В зависимости от сложившейся обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей ЧС, условий ее распространения в пределах конкретной территории может быть установлен один из режимов функционирования РСЧС:
- режим повседневной деятельности;
- режим повышенной готовности;
- режим ЧС.
Режим повседневной деятельности применяют при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической, ветеринарной, сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотий, эпифитотий и пожаров. При этом режиме проводятся следующие мероприятия:
- наблюдения и контроль состояния окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и на прилегающих к ним территориях;
- планирование и выполнение целевых и научно-технических программ и мер по предотвращению ЧС природного и техногенного характера, обеспечению безопасности и защиты населения, сокращению возможных потерь и ущерба, а также по повышению устойчивости функционирования промышленных объектов и отраслей экономики в ЧС природного и техногенного характера;
|
|
- создание и поддержание в готовности сил и средств ликвидации последствий ЧС;
- совершенствование подготовки органов управления по делам ГОЧС, сил и средств к действиям в ЧС природного и техногенного характера, организация обучения населения способам защиты и действиям при этих ситуациях;
- создание и пополнение резервов финансовых и материально-технических ресурсов для ликвидации ЧС природного и техногенного характера;
- осуществление целевых видов страхования;
- участие в проведении заблаговременных мероприятий по подготовке к ведению ГО.
В режиме повседневной деятельности управления РСЧС осуществляется из пунктов постоянного расположения органов повседневного управления.
Режим повышенной готовности применяют при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, пожарной, биологической, ветеринарной, сейсмической и гидрометеорологической обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения ЧС.
В режиме повышенной готовности осуществляется:
- формирование при необходимости оперативных групп для выявления причин ухудшения обстановки непосредственно в районе возможных ЧС, выработка предложений по ее нормализации;
- усиление дежурно-диспетчерских служб;
- усиление наблюдения и контроля состояния окружающей природной среды, обстановки на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, прогнозирование возможности возникновения ЧС природного и техногенного характера и их масштабов;
|
|
- принятие мер по защите населения и окружающей природной среды, по обеспечению устойчивости функционирования промышленных объектов в ЧС;
- приведение в состояние готовности сил и средств, уточнение планов их действий и выдвижение при необходимости в предполагаемый район действий.
В режиме повышенной готовности управление РСЧС осуществляется из пунктов постоянного расположения органов повседневного управления и (при необходимости) из вспомогательных пунктов управления (подвижных и стационарных).
Режим чрезвычайной ситуации применяют при возникновении ЧС и на весь период ее ликвидации.
В режиме чрезвычайной ситуации осуществляются:
- выдвижение оперативных групп в район ЧС;
- разведка зоны ЧС;
- уточнение решения по ликвидации ЧС;
- организации ликвидации ЧС, защиты населения и территорий, проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, эвакуация населения;
- организация работ по обеспечению устойчивого функционирования отраслей экономики и промышленных объектов, первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения, оказанию экстренной медицинской помощи, проведению других неотложных мероприятий;
- непрерывный контроль состояния окружающей природной среды в районе ЧС, за обстановкой на аварийных объектах и прилегающих к ним территориях.
В режиме чрезвычайной ситуации управление РСЧС осуществляется из пунктов повседневного управления и вспомогательных пунктов управления (подвижных и стационарных) в зависимости от развития ЧС.
Полный объем мероприятий, соответствующих каждому режиму, определен в «Положении о РСЧС».
Решение о введении любого из режимов на конкретной территории принимают тот орган государственной власти, исполнительной власти субъектов РФ или местного самоуправления, в зоне ответственности которого ожидается или произошло ЧС.
При угрозе войны или ее начале РСЧС передают свои полномочия Гражданской обороне страны. В целях заблаговременного проведения мероприятий по предупреждению ЧС и максимально возможного снижения размера ущерба и потерь – осуществляют планирование действий органов управления, сил и средств РСЧС на основе Федерального плана действий в ЧС, региональных планов взаимодействия субъектов РФ, планов действий в ЧС Федеральных органов исполнительной власти (в том числе МЧС России), региональных центров ГОЧС, субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций и объектов.
Приоритетная задача ЕГСП и ЛЧС – ликвидация медико-санитарных последствий ЧС. Она предусматривает проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, в том числе мероприятий медико-санитарного обеспечения населения.