Макроэкономики

Задумывались ли Вы, уважаемые студенты, над тем, почему работает общественный транспорт, магазины, предприятия, вузы, школы и многое другое. Ответ на этот вопрос достаточно прост. Все дело в сотрудничестве и координации людей посредством их взаимного приспособления друг к другу. Это также и происходит, благодаря тем порядкам, которые в обществе восприняты и существуют, и люди подчиняются этим порядкам. Таким образом, во всей общественной и хозяйственной деятельности есть определенные закономерности и правила, определенная логика порядка и организованности, благодаря чему все живет, крутится и работает. То же самое мы можем наблюдать и в каждой ячейке общества, начиная от отдельного предприятия, фирмы и кончая отдельной семьей.

Вам пока ближе всего для каких-то аналогий – это семья. Поэтому там, где муж и жена не могут наладить элементарное сотрудничество по ведению дома и воспитанию детей, такая семья, как правило, рано или поздно распадается. И от этого страдают больше всего дети, к сожалению. Применительно к семье даже есть поговорка: «Любовь разбилась о быт». Все также происходит и в более крупных ячейках общества: на фирмах, предприятиях, организациях, и в целом в обществе и стране. Если фирма или страна в целом не могут обеспечивать порядок и организованность, то это ведет к нарастанию хаоса и, наконец, к смене политического строя и к приходу различного рода диктаторов, типа Гитлера в Германии или Сталина в СССР. Или в 90-е годы ХХ столетия Горбачев решил сдать все позиции социализма, и он этого добился за счет того, что посадил на талоны все население страны, развалил производство и мировую систему социализма, добился беспорядков в республиках СССР и развалил СССР. Я думаю, что, наверное, все наши цари в гробах перевернулись из-за развала великой страны, которую они создавали, положили на алтарь огромное количество людей всех национальностей и все, как говорят, коту под хвост.

Теперь непосредственно об истории становления предмета экономтеории. Еще до нашей эры наиболее мыслящие люди начали задумываться над наиболее разумной координацией своих действий в условиях растущих потребностей и ограниченных ресурсов. В результате на свет и появилась экономия Аристотеля. Ее появление было вызвано практикой, потребностью определения правил и закономерностей хозяйственной жизни. Этим и начала заниматься экономия, впоследствии политэкономия и сегодня Экономикс. То есть по мере усложнения хозяйственной жизни сложнее и многообразнее становилась, становится и экономическая теория.

Менялся и предмет науки. Предмет – это то, на что направлен в основном анализ той или иной теории. Например, предметом меркантилистов, физиократов и классиков было национальное богатство страны. Но способы его роста назывались очень разные (см. табл. 1). Меркантилисты, например, богатство сводили к золоту и серебру. Источник их увеличения они видели во внешней торговле, отводили большую роль в накоплении богатства государству. Дальше физиократы под богатством видели накопление различных продуктов земледельческого труда и превращение их в деньги. Классики пошли еще дальше. Они видели богатство главным образом в накоплении товаров за счет прежде всего промышленного труда с помощью развития свободной конкуренции и свободного рынка без вмешательства государства.

Таблица 1

История становления предмета экономической теории у представителей ее

различных научных школ

  Основные направления и школы экономической мысли Предмет экономической теории
  Меркантилизм, 16-18 вв. (Монкретьен, Мен, Серра, Посошков и др.) Физиократы, 18 в. (Кэне, Тюрго, Буагильбер и др.) Классики политической экономии, 17-19 вв. (Петти, Смит, Рикардо, Дж. С. Милль, Ж.-Б. Сэй и др.) Национальное богатство в денежной форме за счет развития торговли, особенно внешней. Национальное богатство как сумма потребительских благ, ежегодно воспроизводимых земледельческим трудом общества. Национальное богатство как сумма потребительских благ, ежегодно воспроизводимых трудом занятых во всех сферах материального производства.
  Марксизм, 19-20 вв. (Маркс, Энгельс, Ленин, Плеханов и др.) Производственные отношения, объективно складывающиеся между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления жизненных благ.
  Историческая школа,19-20 вв. (Лист, Рошер, Гильдебранд, Шмоллер, Брентано и др.) Национальное хозяйство той или иной страны в ее историческом развитии, например, Германии, России и т.д.
  Неоклассическая школа (микроэкономика) и маржинализм, 19-21 вв. (Маршалл, Пигу, Менгер, Бем-Баверк, Визер, Джевонс, Вальрас, Кларк, Хикс и др.) Поведение людей в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг в условиях ограниченных ресурсов и безграничных потребностей.
  Кейнсианство (макроэкономика), 20 в. Его представляли Кейнс, Робинсон, Калдор, Хэррод, Домар, Солоу и др. Механизмы функционирования национальной экономики как единого целого с регулирующей ролью государства.
  Неоклассический синтез, 20-21 вв. (Самуэльсон) Национальное богатство, формы и стимулы поведения людей в мире ограниченных ресурсов.

Марксистская политэкономия резко изменила предмет политэкономии. В качестве предмета она сделала акцент на анализе производственных отношений. /Что это за отношения такие и с чем их едят? А все достаточно просто. Это отношения, которые складываются между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления. Эти отношения могут быть равными и неравными, справедливыми и несправедливыми и т.д. Здесь многое зависит от того, кто является хозяином производства, кто его собственник и кто не собственник. То есть акцент в анализе был смещен с богатства на то, кто и как создает это богатство, кем оно преимущественно присваивается. Тем самым была дана критика рыночного хозяйства, показана его несправедливость и обнажена до предела эксплуатация наемного труда капиталом.

Дальше появилась Экономикс. Ее предметом стало поведение людей, но не основе их классовой принадлежности, не на основе собственности и противоположности их интересов, а на основе их заинтересованности в росте доходов и жизненного уровня. Здесь первыми были неоклассики во главе с А. Маршаллом. Они в качестве предмета анализа взяли поведение людей в условиях ограниченных ресурсов и безграничных потребностей людей. Средством достижения этих целей должна служить рыночная система при минимальном вмешательстве государства. Государство должно создавать лишь условия для более быстрого и эффективного производства товаров и услуг, для роста жизненного уровня населения.

Дальше в Экономикс на смену неоклассикам пришло кейнсианство. Это было связано с самым разрушит. мировым кризисом 1929-1933 гг. Для выхода из него надо было усилить роль государства в экономике. С такими идеями выступил в 30-е гг. ХХ в. английский экономист Джон Кейнс. Кейнс предлагал в качестве предмета анализ всей национальной экономики при резком расширении вмешательства государства в экономику и социальную сферу. Благодаря реализации идей Кейнса капиталист. экономика стран Запада вышла из кризиса 29-33 гг. и дальше уже не допускала таких разрушит. кризисов, вплоть до 70-80-х гг. ХХ в.

Дальше в 60-е гг. ХХ в. в Экономикс появилась теория неоклассического синтеза. Она была предложена американцем, лауреатом Нобелевской премии Полом Самуэльсоном. Предмет теории он вернул снова к национальному богатству. Но Самуэльсон выступал за более справедливое распределение этого богатства между людьми, за оптимальное соотношение в экономике стихийного рынка и сознательного вмешательства в нее государства.

Затем в 70-е годы ХХ в. выдвинулась вперед теория монетаризма. От слова «монета», деньги. Не изменяя предмет Экономикс, монетаристы во главе с еще одним лауреатом Нобелевской премии Милтоном Фридманом, утверждают, что главное в экономике – это умелое управление денежной массой со стороны государства. А все остальное должен регулировать рынок.

Сегодня слово «экономия» трансформировалось в термин «экономика». И говоря об экономике, имеют в виду не только ведение домашнего хозяйства, но и производство, и распределение его результатов в области, республике, стране, группе стран или в мире в целом.

Поэтому часто, например, говорят об экономике города Самары, об экономике Самарской области, об экономике Татарстана, Башкирии, о национальной экономике России, США, Германии, Франции, об экономике группы стран, например, экономике ЭЕС, о мировой экономике.

Часто экономикой называют учебную дисциплину, изучающую какую-либо область хозяйственной жизни страны. Выделяют, например, экономику промышленности, экономику сельского хозяйства, экономику труда, экономику образования и т.д.

Опираясь на небольшой исторический экскурс в историю становления предмета экономтеории, мы можем дать и свое определение её предмета. Оно может быть следующим:

Современная экономтеория изучает создание национального богатства и поведения людей как субъектов хозяйствования на микро- и макроуровне, в целях удовлетворения потребностей при ограниченных ресурсах семьи, фирмы, государства и общества в целом, но в условиях разных общественных систем и форм хозяйствования (например, при капитализме или социализме, в условиях рыночной, планомерной или смешанной экономики).

Большинство западных экономистов не обращают внимания на последнюю часть определения. Так как они рассматривают экономику как нейтральную систему, лишенную каких-либо классовых различий.

Хотя в жизни все происходит не так, как им бы хотелось это видеть. На самом деле в той ли иной форме в мире идет постоянная борьба за рост зарплаты, за достойное место человека в этой жизни, борьба против современного глобализма в мире, идут постоянные террористические акты и многое другое. А западная экономическая теория как будто бы не хочет этого замечать и сужает свой предмет анализа до удовлетворения потребностей в условиях ограниченных ресурсов.

Большинство современных экономистов мира признают экономическую теорию универсальной базовой наукой. Более того П. Самуэльсон называет экономтеорию «королевой экономических наук». И этим все сказано. Сказано о месте её среди других экономических дисциплин. Потому что все отраслевые и другие экономики типа экономики промышленности, экономики сельского хозяйства, экономики труда, экономики образования и другие конкретные экономические дисциплины пользуются ее понятийным аппаратом, строятся на законах и закономерностях, сделанных в экономической теории.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: