double arrow

Е) обеспечение нужд отдельных отраслей экономики

Обеспечение этих нужд может осуществляться государством различными способами. Например, чтобы обеспечить предприятия отдельных отраслей необходимым сырьем, государство может непосредственно через уполномоченные органы заключать договоры поставки продукции для государственных нужд, возможно содействие в обеспечении сырьем и оборудованием путем установления льготного режима импорта такой продукции, а также ограничения экспорта продукции, без которой не могут работать отечественные предприниматели.

25.5. Методы государственного регулирования

внешнеэкономической деятельности

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности осуществляется посредством применения экономического и административного, тарифного и нетарифного методов регулирования. В связи с тем что в основу классификации методов регулирования внешнеэкономической деятельности положены разные основания, один и тот же метод можно классифицировать как экономический и тарифный или как административный и нетарифный. Следует отметить, что интеграция РФ в систему мирового сообщества предполагает использование в качестве приоритетного метода государственного регулирования внешнеэкономической деятельности экономический метод воздействия. К экономическим методам регулирования относятся таможенно-тарифное регулирование, налоговое регулирование. Примером административного метода может служить квотирование и лицензирование.

Общепринятой является классификация методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности на тарифные и нетарифные.

Тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности осуществляется путем установления таможенных пошлин и относится к экономическим методам регулирования.

Нетарифное регулирование представляет собой воздействие государства на предпринимательскую деятельность во внешнеэкономической сфере, не связанное с применением таможенного тарифа и использующее экономические и административные меры. Нетарифное регулирование может использовать как стимулирующие меры, так и защитные - ограничительные. К нетарифным методам регулирования относятся: установление количественных ограничений путем квотирования и лицензирования, установление разрешительного (лицензионного) порядка экспортно-импортных операций, введение прямых запретов и ограничений экспорта и (или) импорта, установление государственной монополии на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров, установление ограничений на осуществление внешнеторговой деятельности путем предоставления исключительного права на экспорт и (или) импорт некоторых товаров, применение защитных мер в отношении импорта товаров, налоговое регулирование внешнеэкономической деятельности, установление экспортного контроля, валютного контроля, контроля за качеством импортных товаров, а также применение мер, направленных на стимулирование экспорта. Законодательством установлены новые способы государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Это предусмотренные в Законе "Об основах государственного регулирования..." наблюдение за экспортом и (или) импортом отдельных видов товаров и предотгрузочная инспекция. Некоторые из предусмотренных Законом способов регулирования внешнеэкономической деятельности будут рассмотрены далее отдельно.

Воздействие на деятельность субъектов, ведущих внешнеэкономическую деятельность, может быть прямым и косвенным. Например, установление таможенных ставок относится к виду косвенного воздействия государства на внешнеэкономическую деятельность хозяйствующих субъектов. Установив высокие таможенные пошлины на импорт какого-либо товара, государство тем самым не поощряет его ввоз, хотя и не ограничивает и не запрещает его. Прямым способом государственного воздействия является, например, запрет экспорта или импорта какого-либо товара или установление количественных ограничений экспорта или импорта определенного товара.

25.6. Квотирование и лицензирование экспорта и импорта

Квотирование и лицензирование представляют собой специфический нетарифный, административный метод государственного регулирования экспортно-импортных операций.

Квотирование - количественное ограничение ввоза (вывоза) какой-либо продукции (товаров), устанавливаемое государственными органами на определенный срок.

Лицензирование - выдача компетентными государственными органами разрешений на ввоз или вывоз определенных видов продукции (товаров).

Регулирование экспорта и импорта путем квотирования и лицензирования предусмотрено законодательством РФ. Основы квотирования и лицензирования закреплены в Законе "Об основах государственного регулирования...". Затем следует назвать Постановление Правительства РФ от 9 июня 2005 г. N 364 "Об утверждении положений о лицензировании в сфере внешней торговли товарами и о формировании и ведении федерального банка выданных лицензий" <1>, Постановление Правительства РФ от 31 октября 1996 г. N 1299 "О порядке проведения конкурсов и аукционов по продаже квот при введении количественных ограничений и лицензирования экспорта и импорта товаров (работ, услуг) в Российской Федерации" <2>, Постановление Правительства РФ от 1 июля 1994 г. N 758 "О мерах по совершенствованию государственного регулирования экспорта товаров и услуг" <3>, Постановление Правительства РФ от 6 ноября 1992 г. N 854 "О лицензировании и квотировании экспорта и импорта товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации" <4>.

--------------------------------

<1> РГ. 2005. 15 июня. N 126.

<2> СЗ РФ. 1996. N 46. Ст. 5249 (с изм. и доп. от 28 января 1997 г., 2 февраля, 14 марта, 29 декабря 1998 г., 12 октября, 15 декабря 2000 г., 26 июля 2004 г., 4 февраля, 9 июня 2005 г.).

<3> СЗ РФ. 1994. N 11. Ст. 1295 (с изм. и доп. от 31 декабря 1994 г., 12, 13 октября, 5 ноября, 15 декабря 1995 г., 16 и 21 марта, 27 декабря 1996 г., 11 января, 6 июля 1999 г., 22 февраля 2000 г., 30 ноября 2001 г.).

<4> САПП РФ. 1992. N 19. Ст. 1589 (с изм. и доп. от 30 марта, 13 августа, 2 ноября 1993 г., 24 января, 15 апреля, 31 декабря 1994 г., 16 марта, 1 июля, 31 октября, 27 и 30 декабря 1996 г., 27 мая 1997 г., 2 февраля 1998 г., 22 февраля 2000 г., 30 ноября 2001 г., 23 мая 2002 г.).

Кроме того, существует целый ряд нормативных актов, регулирующих отдельные вопросы квотирования и лицензирования.

Российским законодательством установлена единая система квотирования и лицензирования. Это означает, что она распространяется на всех хозяйствующих субъектов, ведущих внешнеэкономическую деятельность, на экспортно-импортные операции со всеми государствами.

Основания применения квотирования и лицензирования установлены в Законе "Об основах государственного регулирования...".

Квотирование устанавливается Правительством РФ в исключительных случаях в целях:

- обеспечения национальных интересов РФ;

- выполнения международных обязательств РФ;

- защиты внутреннего рынка РФ.

Правительство РФ устанавливает метод распределения квоты путем прямого предоставления или в порядке проведения конкурса или аукциона. Квоты подразделяются на "общую квоту", которая представляет собой количественное ограничение, устанавливаемое Правительством РФ <1>, а "квота" является частью "общей квоты" и определяется Министерством экономического развития и торговли РФ с целью ее размещения и продажи.

--------------------------------

<1> См., напр.: распоряжение Правительства РФ от 21 января 2005 г. N 50-р "О квотах на экспорт в 2005 году сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы" // СЗ РФ. 2005. N 5. Ст. 402.

Квоты определяются Министерством экономического развития и торговли РФ по согласованию с заинтересованными министерствами и ведомствами. На Министерство экономического развития и торговли РФ возложено также ведение Федерального банка квот экспорта товаров.

Лицензионный (разрешительный) режим устанавливается в случаях, прямо предусмотренных законодательством:

- при квотировании;

- исходя из национальных интересов РФ;

- при предоставлении исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров;

- при выполнении РФ международных обязательств.

Следует отметить, что лицензируется не вид деятельности, а оборот товара, что является особенностью лицензионного режима, применяемого во внешнеэкономической деятельности.

Выдача лицензий возложена на Министерство экономического развития и торговли РФ. При экспорте ряда товаров необходимо предварительно получить согласие соответствующего министерства или ведомства. Например, для экспорта лекарственных средств - разрешение Министерства здравоохранения и социального развития РФ.

Экспорт и импорт товаров, подлежащих лицензированию, до получения лицензии запрещен.

К особенностям лицензионного режима в сфере внешнеэкономической деятельности относится наделение Министерства экономического развития и торговли РФ полномочиями по приостановлению и аннулированию лицензий.

На Министерство экономического развития и торговли РФ возложено также ведение Федерального банка выданных лицензий.

Лицензии могут быть разовыми, генеральными и исключительными. Разовая лицензия оформляется для совершения экспортных или импортных операций с определенным количеством конкретного вида товара по одному контракту.

Генеральная лицензия выдается на основании решения Правительства РФ для совершения экспортных или импортных операций с определенным количеством отдельного вида товара без указания конкретного покупателя или продавца. Экспортные или импортные операции по генеральной лицензии могут осуществляться по одной или нескольким сделкам.

Исключительная лицензия предоставляет хозяйствующему субъекту исключительное право на совершение экспортных или импортных операций в отношении определенного товара.

Максимальный срок действия любой лицензии - 1 год.

25.7. Тарифное регулирование экспорта-импорта

В предпринимательском праве рассматриваются общие вопросы тарифного регулирования экспорта и импорта как инструмента государственного воздействия на внешнеэкономическую деятельность.

Тарифное регулирование относится к экономическим методам государственного регулирования. Тарифное регулирование осуществляется путем установления таможенных пошлин. Таможенные пошлины являются по сути одним из видов неналоговых платежей. Таможенные пошлины выполняют функцию налога, взимаемого с товаров при пересечении таможенной границы. Они - источник поступления средств в государственный бюджет. Кроме того, таможенные пошлины применяются в качестве защитных мер.

Правовой основой тарифного регулирования является Закон "О таможенном тарифе". В Законе в соответствии с международными правилами дано понятие таможенного тарифа; определены виды ставок таможенных пошлин; права и обязанности декларанта и таможенного органа; методы определения таможенной стоимости товара; механизм определения страны происхождения товара; тарифные льготы.

На основе Закона "О таможенном тарифе" принимаются нормативные акты, устанавливающие ставки таможенных пошлин, порядок их взимания.

Таможенным законодательством установлены следующие виды ставок таможенных пошлин: адвалорные, начисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров, специфические, начисляемые в установленном размере за единицу облагаемых товаров, и комбинированные, сочетающие оба названных вида таможенного обложения.

Режим тарифного регулирования предусматривает, что ставки таможенных пошлин на товары определяются дифференцированно. Установление ставок и их размер зависят как от вида товара, так и от страны его происхождения. Таможенными пошлинами в основном облагаются импортируемые товары.

Постановлением Правительства от 6 мая 1995 г. N 454 "Об утверждении ставок ввозных таможенных пошлин" <1> установлены правила определения ставок в зависимости от страны происхождения товара. Этим Постановлением вводятся базовые ставки ввозных таможенных пошлин. Базовыми являются те ставки, которые применяются в отношении товаров, происходящих из государств, которым РФ предоставляет режим наиболее благоприятствуемой нации в торгово-экономических отношениях.

--------------------------------

<1> Постановление Правительства РФ от 6 мая 1995 г. N 454 "Об утверждении ставок ввозных таможенных пошлин" // СЗ РФ. 1995. N 20. Ст. 1806 (с изм. и доп. от 31 декабря 1995 г., 31 января, 28 февраля, 1 и 11 апреля, 1 мая, 17 июля, 13 августа, 19 сентября, 14, 26 и 27 декабря 1996 г., 17 июля 1997 г.).

Ввозные таможенные пошлины увеличиваются в два раза в отношении товаров, происходящих из государств, которым РФ не предоставила режим наибольшего благоприятствования. Такие же ввозные таможенные пошлины применяются к товарам, страна происхождения которых не установлена.

В отношении товаров, происходящих из развивающихся государств, которым РФ предоставила преференции, то есть особые льготы, ввозные таможенные пошлины устанавливаются в размере 75 процентов от действующих базовых ставок.

Ввозные таможенные пошлины вообще не взимаются с определенных товаров, которые происходят из наименее развитых государств - пользователей преференциями РФ.

25.7.1. Тарифное регулирование в рамках СНГ

Государства - участники СНГ (Россия, Азербайджан, Армения, Грузия, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдавия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Украина) 15 апреля 1994 г. заключили Соглашение "О создании зоны свободной торговли" <1>. В соответствии с этим Соглашением договаривающиеся стороны приняли на себя обязательство не взимать таможенные пошлины с товаров, происходящих из государств - участников Соглашения и ввозимых с их территорий.

--------------------------------

<1> БМД. 1994. N 9. С. 10.

Товары, происходящие из государств - участников СНГ и ввозимые в Россию с их территорий, не облагаются ввозными таможенными пошлинами, за некоторыми исключениями, установленными вышеназванным договором.

В ряде случаев требуется предоставление сертификатов о происхождении товаров. Это можно проиллюстрировать примером из судебной практики.

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа, рассмотрев кассационную жалобу, указал, что в соответствии со ст. ст. 34, 36 Закона "О таможенном тарифе" и Соглашением стран СНГ от 15 апреля 1994 г. "О создании зоны свободной торговли" на ввоз или вывоз товаров, происходящих из стран СНГ, предоставляется тарифная преференция.

Общий порядок определения страны происхождения товара устанавливает Закон "О таможенном тарифе" (раздел V). Для товаров, происходящих из государств - участников СНГ, действуют специальные Правила определения страны происхождения товаров, утвержденные решением совета глав правительств Содружества Независимых Государств от 30 ноября 2000 г.

На основании п. 4 указанных Правил в случае участия в производстве товара третьих стран помимо государств-участников Соглашения определение страны происхождения товара производится в соответствии с критерием достаточной обработки, который может выражаться правилом адвалорной доли, когда стоимость используемых материалов или добавленная стоимость достигает фиксированной процентной доли в цене конечной продукции.

Стоимость всех используемых материалов на товар, классифицируемый по товарной позиции ТН ВЭД 90, к которой относится товар, ввезенный ЗАО "Кинешемская прядильно-ткацкая фабрика", не должна превышать 50 процентов цены конечной продукции.

Постановлением Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 9 апреля 2004 г. N А17-2075/5 решение Ивановской таможни о взыскании недоимки по таможенным платежам признано незаконным в связи с наличием сертификатов происхождения на товар, произведенный на территории государства - участника Соглашения стран СНГ от 15 апреля 1994 г. "О создании зоны свободной торговли" <1>.

--------------------------------

<1> СПС "Гарант".

Сертификаты о происхождении российских товаров при их вывозе в названные выше государства - участники Содружества выдаются Торгово-промышленной палатой России и территориальными торгово-промышленными палатами.

В целях унифицированного подхода к содержанию сертификата Советом глав правительств Содружества Независимых Государств 30 ноября 2000 г. были утверждены "Правила определения страны происхождения товаров" <1>.

--------------------------------

<1> РГ. 2001. 16 янв. N 3 (с изм. и доп. от 7 сентября 2001 г., 20 декабря 2002 г., 3 декабря 2004 г.).

При выдаче сертификатов о происхождении российских товаров, ввозимых на территории участников СНГ, Торгово-промышленная палата и другие палаты руководствуются названными Правилами.

Таможенные пошлины устанавливаются в ряде случаев и в отношении экспортируемых товаров. Следует отметить, что перечень этих товаров ограничен, и ставки также применяются дифференцированно - в зависимости от того, вывозятся товары на территорию государств - участников СНГ или за пределы их территорий. В качестве примера можно привести Постановление Правительства РФ от 17 марта 2005 г. N 131 "Об утверждении ставки вывозной таможенной пошлины на нефть сырую и нефтепродукты сырые, полученные из битуминозных пород, вывозимые с территории Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе" <1> и Постановление Правительства РФ от 16 июля 2002 г. N 530 "О применении вывозных таможенных пошлин в отношении некоторых товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации на таможенную территорию государств - участников Таможенного союза" <2>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2005. N 12. Ст. 1046.

<2> СЗ РФ. 2002. N 29. Ст. 2969.

25.8. Защитные меры, применяемые при импорте

Обеспечение защиты экономических интересов РФ - важнейшая задача государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.

Правовой основой применения защитных мер являются Закон "Об основах государственного регулирования...", Закон "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров", Закон "О таможенном тарифе".

В этих законодательных актах предусмотрено принятие мер по защите экономических интересов путем установления разрешительного порядка ввоза (вывоза) товаров, через установление особых таможенных пошлин, установления количественных ограничений, запретов и ограничений импорта товаров.

Разрешительный порядок представляет собой установление государством требований получения лицензий или иного разрешительного документа на импорт какого-либо товара. Например, импорт продукции, работ и услуг военного назначения осуществляются только на основании лицензии.

Установление особых таможенных пошлин представляет собой применение антидемпинговых, компенсационных и специальных пошлин при импорте товаров: эти виды пошлин представляют собой пошлины, взимаемые сверх базовой ставки таможенной пошлины.

Введение этих пошлин возможно только в том случае, если будет установлено, что импорт какого-либо товара осуществляется в таком количестве и на таких условиях, что может причинить или причиняет существенный ущерб российской экономике. Под существенным ущербом понимается значительное общее ухудшение положения отрасли российской экономики. Применение этих мер защиты носит временный характер. Закон устанавливает предельные сроки действия таких пошлин.

Специальные пошлины применяются:

- в качестве защитной меры, если товары ввозятся в РФ в количестве и на условиях, наносящих или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров.

Специальная пошлина применяется к товару независимо от страны происхождения товара. В качестве примера можно привести Постановление Правительства РФ от 17 февраля 2005 г. N 84 "О мерах по защите российских производителей дрожжей пекарных сухих" <1>, которым установлена специальная пошлина сроком на три года.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2005. N 8. Ст. 661.

Антидемпинговые пошлины применяются в случаях ввоза в РФ товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в стране вывоза в момент ввоза и при условии, что такой импорт товаров наносит или может нанести материальный ущерб российским производителям аналогичных товаров либо препятствует организации или расширению производства таких товаров в РФ. Антидемпинговые пошлины устанавливаются на товары, являющиеся предметом демпингового импорта.

Компенсационные пошлины применяются в случаях ввоза в РФ товаров, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались специфические субсидии иностранного государства, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в РФ.

Под специфической субсидией понимается оказание иностранным государством хозяйствующему субъекту финансовой помощи. Получателем такой субсидии может быть или конкретный производитель, или группа производителей, или определенная отрасль экономики, т.е. в любом случае действует принцип ограниченного доступа к субсидии. Эта помощь может выражаться как в виде прямого предоставления денежных средств, кредитов, так и в виде освобождения от уплаты различных платежей и другим подобным образом.

Введение особых таможенных пошлин в качестве защитных мер обусловлено соблюдением процедур, предшествующих применению таких мер.

В соответствии с действующим порядком вначале необходимо провести расследование обстоятельств, вызывающих необходимость введения защитных мер. Расследование не проводится в отношении товара, происходящего из наименее развитых стран. О расследовании необходимо проинформировать заинтересованные государства. Затем на основании доклада Министерства экономического развития и торговли РФ (на него возложены функции координации и регулирования внешнеторговой деятельности), представленного по результатам расследования, Правительство РФ может принять решение о введении защитных мер.

Рассмотрим немного подробнее требования к проведению расследования.

Расследование проводится Министерством экономического развития и торговли РФ по собственной инициативе или на основании заявления российского производителя, объединения российских производителей.

Заявление о применении специальных защитных мер (к ним относится и установление импортных квот) может быть принято к рассмотрению, если на долю российских производителей, поддерживающих такое заявление, приходится не менее 50 процентов общего объема производства аналогичного или непосредственно конкурирующего товара в РФ.

Заявление о применении антидемпинговых и компенсационных защитных мер может быть принято к рассмотрению, если на долю российских производителей, поддерживающих такое заявление, приходится не менее 25 процентов общего объема производства аналогичного или непосредственно конкурирующего товара в РФ и при этом объем аналогичного товара, вырабатываемого производителями, поддерживающими заявление, составляет более 50 процентов объема производства аналогичных товаров российских производителей, высказавших свое мнение относительно введения антидемпинговой или компенсационной меры.

Расследование базируется на принципах гласности, публичности, равенства прав всех заинтересованных лиц. При проведении расследования изучаются обстоятельства дела, выясняется, имеется ли общее значительное ухудшение состояния отрасли отечественной экономики вследствие импорта либо существует угроза наступления такого ухудшения. Устанавливается наличие причинно-следственной связи между увеличением импорта и существенным ущербом или угрозой его причинения. Во время проведения расследования в случаях необходимости срочной защиты экономических интересов РФ могут быть введены временные защитные меры.

Расследование может быть приостановлено или прекращено, если экспортер товара, в отношении которого проводится расследование, добровольно принимает на себя обязательства о пересмотре цены экспортируемого товара. Также расследование может быть приостановлено или прекращено, если уполномоченный орган иностранного государства принимает обязательство об отмене или сокращении субсидирования. В том случае, когда на основании проведенного расследования сделан вывод о целесообразности введения защитных мер, Министерство экономического развития и торговли РФ представляет в Правительство РФ соответствующий доклад для принятия решения о применении защитных мер.

К защитным мерам относится также установление количественных ограничений, т.е. квотирование. Общие положения о квотировании рассматривались выше. Установление импортных квот возможно в качестве специальной защитной меры, а также в целях поддержания платежного баланса РФ, выполнения целевых федеральных программ, защиты отраслей российской экономики, находящихся в стадии структурной перестройки, и иных подобных целях. Чтобы предотвратить или уменьшить нехватку существенно важных товаров на внутреннем рынке, устанавливаются экспортные квоты.

Кроме количественных ограничений импорта и (или) экспорта товаров в качестве защитной меры могут быть установлены на определенный срок запреты и ограничения на импорт и (или) экспорт товаров, услуг и интеллектуальной собственности. Такие ограничения могут вводиться исходя из национальных интересов, в целях поддержания равновесия платежного баланса, выполнения международных обязательств РФ.

25.9. Наблюдение

Наблюдение как способ государственного регулирования является, как уже было отмечено, новым методом государственного воздействия на внешнеэкономическую деятельность. Во исполнение Закона "Об основах государственного регулирования..." было принято Постановление Правительства РФ от 9 июня 2005 г. N 363, утвердившее Положение о наблюдении за экспортом и (или) импортом отдельных видов товаров <1>. Наблюдение является временной мерой, оно применяется в целях мониторинга динамики экспорта и (или) импорта. Установлен закрытый перечень случаев, когда может быть введено наблюдение. Это:

--------------------------------

<1> РГ. 2005. 14 июня. N 125.

- введение специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер;

- применение таможенно-тарифного регулирования в части установления или изменения ввозных или вывозных таможенных пошлин;

- установление запретов и ограничений во внешней торговле товарами.

Задача наблюдения - оценить результаты применения этих мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Наблюдение обеспечивается установлением требования получения разрешения на экспорт и (или) импорт соответствующих товаров. Разрешение оформляется на каждый вид товара, срок действия разрешения ограничивается текущим годом, оно регистрируется в территориальном органе Министерства экономического развития и торговли РФ и имеет личный характер (запрещена его передача другим лицам). При отсутствии разрешения выпуск товара с таможенной территории не допускается.

Следует подчеркнуть, что выдача разрешения в этих целях является обязательной для государственных органов, что в корне отличает такие разрешения от разрешений при лицензировании экспорта и импорта товаров. Государственными органами, выдающими разрешения при наблюдении, являются территориальные органы Министерства экономического развития и торговли РФ.

25.10. Экспортный и импортный контроль

Экспортный контроль может пониматься в широком и узком смысле слова. В широком смысле под экспортным контролем понимаются все мероприятия, проводимые в отношении любых экспортируемых товаров. Сюда можно включить и таможенный контроль, и валютный контроль. В РФ осуществляется единая политика экспортного контроля. Ее целью является обеспечение национальной безопасности, политических, военных и экономических интересов. Экспортный контроль устанавливается также в целях выполнения международных обязательств РФ по недопущению распространения оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия.

Действующая система экспортного контроля представляет собой совокупность мер по реализации федеральными органами исполнительной власти порядка вывоза за пределы РФ товаров, работ, услуг, а также мер по выявлению, предупреждению и пресечению нарушений такого порядка.

В узком смысле в качестве особого метода государственного регулирования понимается экспортный контроль, установленный Законом "Об экспортном контроле", а также Федеральным законом от 19 июля 1998 г. N 114-ФЗ "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами" <1>, что и будет рассмотрено ниже.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1998. N 30. Ст. 3610.

Под экспортный контроль в соответствии с вышеназванными Законами подпадают следующие объекты:

- вооружение и военная техника;

- товары, информация, работы, услуги, технологии, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения;

- товары, информация, работы, услуги, технологии, которые могут быть использованы при создании средств доставки оружия массового поражения;

- товары и технологии двойного назначения (отдельные виды сырья, материалов, оборудования, технологий и научно-технической информации, которые хотя и предназначены для использования при создании обычной продукции, но могут быть использованы и при создании вооружения, военной техники, оружия массового уничтожения и средств его доставки).

Конкретные перечни (списки) номенклатуры товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, устанавливаются указами Президента РФ по представлению Правительства РФ <1>.

--------------------------------

<1> См., напр.: Указ Президента РФ от 5 мая 2004 г. N 580, которым утвержден Список товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль // СЗ РФ. 2004. N 19 (ч. II). Ст. 1881.

Механизм экспортного контроля предусматривает:

- создание организациями внутрифирменной программы экспортного контроля <1>;

--------------------------------

<1> См.: Постановление Правительства РФ от 29 февраля 2000 г. N 176, которым утверждено Положение о государственной аккредитации организаций, создавших внутрифирменные программы экспортного контроля // СЗ РФ. 2000. N 10. Ст. 1139 (с изм. и доп. от 22 января 2001 г., 3 октября 2002 г., 4 февраля 2005 г.).

- создание организациями внутрифирменной системы экспортного контроля <1>;

--------------------------------

<1> См.: Приказ Минэкономики РФ от 9 февраля 1999 г., которым утверждено Временное положение "Об организации, регистрации и аттестации внутрифирменной системы экспортного контроля на предприятии (в организации)" // Текст размещен на сервере Федерального компьютерного центра фондовых и товарных информационных технологий Мингосимущества России (ФТ-центр) в Internet (www.db.ftcenter.ru).

- проведение независимой идентификационной экспертизы контролируемых товаров и технологий <1>;

--------------------------------

<1> См.: Постановление Правительства РФ от 21 июня 2001 г. N 477, которым утверждено Положение о проведении независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий в целях экспортного контроля // СЗ РФ. 2001. N 26. Ст. 2687 (с изм. и доп. от 3 октября 2002 г., 4 февраля 2005 г.).

- получение письменного обязательства иностранного контрагента о том, что передаваемые контролируемые товары и технологии не будут использованы для создания оружия массового поражения и средств его доставки;

- государственную экспертизу внешнеэкономических контрактов экспортеров <1>;

--------------------------------

<1> См.: Постановление Правительства РФ от 16 апреля 2001 г. N 294, которым утверждены Правила проведения государственной экспертизы внешнеэкономических сделок с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в отношении которых установлен экспортный контроль // СЗ РФ. 2001. N 17. Ст. 1713 (с изм. и доп. от 4 февраля 2005 г.).

- ведение экспортерами учета этих контрактов;

- подготовку и выдачу соответствующими министерствами и ведомствами заключений о возможности экспорта товара;

- лицензирование.

В определенных случаях, исходя из национальных интересов и в целях выполнения международных обязательств РФ могут устанавливаться запреты и ограничения экспортных операций с контролируемыми товарами.

За нарушение законодательства об экспортном контроле установлена административная ответственность в виде штрафа, а также конфискации (ст. 14.20 КоАП РФ).

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности включает в себя осуществление контроля за импортом. Государственный контроль за импортом также может пониматься в широком и узком смысле слова. Рассмотрим одно из направлений контроля за импортируемыми товарами. В целях защиты потребителей установлен контроль за качеством импортируемых товаров.

Законодательством установлены требования, которым должны соответствовать ввозимые на территорию РФ товары. Такие требования, а также правила осуществления контроля за импортными товарами едины и обязательны на всей территории РФ.

Для обеспечения соответствия импортных товаров установленным требованиям в РФ действует система сертификации. Таможенное оформление товаров, подлежащих обязательной сертификации, не производится без наличия сертификата.

В целях обеспечения поступления на российский рынок качественной продукции запрещен ввоз на территорию РФ товаров, которые:

- не соответствуют установленным стандартам и требованиям;

- не имеют сертификата, маркировки или знака соответствия в необходимых случаях;

- запрещены к использованию как опасные потребительские товары;

- имеют дефекты, представляющие опасность для потребителей.

В целях обеспечения качества и безопасности использования на территории РФ импортных товаров запрещается продажа на территории РФ импортных товаров без информации о них на русском языке.

25.11. Предотгрузочная инспекция

К новым способам государственного регулирования внешнеэкономической деятельности относится также предотгрузочная инспекция, проводимая в отношении товаров, перечни которых утверждаются Правительством РФ. Данная мера направлена на защиту прав потребителей и противодействие недобросовестной практике импорта товаров. Такая мера носит срочный характер и по общему правилу может вводиться на срок до трех лет, однако этот срок может быть продлен решением Правительства РФ. Процедура предотгрузочной инспекции предусматривает проведение инспекции в срок до трех рабочих дней (по общему правилу) и за счет импортера. В целях обеспечения равенства прав участников внешнеэкономической деятельности на время установления предотгрузочной инспекции снижаются ставки таможенных пошлин на товары, в отношении которых введена инспекция. По результатам предотгрузочной инспекции выдается сертификат о ее прохождении или принимается решение об отказе в его выдаче. В случаях введения предотгрузочной инспекции выпуск товаров, подлежащих такой проверке, в обращение на территорию РФ осуществляется только при наличии сертификата о ее прохождении. Положение о предотгрузочной инспекции, а также перечень товаров, подлежащих такой инспекции, содержится в Постановлении Правительства РФ от 15 апреля 2005 г. <1>.

--------------------------------

<1> Постановление Правительства РФ подписано, но не вступило в силу. Текст официально не опубликован.

25.12. Валютное регулирование

25.12.1. Общие положения

Валютное регулирование - вид государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, осуществляемое в целях охраны публичных интересов государства.

Основополагающим законодательным актом в сфере валютного регулирования является принятый 10 декабря 2003 г. Федеральный закон N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", регулирующий как общие вопросы валютных отношений, так и частные, например предусматривающий особые требования к некоторым валютным операциям.

В Законе "О валютном регулировании" раскрыты основные понятия валютных отношений: "валюта РФ", "иностранная валюта", "резиденты", "нерезиденты" <1> и т.д., а также определены сферы и порядок валютного регулирования, определены органы валютного регулирования и органы и агенты валютного контроля, установлены валютные ограничения.

--------------------------------

<1> Хозяйствующие субъекты - резиденты - это индивидуальные предприниматели и организации (включая их самостоятельные структурные подразделения), зарегистрированные в РФ, а нерезиденты - хозяйствующие субъекты (включая их самостоятельные структурные подразделения), созданные в соответствии с законодательством иностранного государства и находящиеся вне территории РФ.

Органами валютного регулирования в РФ являются Центральный банк РФ и Правительство РФ.

Все субъекты, ведущие внешнеэкономическую деятельность, являются с точки зрения валютного законодательства резидентами и нерезидентами. При ведении внешнеэкономической деятельности они осуществляют различные валютные операции. Валютные операции делятся на текущие и связанные с движением капитала.

По общему правилу валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений. Ограничения установлены Законом "О валютном регулировании", их перечень является закрытым. В Законе закреплено положение об отмене валютных ограничений с 1 января 2007 г.

25.12.2. Валютные ограничения

Законом установлен ряд валютных ограничений. Ограничения, устанавливаемые в отношении операций, связанных с движением капитала:

1) Центральный банк РФ в случаях, прямо предусмотренных Законом, может установить требование об использовании специального счета при осуществлении валютных операций <1>;

--------------------------------

<1> См. Инструкцию ЦБ РФ от 7 июня 2004 г. N 116-И.

2) Центральный банк РФ и Правительство РФ также в случаях, прямо предусмотренных Законом, могут устанавливать требования резервирования резидентами своих средств в уполномоченных банках <1>. Предусмотрен размер и срок резервирования. Например, при предоставлении резидентами нерезидентам отсрочки платежа на срок более трех лет при экспорте некоторых товаров установлено требование о резервировании резидентом суммы в размере, не превышающем 50 процентов суммы отсрочки платежа на срок в пределах 2 лет.

--------------------------------

<1> См. Инструкцию ЦБ РФ от 1 июня 2004 г. N 114-И (уполномоченные банки - кредитные организации, имеющие право осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте).

На суммы резервирования проценты не начисляются и проведение с ними операций, кроме установленных валютным законодательством, запрещено. Законом установлено, что при банкротстве уполномоченных банков суммы резервирования не включаются в конкурсную массу.

Валютным ограничением является также требование открытия резидентами валютных счетов в уполномоченных банках. Однако Законом "О валютном регулировании" установлены случаи, когда резиденты вправе открывать счета в банках, расположенных за пределами территории РФ (ст. 12).

К валютным ограничениям относится требование о репатриации валютной выручки. В целях обеспечения репатриации валютной выручки резиденты обязаны зачислять всю валютную выручку в определенные сроки на счета в уполномоченных банках. Законом установлены случаи, освобождающие резидента от этой обязанности, перечень оснований освобождения является закрытым.

Валютным ограничением является и требование об обязательной продаже части валютной выручки. Размер валютной выручки, подлежащей обязательной продаже, устанавливается Центральным банком РФ в пределах 30 процентов суммы выручки. Продажа должна быть осуществлена не позднее чем через 7 дней со дня ее поступления на счет резидента в уполномоченном банке <1>.

--------------------------------

<1> См. Инструкцию ЦБ РФ от 30 марта 2004 г. N 111-И.

Валютным законодательством установлено, что ввоз в РФ иностранной валюты и внешних ценных бумаг в документарной форме осуществляется без ограничений, ввоз и пересылка в РФ валюты РФ и внутренних ценных бумаг в документарной форме может предусматривать требование о предварительной регистрации.

По общему правилу запрещена реализация товаров гражданам за наличную иностранную валюту. Однако из этого правила существуют изъятия, в соответствии с которыми организациям предоставлено право вести торговлю за наличную иностранную валюту.

Это, в частности, относится к магазинам беспошлинной торговли, работающим в соответствии с полученными разрешениями.

Установлена обязанность резидентов-импортеров ввезти в определенный срок товары, оплаченные в иностранной валюте, или вернуть в РФ перечисленные за него средства и зачислить на счет в уполномоченном банке <1>.

--------------------------------

<1> Указ Президента РФ от 21 ноября 1995 г. N 1163 "О первоочередных мерах по усилению системы валютного контроля в Российской Федерации" // СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4654 (с изм. и доп. от 8 апреля 2003 г.).

Валютное регулирование предполагает необходимость функционирования системы валютного контроля.

25.12.3. Органы и агенты валютного контроля

В целях соблюдения валютного законодательства создана система органов и агентов валютного контроля. Органами валютного контроля являются Центральный банк РФ, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, а агентами - территориальные органы этой Службы, уполномоченные банки, таможенные органы и профессиональные участники рынка ценных бумаг.

Органы и агенты валютного контроля в рамках своей компетенции контролируют соблюдение законодательства РФ и ведомственных нормативных актов, регулирующих валютные операции, выполнение резидентами обязательств перед государством в иностранной валюте, поступление средств в иностранной валюте по внешнеэкономическим операциям в уполномоченные банки, а также выполняют целый ряд различных функций в сфере контроля за валютными, экспортно-импортными и иными внешнеэкономическими операциями.

Органы валютного контроля могут выдавать предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства и применять меры ответственности за их нарушения.

25.12.4. Механизм валютного контроля

Механизм контроля определен, в частности, Инструкцией Центрального банка РФ от 15 июня 2004 г. N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок" <1>.

--------------------------------

<1> ВБР. 2004. N 36.

В Инструкции предусмотрен специальный механизм контроля за поступлением на счета резидентов валютных средств, полученных от ведения внешнеэкономической деятельности. Установлены требования, предъявляемые к оформлению документов при экспортных и импортных операциях.

Документом валютного контроля является паспорт сделки. Паспорт сделки оформляется по каждому внешнеэкономическому контракту и представляется в уполномоченный банк. Паспорт сделки - это документ, содержащий сведения, необходимые для осуществления учета и отчетности по валютным операциям между резидентами и нерезидентами. В соответствии с Инструкцией паспорт сделки содержит все сведения о сделке, которые излагаются в стандартизированной форме. Вместе с паспортом сделки в уполномоченный банк должны быть представлены оригинал контракта и оформленная должным образом его копия. Подпись уполномоченного банка на паспорте сделки означает принятие банком контракта на расчетное обслуживание и выполнение функции агента валютного контроля.

Валютный контроль осуществляют также таможенные органы. Они принимают товар к таможенному оформлению только при представлении наряду с прочими документами ксерокопии паспорта сделки, подписанной банком. В свою очередь, таможенные органы представляют в уполномоченный банк учетную карточку, которая является возвратным документом. Учетная карточка оформляется таможенным органом для банка и содержит часть сведений из грузовой таможенной декларации, которые необходимы банку для контроля по заключенному внешнеэкономическому контракту.

Поскольку оформление паспорта сделки служит целям валютного контроля, его оформление в некоторых случаях не требуется. Так, при вывозе продукции не в режиме экспорта паспорт сделки не оформляется.

25.12.5. Ответственность в сфере валютного законодательства

За нарушения валютного законодательства установлена уголовная, административная ответственность. Уголовная ответственность установлена за невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте в сумме, превышающей 5 млн. рублей. Административная ответственность установлена за следующие виды нарушений:

- осуществление незаконных валютных операций или осуществление валютных операций с невыполнением установленных требований об использовании специального счета и требований о резервировании;

- нарушение установленного порядка открытия счетов в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации;

- невыполнение обязанности по обязательной продаже части валютной выручки, нарушение установленного порядка обязательной продажи части валютной выручки;

- невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающихся за переданные нерезидентам товары, выполненные для нерезидентов работы, оказанные нерезидентам услуги либо за переданные нерезидентам информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них;

- несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности, нарушение установленного порядка использования специального счета и резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок;

- нарушение установленного порядка ввоза и пересылки в Российскую Федерацию и вывоза и пересылки из Российской Федерации валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в документарной форме;

- невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по возврату в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации (не полученные на таможенной территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги либо за непереданные информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.

Последнее положение можно проиллюстрировать следующим примером из судебной практики.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 1 апреля 2004 г. N А33-15998/03-С6-Ф02-1001/04-С1 указал, что Указом Президента Российской Федерации от 21 ноября 1995 г. N 1163 "О первоочередных мерах по усилению системы валютного контроля в Российской Федерации" установлено правило, в соответствии с которым импортеры-резиденты, заключившие или от имени которых заключены сделки, предусматривающие перевод из Российской Федерации иностранной валюты в целях приобретения товаров, обязаны ввезти товары, стоимость которых эквивалентна сумме уплаченных за них денежных средств в иностранной валюте, либо обеспечить возврат этих средств в сумме не менее ранее переведенной в течение 90 календарных дней с даты оплаты товаров, если иное не установлено Центральным банком Российской Федерации.

В установленные сроки обязанность по ввозу на территорию Российской Федерации товаров либо возврату средств в сумме 7600 долларов США импортером не исполнена, следовательно, он правомерно привлечен органом валютного контроля к ответственности на основании ч. 2 ст. 15.25 КоАП РФ <1>.

--------------------------------

<1> СПС "Гарант".

Особые меры ответственности применяются к уполномоченным банкам. За нарушения валютного законодательства, нормативных актов и предписаний Банка России в сфере валютного регулирования и валютного контроля уполномоченные банки могут быть ограничены в проведении операций купли-продажи иностранной валюты в наличной и безналичной форме <1>.

--------------------------------

<1> См.: Указание ЦБ РФ от 12 февраля 1999 г. N 500-У // Вестник Банка России. 1999. 24 февр. N 13.

25.13. Налоговое регулирование экспорта-импорта

Экономическим методом регулирования экспорта-импорта является налоговое регулирование.

Налоговое регулирование экспортно-импортных операций относится к экономическим методам регулирования внешнеэкономической деятельности. Оно осуществляется путем взимания налога на добавленную стоимость и акцизного сбора.

Основополагающим нормативным актом, устанавливающим правовое регулирование взимания налога на добавленную стоимость и акцизов, является НК РФ <1>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2000. N 32. Ст. 3340 (с изм. и доп. от 30 марта, 9 июля 1999 г., 2 января, 5 августа, 29 декабря 2000 г., 24 марта, 30 мая, 6, 7, 8 августа, 27, 29 ноября, 28, 29, 30, 31 декабря 2001 г., 29 мая, 24, 25 июля, 24, 27, 31 декабря 2002 г., 6, 22, 28 мая, 6, 23, 30 июня, 7 июля, 11 ноября, 8, 23 декабря 2003 г., 5 апреля, 29, 30 июня, 20, 28, 29 июля, 18, 20, 22 августа, 4 октября, 2, 29 ноября, 28, 29, 30 декабря 2004 г., 18 мая, 3, 6 июня 2005 г.).

Налогом на добавленную стоимость (НДС) облагаются товары, ввозимые на территорию РФ. Законом установлен порядок определения налоговой базы, особенности налогообложения. Ставки НДС зависят от таможенной стоимости товара, величины таможенной пошлины, размера акциза.

Предусмотрено освобождение от уплаты вышеназванного налога некоторых ввозимых товаров. Освобождение от уплаты НДС может предоставляться, если это предусмотрено международными договорами РФ, а также в соответствии с нормами внутреннего права в зависимости от вида товара, его происхождения и хозяйственного назначения. В частности, от уплаты налога на добавленную стоимость в соответствии с международными договорами освобождаются товары, происходящие из государств-участников СНГ. Не взимается налог с технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, ввозимых в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы организаций, с материалов для изготовления медицинских иммунобиологических препаратов для диагностики, профилактики и лечения инфекционных заболеваний, с продукции морского промысла, выловленной и (или) произведенной рыбопромышленными предприятиями РФ.

При экспорте производится налогообложение по ставке 0 процентов. Условием применения такой ставки является представление в налоговые органы соответствующих документов (ст. ст. 164, 165 НК РФ).

Налогообложение ввозимых подакцизных товаров также предусмотрено НК. Кодексом установлены виды подакцизных товаров, налоговые ставки, определены порядок их исчисления, круг плательщиков акцизов, предусмотрена возможность освобождения от уплаты акцизов.

25.14. Договоры во внешнеэкономической деятельности

25.14.1. Общие положения

Договоры - правовая форма, в которую облекаются соглашения сторон, содержащие права и обязанности при осуществлении внешнеэкономической деятельности.

Договоры во внешнеэкономической деятельности могут носить различные наименования: контракт, соглашение, собственно договор. Тем не менее, как показывает международная практика, наиболее часто используется термин "контракт". Различные наименования никакой юридической роли не играют, все эти соглашения являются договорами, направленными на создание взаимных прав и обязанностей.

Современные правовые системы, в том числе правовая система России, предоставляют участникам внешнеэкономической деятельности широкие возможности по определению своих взаимных прав и обязанностей. При этом стороны при определении прав и обязанностей могут идти дальше законодательных положений. Ограничительными рамками для такого определения могут быть лишь сами законодательные положения либо интересы публичного порядка России.

В свете особенностей внешнеэкономической деятельности, когда ее участники принадлежат к правовым системам различных государств и не могут детально знать законодательство соответствующего государства, а также в свете интенсивного международного экономического оборота, в заключаемые договоры необходимо включать подробные условия с целью установления взаимных прав и обязанностей, которые могли бы определять и регулировать любые возможные действия и последствия таких действий.

В случае возникновения спора между сторонами арбитражные органы обращаются прежде всего к договору как к правовому документу, определяющему их права и обязанности. И только в том случае, если договор не определяет четко права и обязанности сторон, не содержит подробные условия их осуществления, арбитражные органы обращаются к законодательным актам.

Таким образом, значительная роль договора в регулировании отношений между участниками внешнеэкономической деятельности обусловлена особенностями этой деятельности, имеющей международный характер.

25.14.2. Порядок заключения договоров

Российское законодательство предусматривает, что внешнеэкономические сделки должны совершаться в письменной форме. Такое требование к форме внешнеэкономической сделки вытекает из ст. 162 ГК РФ и ст. 7 Закона РФ от 7 июля 1993 г. N 5338-1 "О международном коммерческом арбитраже" (далее - Закон о международном коммерческом арбитраже) <1>.

--------------------------------

<1> Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 32. Ст. 1240.

Договор может быть заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами, или обмена письмами, телетайпограммами, телеграммами, телефонограммами и т.п., подписанными стороной, которая их посылает.

Поскольку иное не предусмотрено в законодательстве, стороны сами определяют язык, на котором заключается договор, структуру договора, его содержание и т.д.

Стороны сами определяют, кто должен подписывать договор: должностные лица в силу учредительных документов или же лица, уполномоченные по доверенности.

25.14.3. Виды договоров

Во внешнеэкономической деятельности широко используются типовые проформы договоров (контрактов), разработанные, в частности, различными международными организациями и ассоциациями предпринимателей. Например, типовые проформы контрактов поставки (купли-продажи) зерна, оборудования, подряда, договоров фрахтования судов и т.д.

Наиболее распространены во внешнеэкономической деятельности следующие виды договоров: купли-продажи (поставки), подряда, лицензионные, агентские, перевозки.

Подавляющая часть международного экономического оборота приходится на куплю-продажу товаров (продукции). В связи с этим значительная роль в регулировании отношений в данной области отводится договорам (контрактам) купли-продажи. Эти договоры характеризуются не только подробным изложением условий купли-продажи, относящихся, в частности, к предмету договора, цене, формам расчета и т.д. Договоры включают также так называемые базисные условия поставок, под которыми понимаются условия поставок (продажи), сложившиеся в международном экономическом обороте. Эти условия касаются в основном места и момента передачи товара, вопросов перевозки, распределения рисков гибели или повреждения товара. Указанные условия выработаны в результате их длительного применения участниками внешнеэкономической деятельности в различных странах и широко используются в международной практике. Они известны под названием "торговые термины".

Сборники этих терминов регулярно публикуются Международной торговой палатой. В целях единообразного понимания и применения этих терминов во внешнеэкономической практике Международная торговая палата регулярно унифицирует правила их толкования. Результатом этой работы являются издаваемые палатой "Международные правила толкования терминов" (Инкотермс). Последняя редакция этих Правил принята в 2000 г. В контрактах соответствующее положение формулируется следующим образом: "Поставка товара производится на условиях (дается название термина) в редакции Инкотермс - ____ г.".

25.14.4. Условия ФОБ и СИФ

В качестве примера использования торговых терминов можно привести основные положения поставок товаров на условиях ФОБ и СИФ.

ФОБ (свободно на борту судна) - наименование порта отгрузки. Основные обязанности продавца включают погрузку товара за свой счет на борт судна и извещение об этом покупателя, доставку покупателю в качестве доказательства погрузки товара обычных транспортных документов, о которых договорились стороны, несение всех рисков утраты или повреждения товара до момента пересечения борта судна, выполнение всех таможенных формальностей, необходимых для вывоза товара.

Основные обязанности покупателя включают заключение за свой счет договора перевозки, извещение продавца о названии судна, месте погрузки и дате поставки товара, несение всех рисков утраты или повреждения товара с момента пересечения борта судна, оплату товара против представленных транспортных документов, предусмотренных договором.

СИФ (стоимость, страхование, фрахт) - порт назначения. Основные обязанности продавца включают заключение за свой счет договора перевозки до согласованного порта назначения, погрузку товара на борт судна в порту отгрузки в установленный срок, несение всех рисков утраты или повреждения товара до момента пересечения борта судна, страхование за свой счет товара в пользу покупателя и передачу ему страхового полиса или иных документов, подтверждающих заключение договора страхования, представление покупателю предусмотренных договором транспортных документов.

Основные обязанности покупателя включают оплату товара против представленных транспортных документов, принятие товара в порту назначения и несение расходов по выгрузке товара, если они не включены в договор перевозки, несение всех рисков утраты или повреждения товара с момента пересечения товаром борта судна в порту отгрузки. В договорах купли-продажи (поставки) следует предусмотреть форму расчетов. В международном экономическом обороте наиболее широко используют аккредитивную форму расчетов.

Важным положением договора является так называемая арбитражная оговорка (арбитражное соглашение), в силу которой споры между сторонами будут решаться в арбитражном порядке. При этом стороны вправе указать конкретный арбитражный орган.

Арбитражные органы при решении споров руководствуются, прежде всего, положениями заключенного договора. И в случае неурегулированности каких-либо вопросов данным договором перед арбитражным органом стоит задача определить, на основе права какого государства должен решаться спор, т.е. встает вопрос о применимом праве. Это обусловлено также тем, что отношения между субъектами, осуществляющими внешнеэкономическую деятельность, нередко подпадают под действие правовых систем разных государств.

В связи с этим в договоре (контракте) нужно предусматривать, право какого государства должно быть применимо при рассмотрении спора. Если в договоре отсутствуют положения о применимом праве, то в соответствии со ст. 1211 ГК арбитражный орган будет применять право страны, "где учреждена, имеет место жительства или основное место деятельности сторона", являющаяся, в частности, продавцом в договоре купли-продажи, комиссионером в договоре комиссии, перевозчиком в договоре перевозки и т.д.

25.14.5. Меры ответственности

В договоре купли-продажи предусматриваются также меры ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора, а также обстоятельства, освобождающие стороны от ответственности. При определении мер ответственности следует учитывать необходимость ограничения ответственности. В противном случае могут быть предъявлены требования о возмещении убытков и уплаты штрафов (неустойки) в сумме, превышающей стоимость товара во много раз.

Кроме названных положений в договоры включаются и другие условия, например относящиеся к сроку поставки, количеству, качеству товара, таре, упаковке и т.д.

Заключая договор, субъекты внешнеэкономической деятельности должны учитывать, что в соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ "международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы". Поэтому при заключении договоров хозяйствующим субъектам надлежит руководствоваться не только законодательством России и других государств, но и международными договорами, участницей которых является Россия. Так, Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. (Россия - участница Конвенции) содержит положения о заключении договоров путем обмена офертой и акцептом, об убытках, освобождении от ответственности, о расторжении договора и т.д.

Нормы указанной Конвенции, как и других международных договоров, будут применяться, если в контракте отсутствуют положения относительно вопросов, которые урегулированы Конвенцией ООН 1980 г.

25.15. Основные формы расчетов, применяемых при

осуществлении внешнеэкономической деятельнос


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: