногда необходимы. Совершенно недопустима абсолют-
ная привязанность к экспозиции, при которой произведения рас-
сматриваются одно за другим в порядке их размещения. При
этом неизбежно нарушается логика изложения материала, хро-
нологические принципы (или иные, избранные вами). Продумай-
те логику переходов, четко отберите материал, который должен
быть изложен.


Составляя план-маршрут архитектурной экскурсии, постарай-
тесь по возможности сократить транспортные переезды, выби-
райте памятники, расположенные удобно для пешеходной про-
гулки, — учителю не так часто удается получить в свое распоря-
жение автобус для проведения экскурсии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: