В результате лечебной деятельности врача больные обычно выздоравливают, их трудоспособность восстанавливается, они возвращаются в строй. Однако есть и такие заболевания, в случае которых выздоровление в его медицинском толковании не всегда означает полное восстановление здоровья.
С точки зрения реабилитации больного всегда следует учитывать все те функции и способности, которые у него сохранились. На них следует опираться в ходе реабилитации. Задачи и возможности, используемые в этой работе, соответственно различным отраслям медицины также различны.
Реабилитация – понятие, используемое для обозначения процесса восстановления (доброго имени), прежних прав, для обозначения различных мер возвращения больных и инвалидов к полезному труду.
Процесс реабилитации не ограничивается относительно узкими рамками мероприятий, имеющих своей целью восстановление отдельных психических или высших корковых функций. Этот процесс понимается по Кабанову М. М., (1978) как системная деятельность, направленная на восстановление личного и социального статуса больного (полного или частичного) особым методом, главное содержание которого состоит в опосредовании через личность лечебно-восстановительных воздействий и мероприятий. Это обусловливает актуальность разработки, наряду с патопсихологией и нейропсихологией, важного для медицинской теории и практики раздела медицинской психологии, который может быть определен как психологические основы психотерапии и реабилитации. Актуальной задачей здесь становится разработка психологической теории психотерапии и психологических основ восстановительной терапии. По Рохлину Л. Л. эффективное использование психотерапии в лечебных, а также психогигиенических и психопрофилактических целях потребует дальнейшей разработки медико-психологических и социально-психологических основ психогигиены и психопрофилактики.
Способы реабилитации различны. Наиболее важным из них служит лечебная деятельность, которую ведет врач и которая направлена на излечение основного заболевания. Затем следуют различные методы и виды физиотерапии, лечебная физкультура, помогающая восстановлению двигательной способности. Трудовая терапия, помогая больному овладеть новыми формами трудовой деятельности, способствует его возвращению к деятельности. Оказывают помощь и советы в отношении выбора новой профессии, переквалификация. Задачей является забота о больном, о его судьбе и деятельность, соответствующая этим принципам. Многие авторы различают:
1) медицинскую реабилитацию, когда восстановить трудоспособность больного стремятся путем лечебной деятельности в ее клиническом толковании;
2) профессиональную реабилитацию, когда стремятся вернуть больному способность работать, прибегая к возможностям отчасти сохранившейся трудоспособности, пусть даже путем переквалификации;
3) социальную реабилитацию, когда возвращению больного в общество способствуют путем обеспечения соответствующих условий для его жизни в семье, должных материальных условий;
4) психологическую реабилитацию – применение различных дианогстических, лечебно-восстановительных и психотерапевтических способов устранения последствий посттравматического стресса.
Следует отметить, что психологическая реабилитация предполагает участие в ней самой личности, активизацию ее внутренних сил для восстановления нарушенных психических функций и эмоционально-волевой устойчивости.
Медицинские работники, в какой бы отрасли медицины они ни трудились, должны быть знакомы с условиями и способами реабилитации, чтобы уметь помочь больным своего профиля вернуться к нормальной жизни. Необходимо и усвоение определенных взглядов на реабилитацию больных. Важную роль играет учет того, что подлежащие реабилитации больные борются со множеством психических проблем, и в этой борьбе им тоже нужна помощь. Первой такой проблемой является сам дефект, вызванный заболеванием. Очень часто душевные травмы оказываются гораздо более значительными, чем даже вызвавшая их ампутация конечности. Восприятие дефекта, привыкание к нему, принятие его часто достигается лишь в результате упорной и длительной психотерапии. В изменившихся условиях жить нелегко, от больного требуется определенная внутренняя перестройка, приспособление к новым условиям.
Очень часто такие люди падают духом, опускают руки, отказываются от всякой борьбы, теряют веру в себя. У них может даже развиться комплекс неполноценности, они отказываются появляться среди людей, прекращают всякие связи, теряют активность. Возникает угроза полной изоляции их.
Способы реабилитации во всех областях медицины зависят от характера болезни, ее последствий, от особенностей личности больного и его социальных условий. Разновидности этой деятельности многообразны.
Во всем мире распространена и имеет важное значение та санитарно-просветительная работа, которую Всемирная организация здравоохранения считает одной из важнейших задач медицины. Различные лекций и выставок, статей и книг, фильмов и телевизионных передач призваны информировать о здоровом образе жизни, о предотвращении заболеваний, о раке, туберкулезе и о многом-многом другом, относящемся к здоровью людей. Просветительная работа, связанная с отдельными заболеваниями, часто имеет жизненно важное значение, например при сахарном диабете. В санитарно-просветительной работе участвуют как врачи, так и сестры. Эта работа имеет и свои препятствия и, можно сказать, «побочные действия».
Франк л указывает на «коллективный ятрогенный невроз», поскольку в результате санитарно-просветительных лекций, передач и иных мероприятий нередки случаи возникновения канцерофобии, туберкулезофобии и других фобий. Известен и вред, возникающий в результате таких просветительных лекций и передач, реклам. Вызвать ипохондрическое состояние можно только у тех, кто к нему склонен, а для этого вовсе нет нужды в просветительных лекциях или передачах, достаточно и случайно подслушанного разговора, сплетен, переданных соседями, и пр. Только вред в таких случаях, безусловно, более велик. Что же касается возможности предотвращения вредного влияния просветительных мероприятий, то нужно знать аудиторию, знать, к кому будет обращен материал лекций, передач. Особенности личности, уровень образования и культуры, запас знаний лектора – факторы, которые способствуют тому, чтобы прозвучавшая в нужном месте лекция, передача оказала положительное воздействие. Стиль, тон лекции, искренний контакт со слушателями также способствуют правильному ее восприятию.
Опыт Всемирной организации здравоохранения показывает, что наилучшим методом просветительной работы служит непосредственное обсуждение соответствующего материала со слушателями. В ходе такой непосредственной беседы можно наблюдать и за ответной реакцией слушателей, за возникшими у них чувствами, возможно, страхами и опасениями. Лектор может непосредственно помочь рассеять эти возбуждающие ипохондрию фантазии, страхи, неправильное понимание, напряженность. Особое значение имеют и вопросы, задаваемые лектору, и ответы на них.
Под реабилитацией понимают широкую систему мер, в которой биологическая терапия, психосоциальные методы лечения и мероприятия, направленные на социальное окружение и оптимизацию внешних условий адаптации больного, взаимосвязанно направлены на предотвращение или снижение стойких последствий заболевания и на восстановление или укрепление личного и социального статуса больных.
М. М. Кабановым (1978) сформулированы четыре принципа реабилитации:
1. Принцип партнерства, содержанием которого является активное включение самого больного в лечебно-реабилитационный процесс, привлечение его к участию в восстановлении нарушенных болезнью функций или социальных связей.
2. Принцип разносторонности усилий с целью реализации реабилитационной программы; реабилитация понимается как сложный процесс, объединяющий усилия врача и сотрудничающих с ним специалистов, т. е. психолога, психотерапевта и других, и пациента, направленные на различные сферы функционирования последнего. Перестройка нарушенных отношений больного, восстановление полноценности его функционирования или приспособление его к оптимальному функционированию в различных сферах жизни – такова психологическая сторона реабилитации.
3. Принцип единства биологических и психосоциальных воздействий; реабилитация, будучи не только социальной, но и клинической проблемой, требует для своей реализации учета как психологической, так и биологической сущности болезни.
4. Принцип ступенчатости (переходности) проводимых воздействий и мероприятий; дифференцированный подход, многоступенчатость характерны для всех слагаемых реабилитационного процесса, собственно терапии, трудоустройства и т. д.
Полноценная социальная адаптация должна учитывать ряд психологических и социальных факторов, таких как фиксация на болезни, нарушения самооценки, более низкая фрустрационная толерантность, утрата больным положения в семье и на производстве и др. В реабилитационном процессе, главным содержанием которого является опосредование через личность лечебно-восстановительных мероприятий, объектом психологических воздействий становятся отношения, установки, потребности, а также социальное функционирование пациента. При таком понимании реабилитации скажем психотерапия в ее многообразных формах, включая групповую и семейную, и социотерапия выступают в качестве важнейших и наиболее адекватных методов реализации реабилитационных программ.
В различных областях медицины, при самых различных заболеваниях, существует ряд психологических аспектов, существенных для разработки проблем реабилитации. Приведем основные из них по Б. Д. Карвасарскому и ряду других авторов: 1) изучение личности больного, структуры нарушений и механизмов их компенсации, социальных позиций и ролевого поведения больного в различных группах, динамическая коррекция их с учетом задач и результатов восстановительного лечения; 2) социально-психологическое исследование общения больных, взаимоотношений больных в семьях и в лечебных группах и их динамики в процессе психокоррекционной, психотерапевтической и социотерапевтической работы; 3) исследование терапевтического коллектива, взаимоотношений больных и медицинских работников и разработка рекомендаций по оптимизации терапевтической среды; 4) оценка психологических факторов внетерапевтического социального окружения, оказывающих влияние как на формы организации терапевтической среды в медицинском учреждении, так и на способы и возможности реабилитации больных и совместное с врачами проведение мер, способствующих изменению влияний среды вчением психоза.
Психогигиеническое просвещение населения Как вид санитарного просвещения психогигиеническое просвещение имеет свои особенности:
1. Оно должно быть как можно более психотерапевтично, должно быть пронизано психотерапевтическими воздействиями.
2. Успешность психогигиенического просвещения неразрывно связана с его дифференцированным проведением и методической продуманностью.
3. Наиболее важными задачами психогигиенического просвещения является создание у населения правильного отношения к психически больным, их лечению и системе оказания им психиатрической помощи, а также к врачам-психиатрам и психиатрическим учреждениям самого различного профиля.
Психогигиеническое просвещение осуществляется в основном двумя путями: оно ведется учреждениями общего санитарного просвещения или в его организации принимает активное участие врач психиатрического диспансера.
Содержанием психогигиенического просвещения является пропаганда надлежащих, соответствующих современной науке представлений о психических болезнях, их причинах, возможностях и принципах их лечения, о методах их предупреждения и др.
В задачи лиц, проводящих психогигиеническое просвещение, входит не только сообщение необходимых психологических знаний, но также преодоление самых различных предрассудков, суеверий, ложных, ошибочных взглядов, предубеждений. Представления же о психических болезнях и психически больных, отношение к ним имеют свои особенности в различные исторические эпохи в зависимости от социально-экономических условий и идеологических воззрений того или иного исторического периода, от уровня в нем общемедицинской и психиатрической науки. Было бы ошибкой недооценивать ложные представления, предрассудки и предубеждения в Отношении психически больных которые еще бытуют в обществе. Надо сказать, что в широких кругах населения еще весьма распространены совершенно неправильные взгляды на природу и сущность психической деятельности, психические расстройства, различные предрассудки о гипнозе, снохождении – «лунатизме», «летаргическом сне» и т. п. Бывает, что психические болезни трактуются как «дурной характер», «притворство», «злонамеренная деятельность». Психическое заболевание также часто скрывают, понимая его как что-то «постыдное», накладывающее «клеймо позора».
Многие авторы считают, что не следует создавать у населения иллюзии, все и всегда психически больные полностью излечимы. Не следует также подробно описывать симптомы болезни и действие на них того или иного лекарственного препарата, так как это ведет к примитивному, упрощенному пониманию лечения без учета роли индивидуального фактора и вызывает требования больных или их родственников лечить именно этим лекарством, а не другим и т. д.
Важное значение имеет в проведении психогигиенически-просветительных мероприятий также учет особой сложности построения их содержания, исходя из психотерапевтических и социально-психологических соображений. В ряде случаев недопонимание в таком плане при изложении содержания некоторых тем может привести неожиданно к обратным результатам в отношении поставленной в них цели. Примером может служить проведение лекций или бесед, в которых затрагиваются вопросы, относящиеся к психогигиене сексуальной жизни. В освещении этой темы должен быть проявлен, особенно если это относится к детской, подростковой и юношеской аудитории, психологический и педагогический такт.
Санитарное просвещение – это лечебно-профилактическая деятельность, целью которой является привлечение населения как к индивидуальной профилактике и участию в лечении, так и к более широкой общественной профилактике, т. е. прежде всего создание здоровой жизненной среды.
По содержанию важнейшими темами санитарного просвещения являются: психическая гигиена и профилактика неврозов, половое воспитание и охрана здоровья матери и ребенка.
Форма санитарного просвещения может быть коллективной и индивидуальной.
Некоторые формы коллективного санитарного просвещения действуют на более широкие слои населения, преимущественно на здоровых лиц, например, советы врача, передаваемые по радио и телевидению, публикуемые в печати, короткие фильмы и беседы могут действовать как недифференцированно – на более широкие слои общества, так и целенаправленно – на определенные избранные группы населения. Например, на рабочих в таких предприятиях, где их здоровье находится под угрозой, на группы больных определенным заболеванием, на больных одного стационарного отделения больницы.
Индивидуальное санитарное просвещение, носящее в большей части характер короткого объяснения, за которым следует разговор, направлено на отдельного человека, чаще всего на больного и его родственников. Индивидуальное санитарное просвещение, безусловно, пронизывает лечебный процесс, в нем отражается многое из того, что было сказано о психологическом отношении врача, сестры и больного; Индивидуальное санитарное просвещение родственников имеет значение, особенно в деле охраны здоровья больного ребенка, об этом свидетельствует необходимость гармонизировать психику сверхзаботливых матерей.
Санитарное просвещение во всех формах в различной степени способствует более широкой общественной профилактике развития определенных болезней а также профилактике улучшения уже развившихся болезней и профилактике рецидивов уже излеченных болезней.
Несмотря на то, что санитарное просвещение занимается такими темами, которые не носят выраженного психологического характера, оно всегда включает в себя психологическую проблематику, поскольку касается человеческих взаимоотношений, предоставляет людям информацию, рекомендации и советы и действует на них эмотивно.
По отношению к санитарному просвещению имеет значение и психология медицинского работника: его взгляды и установки, которые могут войти в противоречие с его целями. Например, врач, который очень много курит, вряд ли будет эффективно выступать против курения; врач, который без меры употребляет алкоголь, не может убедительно подействовать на больных-алкоголиков. А врач, который не любит публично выступать, с трудом преодолеет нежелание беседовать с группой больных или выступить с лекцией на медицинскую тему.
Медицинские работники лучше понимают пользу санитарного просвещения и, как правило, с интересом принимают в нем участие. Однако у пассивных в этом отношении медицинских работников мы встречаемся с психологической рационализацией. Например, отсутствие интереса или отвращение к санитарному просвещению они оправдывают, например, тем, что «курение, собственно, не вредит здоровью», «алкоголь – это лекарство», «санитарное просвещение все равно не приносит никакой пользы». Следует избегать крайностей. Во-первых, принуждения медицинских работников без учета их заинтересованности и способностей проводить «организационно и планомерно» санитарное просвещение – для того, чтобы можно было подать сводку о количестве проведенных мероприятий. Во-вторых, недооценки того, что
сами медицинские работники – хорошо или плохо – все же формально осуществляют санитарное просвещение при обычном контакте с больными, с их родственниками, при ответах на их вопросы, в рекомендациях о режиме жизни и питания после выписки из больницы.
Литература
Актуальные проблемы практической психологии. СПб., 1992.
Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968.
Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Изд-во МГУ, 1980.
Банщиков В. М., Гуськов В. С., Мягков И. Ф. Медицинская психология. М..: Медицина, 1967.
Басин Е. Я. К вопросу о взаимоотношениях искусствознания и психологии художественного творчества. Методология современного искусствознания. М., 1983.
Басин Ф. В. Проблема «бессознательного» (о неосознаваемых формах высшей нервной деятельности). М., 1968.
Бехтерев В. М. Избранные произведения. М., 1954.
Бодалев А. А. Восприятие человека человеком. Л.,1965.
Боткин Я. А. Принципы психотерапии. М., 1897.
Быков К. М. Кора головного мозга и внутренние органы. М.-Л., 1944.
Варнава (Беляев) епископ. Основы искусства святости. Т. 1-3. Нижний Новгород, 1995-1997.
Введение в психологию. М.: Изд-во МГУ, 1995.
Вольперт И. Е. Психотерапия. Л.-, 1972.
Вопросы медицинской психологии и деонтологии / Под ред. Стукаловой Л. А., Виша И. М. Воронеж: ВМИ им. Н. Н. Бурденко, 1977.
Гамезо М. В., Домашенко И. А. Атлас по психологии. М.: Просвещение, 1986.
Ганнушкин П. Б. Избранные труды. М., 1964.
Гиляровский В. А. О психотерапии на коллективах невротиков как особом методе, проводимом в Донской психиатрической лечебнице. Московский мед. журнал № 7, 1926.
Громов А. П. Врачебная деонтология и ответственность медицинских работников. М.: Медицина, 1969.
Гурьев Н. Д. Страсти и их воплощение в соматических и нервно-психических болезнях. Издание Макариев-Решемской Обители, 1998.
Дьюи Д. Психология и педагогика мышления, Берлин.: Гос. изд-во РСФСР, 1922.
Зейгарник Б. В. Патопсихология. М.: Изд-во МГУ, 1976.
Кабанов М. М., Личко А. Е., Смирнов В. М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Л., 1985.
Канторович Н. В. Медицинская психология. Ташкент.: Медицина, 1971.
Карвасарский Б. Д. Медицинская психология. Л.: Медицина, 1982.
Карвасарский Б. Д. Психотерапия. М.: Медицина, 1985.
Кербиков О. В. Избранные труды. М.: Медицина, 1971.
Коломинский Я. Л. Человек: Психология. М.: «Просвещение», 1986.
Конечный Р., Боухал М. Психология в медицине. Авиценум. Прага, 1983.
Корсаков С. С. Избранные произведения. М.: Медгиз, 1954.
Краснушкин Е. К. Избранные труды. М.: Медицина, 1960.
Кречмер Э. Медицинская психология. СПб: Союз, 1998.
Кругликов Р. И. Принцип детерминизма и деятельность мозга. М.: Наука, 1988.
Лакосина Н. Д., Ушаков Г. К. Учебное пособие по медицинской психологии. М.: Медицина, 1976.
Лакосина Н. Д., Ушаков Г. К. Медицинская психология. М.: Медицина, 1984.
Лебедев В. И, Личность в экстремальных условиях. М.: Политиздат, 1989.
Лебединский М. С. Очерки психотерапии. М., 1971.
Лебединский М. С., Мясищев В. Н. Введение в медицинскую психологию. Л.: Медицина, 1966.
Левченко И. Ю. Патопсихология: теория и практика. М.: ACADEMIA, 2000.
Леонгард К. Акцентуированные личности. Киев: Вища школа, 1981.
Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1975.
Ломов Б. Ф. Общение как проблема общей психологии. (Методологические проблемы социальной психологии). М., 1975.
Лурия Р. А, Внутренняя картина болезней и ятрогенные заболевания. М.-Л.: Медгиз, 1939.
Матвеев В. Ф, Основы медицинской психологии, этики и деонтологии. М.: Медицина, 1984.
Менделевич В. Д. Клиническая и медицинская психология. М.: МЕДпресс., 1999.
Менли П. Холл, Энциклопедическое изложение Герметической философии. Новосибирск: Наука, 1992.
Мерлин В. С. Очерки теории темперамента. М.: Просвещение, 1964.
Мохина И. В. Медицинская психология. Ростов н/Д.: Изд-во РГУ, 1978.
Мухина С. А., Тарновская И. И. Теоретические основы сестринского дела. М., 1998.
Мясищев В. Н. Личность и неврозы. Л.: Медгиз, 1960.
Николаева В. В. Влияние хронической болезни на психику. М.: Изд-во МГУ, 1987.
Павлов И. П. Общие типы высшей нервной деятельности животных и человека. Полное собр. соч. Т. 3. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1951.
Петровский А. В., Брушлинский А. В., Зинченко В. П. и др. Общая психология. М.: Просвещение, 1986.
Петровский В. А. Психология неадаптивной активности. РОУ, 1992.
Платонов К. И. Слово как физиологичекий и лечебный фактор. М., 1962.
Платонов К. К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986.
Платонов К. К. Методологические проблемы медицинской психологии. М.: Медицина, 1977. Психология / Под общ. ред. Загрудиной А. А. Минск: Вышейшая школа, 1970.
Ратанова Т. А., Золотарева Л. И., Шляхта Н. Ф. Методы изучения и психодиагностика личности. М.: МГО-ПУ, 1997.
Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. М., 1957.
Рудик П. А, Психология. М.: Физкультура и спорт, 1964.
Рысь Ю. И., Степанов В. Е., Ступницкий В. П. Психология и педагогика. Екатеринбург: Изд-во РЭА, Деловая книга, 1999.
Соколова Е. Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. М.: Изд-во МГУ, 1989.
Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М.: Прогресс, 1982.
Ташлыков В. А. Психология лечебного процесса. Л., 1984.
Филимонов С. В. Церковь, больница, больной, СПб, 1999.
Чеботарева Э. П. Врачебная этика. М.: Медицина, 1972.
Харди И. Врач, сестра, больной. Будапешт: Изд-во Академии наук Венгрии, 1988.
Шкуренко Д. А. Депрессивные состояния и роль практикующих психологов в оказании психологической помощи населению. Межвуз. сборн. научн. тр., Экономика и технология, М.: РЭА, 2000.
Эмоциональный стресс и пограничные нервно-психические расстройства / Под ред. Г. К. Ушакова и Б. Д. Карвасарского. Л., 1977.
Ясперс К. Общая психопатология. М.: Практика, 1997.