Перечень возможных тестовых вопросов по теме на ПГК. 1.О зарождении христианской философии

1. О зарождении христианской философии. Ответ. Христианская философия зарождается в Римской империи в 1-У вв. н.э. на основе раннего христианства, ересей и античной философии. Наивысшего расцвета достигла в У-Х111 вв. н.э. (в период между распадом Западной римской империи и началом эпохи Возрождения).

2. О представителях христианской философии. Ответ. Представители христианской философии: Тертуллиан, Августин Блаженный, Боэций, Фома Аквинский, Ансельм Кентерберийский, Пьер Абеляр, Оккам.

3. Об этапах генезиса христианской философии. Ответ. Развитие христианской философии обычно подразделяют на два периода: патристику и схоластику. А в самой схоластике выделяют 3 этапа: раннюю, зрелую (классическую) и позднюю.

4. О патристике. Ответ. Патристика («патер» - отец) – это учение апологетиков, или «Отцов Церкви», отстаивавших догматы христианской религии против язычества, утверждавших несовместимость религиозной веры с античной философией, 1- У111 вв.

5. О схоластике. Ответ. Схоластика («scholasticos» - школьный) – средневековая «школьная философия», представители которой – схоласты – стремились в Х-Х1У вв. рационально обосновать и систематизировать основные положения христианского вероучения. Для этого они используют идеи Античной философии (Платона и, особенно, Аристотеля).

6. О философии и богословии. Ответ. В средневековье, тотальное господство церкви над обществом поставило перед философией задачу помочь церкви в философском объяснении и даже обосновании догматов веры. Философия на ряд веков стала «Служанкой богословия».

7. Об апологетике. Ответ. Апологетика была ранним этапом патристики. «Отцы церкви» своими апологиями (сочинениями) защищали и оправдывали деятельность первых христиан, и стремились выработать единую позицию христианского вероучения.

8. О важнейших концепциях христианства. Ответ. В период патристики формируются важнейшие концепций христианства, впоследствии определившей основу всей христианской философии. Это – теоцентризм, креационизм, персонализм, провиденциализм, сотериологизм и ревялиционизм. Содержание каждой из этих концепции подробно изложено в материале к курсу лекции.

9. Об Августине Блаженном. Ответ. Он, будучи епископом гиппонским в Северной Африке, был крупнейшим и влиятельным из «Отцов церкви» на западе. Впервые выступил с концепцией, противостоящей «объективистским системам» античности. Большое значение придавал христианским идеям бессмертия человеческой души, грехопадения и искупления. Основное соч. «О граде божьем».

10. О Боэций. Ответ. Он стоял у истоков схоластики, которого позднее называли «отцом схоластики». Он развивает систему изучения 7 наук, как пропедевтики к изучению теологии: trivium («трехпутье») – грамматика, риторика и диалектика (логика); quadrivium («четырехпутье») – арифметика, геометрия, акустика (музыка) и астрономия.

11. О доказательстве бытия богаАнсельмом Кентерберийским. Ответ. Апостериорное – доказательство, идущее от следствий к их причинам, то есть косвенное: «мы видим вещи различных совершенств, разные блага… Следовательно, есть причина их существования, то есть существует самое высшее, самое благое, самое большое – Бог». Априорное – бытие бога выводиться из самого понятия бога. Бог наибольший объект мысли, Если допустить, что его не существует, то он будет меньше другого, аналогичного объекта мысли. А это противоречит понятию бога, как наиболее возможного объекта мысли. Поэтому бог существует.

12. Об универсалиях. Ответ. Это спор между философами о том, что реально существует: общие понятия, или единичные вещи.

13. О реализме средневековом. Ответ. Реализм средневековый (лат.realis – действительный, вещественный) – направление в схоластике, утверждавшее, что о бщие понятия (универсалии) имеют реальное существование и предшествуют существованию единичных вещей. То есть, общие понятия существуют сами по себе, независимо от человеческой мысли и речи. К примеру, если понятие бога существует в мысли, то он есть и в реальности.

14. О номинализме. Ответ. Номинализм происходит от слова «ноумены» (лат. nomen – имя, название). Отсюда название этого направления – «номинализм», который утверждает, что общие понятия создаются только нашим мышлением, и они не только не существуют независимо от вещей, но даже не отражают их свойств и качеств. Таким образом, они лишь слова и даже «звуки голоса» - нет «общего», есть только «единичное», реально существующее. Нет «человека вообще», только конкретные люди, «человек» есть общее имя, которым называется каждый единичный человек.

15. О концептуализме. Ответ. Против крайностей обеих точек зрения выступил в 12 в. Абеляр, пытавшийся примирить реализм и номинализм. По нему общее существует реально, но только в уме человека. Это учение получило название концептуализма. Но и он не подходил церкви, ибо тогда получается, что триединый бог - общее – существует только в уме.

16. О Фоме Аквинском. Ответ. Фома Аквинский, монах-доминиканец, ученик Альберта. Церковь наиболее высоко оценила деятельность и учение Фомы Аквинского: причислило его к кругу своих «святых», а в 1879 г. объявило его учение своей официальной философской доктриной (Неотомизм).

17. Об основных сочинениях Фомы Аквинского и содержании его философии. Ответ. Основные сочинения Фомы Аквинского: «Сумма против язычников» и «Сума теологии». Его объективно-идеалистическая философия сложилась в результате теологической интерпретации учения Аристотеля, и приспособления его к христианскому вероучению. Основным принципом философии Аквинского выступает гармония веры и разума.

18. О пяти постулатах Фомы Аквинского о бытие бога. Ответ. Фома Аквинский выдвинул 5 онтологических доказательств существования бога. Доказательства выводятся из существования окружающего мира как божественного творения. Первое, движение. Второе, причина. Третье, случайность и необходимость. Четвертое, степени качества. Пятое, цель.

19. О двух кванторах общности Дунса Скота. Ответ. В логике он отличал два квантора общности: 1) всякий (omnis), в смысле «каждый» - беря все подряд; 2) любой (unusquisque), в смысле «что бы мы ни взяли» (более высокий вид абстракции). Если у Фомы богословие оставалось спекулятивной наукой, опирающейся на рациональное познание, то для Дунса Скота и остальных его противников оно становилось уже практической дисциплиной.

20. О бритве Оккама. Ответ. Уильяму Оккаму принадлежит знаменитый тезис: «Сущностей не следует умножать без необходимости» (так называемая бритва Оккама). Он снимал ряд схоластических противоречий и проблем, например разграничение сущности и существования и приписывание сущности особого бытия. В этой связи Оккам говорил, что поскольку реально существуют только единичные вещи, то вне их нет никакой сущности и допущение такового их существования должно быть отброшено.

21. Об арабо-мусульманской философии. Ответ. Арабо-мусульманская философия представляла собой совокупность философских учений, разрабатывавшихся в эпоху средневековья мыслителями народов Востока, принявших мусульманскую веру и пользовавшихся арабским языком.

22. О мусульманстве. Ответ. Слово «мусульманство» происходит от арабского слова «муслим», что означает покорные Аллаху. Это новая религия, возникшая в условиях столкновений кочевников бедуинов с горожанами, пробуждением арабского национального самосознания в необходимости объединения разрозненных племен для борьбы с персами, абиссинцами и другими внешними врагами.

23. О каламе. Ответ. Одним из важных условий, или предпосылкой для возникновения арабо-мусульманской философии был «калам» - дискуссии по обсуждению догматов Корана. Оно было направлено против метафизики философии, языческой мудрости и античной философии.

24. О приверженцах и противниках калама. Ответ. Приверженцев калама называли мутакалимами. А рабо-мусульманская философия также непосредственно была связана с деятельностью мутазилитов, обособившихся и отделившихся от традиционной веры служителей веры. Они были ранними представителями калама (рационального богословия), которые, начав с обсуждения вопросов о свободе человеческой воли и божественных атрибутах, кончили разработкой концепций, выходивших за рамки религии и даже подрывавших некоторые её догматы.

25. Об ашаритах. Ответ. Против мутазилитов выступил Аль-Ашари и его последователи (ашариты), стремившиеся возвратить и укрепить ортодоксальную веру. После длительной борьбы, учение ашаритов стало господствующей в исламе.

26. О суфитах. Ответ. Паралельно с движением ашаритов, в арабском мире возникает движение мистиков – суфитов (на араб. суф означает шерсть, следовательно суфий – носящий шерстяной плащ). Они занимали позицию аскетизма и крайнего мистицизма. Признавая реальным только бога, а окружающие вещи и явления – его эманацией, они, происхождение мира объясняли путем мистического истечения творческой энергии бога. Высшая цель жизни – это мистическое соединение души человека с богом, требующая отрешения от всего земного.

27. Об Аль-Кинди. Ответ. Родоначальником восточного перипатетизма считают Аль Кинди– арабского философа, астролога, математика и врача. Получил почетное прозвище «философа арабов», ввел в обиход основные концепции аристотелизма, написав комментарий к соч. Аристотеля «Органон» и другим.

28. Об Аль-Фараби. Ответ. Аль-Фараби считают вторым крупным мыслителем арабского Востока. Ему еще при жизни присвоили почетное звание «Второй учитель» (т. е. второй после Аристотеля). Он прокомментировал многие работы Аристотеля, и, кроме того, создал ряд оригинальных работ. Наибольшей известностью пользовалось его сочинение «Жемчужина премудрости» - небольшой трактат, излагающий в сжатой форме его учение.

29. Об Абу Али Ибн-Сине (Авицене). Ответ. Крупнейшим представителем восточно-арабской культуры был Абу Али Ибн-Сина (Авиценна), таджикский философ, врач и ученый, сыгравший большую роль в распространении среди арабов, а через них в Западной Европе философского и научного наследия античности. Основ. соч.: «Книга знания» («Даниш-намэ») – содержит сжатое изложение логических и физических взглядов Ибн-Сины. Широкую известность получили его «Книга исцеления», «Медицинский канон» и др.

30. Об Ибн-Рушде (Авэроэсе). Ответ. Творчество Ибн-Рушда составляет вершину средневековой арабо-мусульманской философии. Он не только очистил аристотелевское учение от позднейших неоплатонических наслоений, но и создал самостоятельную систему, склоняющуюся к натуралистическому пантеизму. Современники говорили, что «Аристотель объяснил природу, а Авэрроэс - Аристотеля».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: