(Фландрия, Италия, Франция,
Голландия, Испания)
1 вариант
ТЕМА 1. БАРОККО. ТВОРЧЕСТВО П. РУБЕНСА
Основные проблемы
Образ человека в произведениях мастеров барокко. Природа
и человек в творчестве художников барокко. Пластическая систе-
ма живописцев барокко.
Рекомендуемые темы и произведения П. Рубенса
для подготовки к выступлению в Эрмитаже
1. «Поклонение пастухов», эскиз 1608 г. — раннее произведе-
ние Рубенса. Корреджо («Ночь. Рождество») и интерпретация этой
композиции Рубенсом. Формирование барочной стилистики.
2. «Христос в терновом венце», около 1612 г. — освоение
итальянских «уроков». Роль античной и ренессансной тради-
ции в творчестве художника. Анализ композиции этого произ-
ведения.
3. «Снятие с креста», около 1618 г. — алтарный образ, своеоб-
разие трактовки евангельских образов. Анализ композиционной
системы мастеров барокко. Цветовой строй и психологическая
характеристика персонажей этого холста.
4. «Союз Земли и Воды», около 1618 г. — тема изображения
«стихии» и современное ее содержание. Образ Кибелы в картине
и представление Рубенса о прекрасном. Идеальное и реальное в
мифологических героях. Изображение человеческих эмоций и аф-
фектов в произведениях Рубенса.
5. «Персей и Андромеда», начало 1620 годов — античные ми-
фологические источники и их свободное толкование, присущее твор-
ческому темпераменту Рубенса. Динамика композиционного ре-
шения. Живописный метод Рубенса.
6. «Коронация королевы» — эскиз, начало 1620 годов — один
из лучших по живописному исполнению эскизов серии «Жизнь
Марии Медичи». Характеристика изобразительного мышления ху-
дожника.
7. «Портрет камеристки инфанты Изабеллы», около 1625 г. —
раскрытие «неуловимой духовности» модели, особая интимная
интонация мастера.
8. «Пейзаж с возчиками камней», около 1620 г. — Вселенная
и Человек. Изображение пространства и времени в этом холсте.
Бурно-динамическая жизнь природы — характерная черта мас-
тера барокко.
Студент может обратиться к анализу и других произведений
Рубенса: «Пейзаж с радугой», 1630 г., «Вакх», между 1636 и 1690 го-
дами и др.
ТЕМА 2. БАРОККО. ФЛАМАНДСКОЕ
И ИТАЛЬЯНСКОЕ ИСКУССТВО XVIII в.