Факторы глобальной внешней среды

1. Глобальное расширение хозяйственных связей. Как уже отмечалось, средневековой этап развития экономики характеризовался господством натурального хозяйства, когда производитель продукта сам непосредственно его и потреблял. Впоследствии развитие экономики характеризовалось неуклонным повышением значения обмена продукцией. В немалой степени этому способствовало:

- историческое разделение труда, когда отдельные регионы традиционно специализировались на производстве определенной продукции;

- повышение производительности труда, позволяющее производить гигантское количество продукции, позволяющее обеспечить запросы больших групп потребителей;

- развитие транспортных коммуникаций, позволяющих при относительно небольших затратах перемещать продукцию на какие угодно расстояния.

Эти и многие другие обстоятельства в конечном итоге превратили нашу цивилизацию в единый народнохозяйственный субъект. В наших условиях конкретное место производства продукции является совершенно неважным, поскольку потребляться эта продукция может в любой точке земного шара.

Глобализация народнохозяйственных связей привела к тому, что для многих предприятий в качестве внешней среды выступает вся мировая цивилизация. Это требует от управления особых подходов - прежде всего глобального видения мира.

2. В современных условиях существенно возрастает значение умственного, интеллектуального труда. Проблема утраты различий между физическим и умственным трудом, обозначенная в конце XVIII в. Ш. Фурье, имела в течение XIX--XX вв. достаточно богатую историю. Если в доиндустриальный период господствующим являлся физический труд, то в последующем значение интеллектуального труда неизменно возрастало, как с количественной, так и с качественной точки зрения. В настоящее время, численность работников, занятых умственным трудом, значительно превышает количество работающих физически. Одновременно существенно возросла и сложность умственного труда, но самое главное -- на сегодняшний день во многих случаях весьма сложно вообще различить умственный и физический труд.

3. Современное общество характеризуется всеобщей информатизацией, которая определяется двумя обстоятельствами:

- создание условий для мгновенной передачи информации на любое расстояние;

- создание глобальных информационных сетей, позволяющих в течение самого короткого времени получать самую разнообразную информацию.

Информатизация в свою очередь позволяет поставить культурное и деловое взаимодействие на принципиально новый уровень и является еще одним фактором формирования глобальных хозяйственных связей. Характеризуя данный фактор, Г. Саймон отмечал, что ЭВМ обладает таким же революционным потенциалом, каким в XVIII в. обладала паровая машина.

4. Последние десятилетия характеризуются снижением удельного веса работников, занятых промышленным и сельскохозяйственным производством. К концу XX в. в развитых странах производительность труда в промышленности и сельском хозяйстве возросла настолько, что стало возможным использовать не менее 80% рабочей силы в непроизводственных отраслях.

Как мы помним, работы Ф. Тейлора, А. Файоля, в значительной мере и теоретиков школы человеческих отношений были посвящены проблемам управления в условиях производства. На сегодняшний день актуальными становятся другие аспекты управления - управление финансовыми учреждениями, органами государственного управления (в США в органах государственного управления работает 20% трудоспособного населения), управление в сфере обслуживания.

5. Безудержное развитие производственной деятельности в XIX--XX вв. привело к существенному удорожанию ресурсов. Причем, речь идет не только о стоимости ресурсов. В общественном сознании стал активно культивироваться тезис о сроках истощения тех или иных ресурсов, прежде всего нефти, газа, угля и т. д. Это породило представление о необходимости тщательной экономии имеющихся ресурсов. В этой связи в народное хозяйство стали активно внедряться ресурсосберегающие технологии, ориентированные на:

- уменьшение количества ресурсов на единицу продукции;

- снижение количества потерь ресурсов.

6. В современном хозяйстве существенно возрастает значение финансовой деятельности, поскольку именно финансы в конечном итоге оказались самым дефицитным видом ресурсов.

Именно финансовая деятельность во всем мире потребляет наиболее квалифицированную рабочую силу и требует наиболее квалифицированного управления.

7. Развитие пострыночных отношений. Отношения, основанные на свободном выборе производителей и потребителей, господствовавшие в мире вплоть до 30-х гг. XX в., привели в конечном итоге к серьезным экономическим потрясениям и потребовали создания дополнительных регулирующих институтов.

Вторая половина XX в. характеризуется рядом ограничений традиционных рыночных свобод, что позволило некоторым специалистам говорить о переходе к новой, пострыночной эпохе. Пострыночные отношения характеризуются следующими обстоятельствами:

- усилением регулирующей роли государства, которое, используя налоговые, лицензионные, дотационные и другие рычаги, стало целенаправленно развивать одни направления деятельности и ограничивать другие. Примером может служить используемые во многих развитых странах ограничения производства сельскохозяйственной продукции;

- развитием межгосударственных соглашений, регулирующих объем производства и сбыта той или иной продукции;

- развитие отношений между производителем и потребителем по принципу эксклюзивности, согласно которому данный потребитель обязуется приобретать продукцию только у конкретного производителя и не пользоваться продукцией конкурентов.

Пострыночный характер хозяйственных отношений вносит существенные коррекции в содержание управленческой деятельности, поскольку нормативные ограничения становятся все более значимыми характеристиками внешней среды.

8. Существенное значение приобретает борьба за экологическую безопасность, что также характеризуется усилением степени вмешательства государства в деятельность предприятия. При этом борьба за экологическую безопасность осуществляется в следующих направлениях:

- введение административных ограничений на степень загрязнения предприятиями окружающей среды (воды, воздуха и т. п.). При этом нарушение этих ограничений жестоко наказывается, вплоть до закрытия предприятий;

- введение высоких платежей за загрязнение окружающей среды; даже если они не превышают установленных ограничений;

- установление экологических стандартов качества производимой продукции.

Эта тенденция заставила во второй половине XX в. руководство предприятий существенно пересмотреть свое отношение к проблемам экологии.

9. Увеличение объемов производства, создание системы продажных квот и ограничений, создание глобальных рынков существенно усложнили процессы продажи товара, значительно возросла роль рекламы в процессе продвижения товара. Изменился и характер маркетинга. Если раньше маркетинг следовал после производства и был ориентирован на поиск эффективных путей сбыта продукции, то современные концепции маркетинга предполагают, что необходимо не столько изучать, сколько целенаправленно формировать потребности потенциальных покупателей в принципиально новых товарах.

10. Внешней регуляции стала подвергаться не только деятельность, но и бытовая жизнь людей. Борьба с преступностью, пьянством, целенаправленное формирование здорового образа жизни и многое другое сделали быт людей особым объектом управления.

11. Современная эпоха характеризуется ярко выраженными процессами культурно-языковой стандартизации, особенно ускорившаяся в связи с внедрением компьютерной техники. Это требует знания английского языка как языка международного общения. Безусловно, что национальные различия еще достаточно велики, и, вероятно, сохранятся и в отдаленной перспективе, однако дальнейшее развитие цивилизации будет характеризоваться возрастанием универсальных характеристик.

12. В нынешних условиях существенные изменения претерпевает система образования. На ранних этапах человек, окончивший учебное заведение, мог пользоваться полученными знаниями достаточно длительное время. В настоящее же время систему образования определяют следующие факторы:

- требования к квалификации возрастают настолько, что ни одно учебное заведение не может ее сформировать в полном объеме, в итоге выпускник, придя на работу, вынужден доучиваться, получать дополнительные знания и умения;

- требования к квалификации специалиста очень быстро устаревают, в силу чего специалист должен постоянно ее повышать. Российские управленцы В. В. Травин и В. А. Дятлов, ссылаясь на данные западных исследователей, отмечают, что сегодня знаний, полученных в вузе, достаточно на первые 3--5 лет работы, после чего требуется переподготовка. В результате этого возникает необходимость в непрерывном образовании.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: