Администрация Президента РФ

Президент Российской Федерации. Органы обеспечения президентской власти.

Пост Президента Российской Федерации (РСФСР) введен во ис­полнение итогов референдума 17 марта 1991 г., а первый Президент избран прямым всеобщим голосованием 12 июня 1991 г. Президент РСФСР провозглашался высшим должностным лицом и главой ис­полнительной власти. В соответствии с Конституцией РФ (1993) Пре­зидент является главой государства, символом верховной власти. Он занимает особое место в системе органов государственной власти и не входит напрямую ни в одну из ее ветвей. Однако данное положение не дает оснований трактовать президентскую власть как стоящую над другими властями, зависящими от нее. Каждая из них осуществляет конституционно закрепленные за ней полномочия, функционирует во взаимодействии с другими, обеспечена определенными рычагами влияния на иные ветви власти.

Президент РФ приступает к исполнению полномочий с момен­та принятия присяги и прекращает полномочия с истечением срока пребывания в должности — с момента принятия присяги вновь избранным Президентом. Одно и то же лицо не может занимать пост Президента более двух раз подряд, но может баллотироваться на другой срок, кроме очередного.

Во всех случаях, когда Президент не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правитель­ства Российской Федерации. Исполняющий обязанности Президента не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмот­ре положений Конституции РФ.

Президент прекращает исполнение полномочий досрочно в слу­чае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять полномочия или отрешения от должности. При этом выборы нового президента должны состояться не позднее трех ме­сяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.

Функции Президента как главы государства заключаются в том, что он является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. Это означает, что Президент РФ несет персональную ответственность за работу механизмов защиты Конституции РФ и прав человека, обязан принимать меры в случа­ях сбоев в их реализации по тем или иным причинам.

Президент Российской Федерации принимает меры по охране су­веренитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности. Он является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами России, утверждает военную доктрину Российской Федерации, назначает и освобождает высшее командование Воору­женных Сил, формирует и возглавляет Совет Безопасности.

Ему предоставлено право в случае агрессии против Российской Фе­дерации или непосредственной угрозы агрессии вводить на территории страны или в отдельных ее местностях военное положение с незамедли­тельным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Ду­ме. С соблюдением последнего условия Президент РФ уполномочен объяв­лять и о введении на территории России чрезвычайного положения.

Президент ведет переговоры и подписывает международные договоры, ратификационные грамоты, принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных дипломатических представите­лей, назначает и отзывает дипломатических представителей после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания Российской Федерации.

Президент РФ решает вопросы гражданства, предоставления поли­тического убежища, награждения государственными наградами Россий­ской Федерации, присвоения почетных званий Российской Федерации, высших воинских и высших специальных званий, помилования.

Президент обладает широким кругом полномочий, вытекающих из его статуса и обеспечивающих возможность выполнять закреп­ленные за ним функции. Полномочия и функции связаны с базо­выми условиями жизнедеятельности общества и государства.

Президент формирует федеральные органы государственной власти или участвует в их формировании. Он назначает выборы в Государст­венную Думу Федерального Собрания и распускает Государственную Думу в случаях и в порядке, предусмотренных Конституцией РФ.

Президент назначает Председателя Правительства Российской Федерации с согласия Государственной Думы, назначает на долж­ности заместителей Председателя Правительства и федеральных министров по предложению Председателя Правительства РФ.

Кроме решения вопросов о составе Правительства Президент имеет право председательствовать на его заседаниях, принимает ре­шения об отставке Правительства. Постановления и распоряжения последнего в установленных Конституцией случаях могут быть от­менены Президентом. Перед вновь избранным Президентом Прави­тельство слагает свои полномочия.

В отношении органов судебной власти Президент предлагает кандидатуры судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генерального прокурора. Назначает перечисленных лиц Совет Федерации.

Президент осуществляет нормотворческую деятельность. Он подписывает и обнародует федеральные законы Российской Федерации, обладает правом отлагательного вето; вносит законопроекты в Го­сударственную Думу; наделен полномочиями обращаться в Консти­туционный Суд с запросом о соответствии Конституции Российской Федерации нормативных актов, о толковании Конституции.

Президент РФ применяет согласительные процедуры в случае разногласий между органами власти, он вправе приостанавливать действие актов исполнительной власти субъектов РФ в случае про­тиворечия их Конституции, федеральным законам, международным обязательствам России или нарушения прав и свобод человека до решения этого вопроса соответствующим судом.

Полномочия и функции Президента РФ четко зафиксированы в Конституции РФ, но реальное влияние на внутреннее и внешнее положение государства во многом зависит от его личности, идеоло­гических предпочтений, методов использования рычагов власти. Оно может быть как положительным, так и отрицательным, потому что Президент фактически отвечает за все происходящее в стране.

Президент должен быть лидером. Это качество обеспечивается оптимальным сочетанием в нем политического деятеля и управлен­ца. Первый Президент России стал лидером как политический дея­тель и в этом качестве оказался во главе государства. Но свое ли­дерство не смог подкрепить успехами в управлении страной, поте­рял авторитет у элиты и населения и вынужден был досрочно сло­жить с себя обязанности Президента РФ, публично попросив про­шения у народа за свои прегрешения. Народ, видимо, простил, но суд истории еще впереди.

Второй Президент РФ занял пост не как харизматический лидер, публичный политик, а как личность, на которую возлагались боль­шие надежды. Недостаток политического и практического опыта компенсировался молодостью, образованностью, энергичностью, че­го на российском Олимпе в последние десятилетия явно не хватало.

Уже первые успехи на этом поприще резко подняли рейтинг Президента РФ в народе. Он получил аб­солютную поддержку в парламенте. Парламент принимает законы, инициируе­мые Президентом, СМИ обеспечивают разъяснение и доведение до населения президентской политики.

Усиливается централизация власти в руках Президента, раздви­гаются границы президентской вертикали, что обусловливается складывающимися обстоятельствами. Оборотной ее стороной является централизация ответственности. Важно не переступить черту, зa которой снимается и перекладывается на Центр ответственность нижестоящих звеньев.

При Президенте РФ функционируют органы, обеспечивающие проведение им внутренней и внешней государственной политики. Аппаратом для осуществления функций главы государства является Администрация Президента РФ. Она действует на правах государ­ственного органа управления. В составе Администрации — самостоятельные подразделения, должностные лица. Основными обязанностями Администрации Президента РФ являются непосредст­венное обслуживание, курирование федерального уровня, работа с регионами, международная политика. Администрация контролирует исполнение указов, проводит политику Президента РФ. (Структура Администрации Президента приводится в приложении 1.)

Образованы советы по направлениям деятельности Админист­рации Президента РФ. Они являются постоянно действующими консультативными органами, информируют Президента РФ о про­цессах, происходящих в той или иной сфере, обеспечивают взаимо­действие Президента РФ с организациями данной сферы. Организационное обеспечение деятельности каждого Совета осуществляет Главное управление внутренней политики Президента РФ. Решения Совета носят рекомендательный характер и направляются Прези­денту РФ, соответствующим органам государственной власти Рос­сийской Федерации и субъектов РФ.

В компетенцию Администрации входит создание необходимых организационных, информационных, консультативно-правовых, материально-технических и других условий, без которых невозмож­ны осуществление полномочий главы государства, связь Президен­та РФ с другими федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ.

Подразделением Администрации является референтура (на правах управления). Ее задачи состоят в участии в подготовке проектов: доку­ментов программного характера, публичных выступлений Президента.

Референтура собирает, анализирует, обрабатывает материалы, используемые для подготовки докладов, интервью, других публич­ных выступлений Президента.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: