Теория цены и стоимости А. Маршалла

А. Маршалл в своей работе «Принципы Экономикс» (1890г.) доказывает, что стоимость не всегда лежит в основе цены, что на цены большое влияние оказывает спрос на товары и услуги. Спрос при падении цены растёт, а при её росте падает. Предложение товаров с ростом цены растёт и при её снижении падает. В свою очередь, на спрос покупателей большое влияние оказывает полезность товара. Поэтому Маршалл ввел в теорию понятие цены спроса со стороны покупателей. И якобы каждый покупатель появляется на рынке, уже примерно определившись с ценой спроса. Ее величина определяется полезностью товара для покупателя. И это действительно так.

Но на окончательную цену не меньшее влияние оказывают и издержки производства. Поэтому Маршалл ввел в теорию цену предложения. Она-то и учитывает издержки продавца. Во всяком случает, она должна возместить их. И здесь Маршалл тоже прав.

А окончательная рыночная цена образуется путем конкуренции покупателей и продавцов. При этом первые ориентируются на полезность товаров и услуг, а вторые – на издержки. И при равенстве спроса и предложения или в результате конкуренции цен спроса и предложения формируется рыночная цена. Таким образом, она учитывает и полезность товара и издержки на него. Это был новый шаг в объяснении рыночных цен. И Маршалл был первым, кто сделал попытку примирить трудовую теорию стоимости Рикардо и Маркса и теорию предельной полезности австрийской школы эконмтеории. За что ему честь и хвала.

До Маршалла считалось, что величина стоимости, формируемая трудом, определяет величину цен на товары и услуги. Маршалл доказывает, что величина стоимости определяет цены не всегда, а только в редких случаях равновесия в экономике. А так цены, по мнению Маршалла, формируются под влиянием конкурентной борьбы продавцов и покупателей.

Таким образом, Маршалл изменил логику анализа цен, по сравнению с классиками в лице Смита и Рикардо и по сравнению с Марксом. По их мнению, цена – это денежное выражение стоимости. А величина стоимости определяется ОНЗТ. По мнению Маршалла – цена включает в себя не только стоимость, но и полезность товаров для покупателей. К тому же, по мнению Маршалла, стоимость – это некое неуловимое понятие, которое не нужно рассматривать в теории. Так как на практике стоимость зависит от уровня цен. Поэтому он призывал экономистов анализировать, прежде всего, цены, а не стоимость и ее величину. Причем, при формировании цен обязательно нужно учитывать кроме издержек на производство товара, и его полезность для покупателей. В этом была новизна Маршалла и практическая значимость его теории формирования рыночных цен. ХХ в. полностью воспринял теорию А. Маршалла и руководствовался ею при формировании цен.

Я считаю, что даже в советской плановой экономике цены в значительной степени формировались по Маршаллу, чем по Марксу.

Вторая половина ХХ в. и начало ХХ1 века, к сожалению, не внесли ничего нового в теорию стоимости и цены. Поэтому дело за Вами, будущие экономисты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: