Развитие как атрибут бытия. Диалектика как философская теория развития. Исторические формы диалектики

Системно организованный и структурно упорядоченный мир существует как непрекращающаяся изменчивость. Это изменчивость свойственна миру на всех уровнях его организации, поэтому она является его атрибутивным свойством. Изменчивость проявляется во взаимодействии, движении и развитии. Под взаимодействием обычно понимают такие отношения между системами, при которых в процессе взаимного воздействия изменения в одной системе приводят к изменениям в другой системе. Движением называют любые взаимодействия материальных систем и изменения вызванные ими, вне которых существование невозможно. Поэтому движение называют способом существования материи. На ранних этапах развития философии под движением понимали возникновение и исчезновение чего-либо. Позже движением называли соединение и разделение. У Аристотеля движение – это изменение места тела в пространстве. Очевидно, что на разных этапах развития философии существовала тенденция сводить движение к одной из его форм. Эта тенденция получила название редукционизма.

Принцип редукционизма был подвергнут критике Энгельсом, который ввел в философию понятие движения как всякого изменения вообще и отстаивал качественное разнообразие его форм. Он же предложил и классификацию форм движения, которая, с одной стороны, основывалась, а с другой – отражала состояние науки второй половины XIX в.: механическую, физическую, химическую, биологическую и социальную. В основе этой классификации лежат три принципа:

1) Каждая из форм движения соотносима с определенным структурным уровнем материи;

2) Формы движения связаны между собой генетически, т.е. высшие формы движения возникают на основе низших;

3) Высшие формы движения качественно специфичны и не сводимы к низшим.

Современная наука не отрицает предложенной Энгельсом классификации, но углубляет ее, позволяет выделить такие формы движения, которые в XIX в. были неизвестны. Принцип же классификации остается прежним: связь с видом материи, способом существования которого является данная форма движения.

Различают также два типа движения. Первый тип движения связан с сохранением качественной определенности материального объекта. Воспроизведение одного и того же набора признаков позволяет говорить об определенном предмете. Внутренняя противоречивость движения как единство изменчивости и неизменности, устойчивости (покоя, сохранения) является одним из его атрибутивных свойств. Любое конкретное бытие существует лишь благодаря тому, что в нем воспроизводится определенный тип изменений, движений. При уничтожении этого типа движения данное конкретное бытие распадается, переходит в другое бытие. Покой выступает момент сохранения качественной определенности движущегося бытия. Второй тип движения связан с переходом вещества от одного качества к другому.

От категории движения следует отличать категорию развития.

Развитие – это процесс накапливающихся, необратимых, поступательных изменений сложных системных объектов в достаточно больших интервалах времени.

Развитие может быть связанным с качественным преобразованием конкретного вида бытия, например, развитие растения из семени до колоса, процесс образования кристаллов, смена общественных эпох, эволюция звезд, приобретение студентом специальности, формирование новых теорий (динамический вид развития).

Другой разновидностью развития является процесс перехода с одного структурного уровня организации бытия на другой (популяционное развитие). Примерами этой разновидности может быть формирование атомов и молекул на основе взаимодействия элементарных частиц и полей: переход от углеродистых соединений к белкам, возникновение социального уровня организации бытия и др. Некоторые мыслители настаивают на том, что развитие имеет место только в живой природе.

В философии учение о наиболее общих закономерностях становления, развития, внутренний источник которых видится в единстве и борьбе противоположностей, называют диалектикой. Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, сознания, познания и других аспектов действительности через законы диалектики, категории и принципы. Законы диалектики отличаются от законов других наук (физики, математики и др.) своей всеобщностью и универсальностью, поскольку они охватывают все сферы окружающей действительности, раскрывают глубинные основы движения и развития – их источник, механизм перехода от старого к новому, связи старого и нового. Выделяются три базовых закона диалектики: единства и борьбы противоположностей, переход количества в качество, отрицания отрицания.

Закон единства и борьбы противоположностей заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по своей природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу. Единство и борьба противоположных начал – внутренний источник движения и развития всего сущего.

Вторым законом диалектики является закон перехода количественных изменений в качественные. Качество – тождественная бытию определенность, стабильная система определенных характеристик и связей предмета. Количество – исчисляемые параметры предмета или явления (число, величина, объем, вес, размер и т.д.). Мера – единство количества и качества. При определенных количественных изменениях обязательно меняется качество. При этом качество не может меняться бесконечно. Наступает момент, когда изменение качества приводит к изменению меры (то есть той системы координат, в которой раньше происходило изменение качества под влиянием количественных изменений) – к коренной трансформации сущности предмета.

Закон отрицания отрицания заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым.

Основными принципами диалектики являются принцип всеобщей связи, принцип системности, принцип причинности, принцип историзма. Всеобщая связь означает целостность окружающего мира, его внутреннее единство, взаимосвязанность, взаимозависимость всех его компонентов – предметов, явлений, процессов.

Системность означает, что многочисленные связи в окружающем мире существуют не хаотично, а упорядоченно. Данные связи образуют целостную систему, в которой они располагаются в иерархическом порядке. Благодаря этому окружающий мир имеет внутреннюю целесообразность.

Причинность – наличие таких связей, где одна порождает другую. Предметы, явления, процессы окружающего мира чем-то обусловлены, то есть имеют либо внешнюю, либо внутреннюю причину. Причина в свою очередь, порождает следствие, а связи в целом именуются причинно-следственными.

Историзм подразумевает два аспекта окружающего мира: вечность неуничтожимость истории, мира; его существование и развитие во времени, которое длится всегда.

В настоящее время вопросы развития получили дальнейшую концептуализацию в рамках так называемого синергетического подхода. Синергетика – это междисциплинарная область научного знания, ориентирующаяся на познание общих принципов самоорганизации и управления в сложных системах. Синергетикой вскрылись некоторые новые черты развития: отсутствие его направленности, множественность путей развития, закономерность хаотических процессов и т.д. Всё это породило проблему соотношения синергетики и диалектики. В научной литературе имеют место разные точки знания по этой проблеме. Так, одни авторы считают, что диалектика должна стать частью синергетики как её частный метод, либо вообще синергетика заменит диалектику (А.Б. Венгеров). Другие – ставят вопрос о создании новой нелинейной диалектики (В.В. Афанасьева). Третьи исследователи полагают, что синергетика является математической основой диалектического материализма (Д.С. Чернавский).

Синергетика представляет собою современную теорию эволюции открытых сложных систем. В качестве таковых в синергетике рассматривается биосфера со всей совокупностью своих элементов, наблюдаемая Вселенная, общество и создаваемое им материальная и духовная культура. Она исследует и отдельные подсистемы названных систем. Она ориентирует познавательный процесс на выявление нелинейного характера их развития, общих закономерностей и принципов самоорганизации самой разной сложности и природы: физических, химических, биологических, технических, социальных и т.д. В этом плане синергетика приобретает и парадигмальный статус. Она становится парадигмой современной научного знания. В ней возможно существование и самых разных подходов в познании системных объектов. Её утверждение приводит к отказу от образа мира, построенного из элементарных частиц материи, в пользу картины мира, состоящего из системных объектов и совокупности нелинейных процессов. Всё это определяет и её особую роль в формировании современной картины мира.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: