Патриархальная теория происхождения государства

К наиболее известным представителям патриархальной теории происхождения государства можно отнести Аристотеля, Конфуция, Р. Фильмера, русского социолога и теоретика народничества И. Михайловского и др.

Они обосновывают тот факт, что люди – существа коллектив­ные, стремящиеся к взаимному общению, приводящему к возникно­вению семьи. В последующем развитие и разрастание семьи в резуль­тате объединения людей и увеличения числа этих семей приводят, в конечном счете, к образованию государства.

Отсюда власть государя есть продолжение власти отца (патриар­ха) в семье, которая выступает неограниченной. Поскольку призна­ется изначально божественное происхождение власти «патриарха», подданным предложено покорно подчиняться государю. Всякое со­противление такой власти недопустимо. Лишь отеческая забота царя (короля и т.п.) способна обеспечить необходимые для человека ус­ловия жизни.

Как и в семье, отец, так и в государстве монарх не выбирается, не назначается и не смещается подданными, ибо последние – его дети.

Р. Фильмер с помощью этой теории обосно­вывал в XVII в. неограниченную власть английских королей. С его точки зрения, короли являются преемниками библей­ского патриарха Адама, которому от бога дана не только оте­ческая, но и королевская (царская) власть над своим потом­ством. От Адама эта власть перешла к старшему в семье, а в конце концов – к королям.

Разумеется, известная аналогия государства с семьей возможна, так как структура современной государственности возникла не сразу, а развивалась от простейших форм, которые, действительно, вполне могли быть сравнимы со структурой первобытной семьи. Кроме того, эта теория создает ореол святости, уважения государст­венности власти, «родственности» всех в единой стране.

Вместе с тем представители данной доктрины упрощают процесс происхождения государства, по сути дела экстраполируют понятие «семья» на понятие «государство», а такие категории, как «отец», «члены семьи», необоснованно отождествляются соответственно с категориями «государь», «подданные». К тому же, по свидетельству историков, вначале воз­никает род, а семья складывается гораздо позднее в силу упо­рядочения отношений полов и в связи с изменениями в про­изводственной сфере, семья (как социальный институт) возникала практически параллельно с возникновением государства в процессе разложения первобытнообщинного строя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: