Президент Российской Федерации. Органы обеспечения президентской власти.
Пост Президента Российской Федерации (РСФСР) введен во исполнение итогов референдума 17 марта 1991 г., а первый Президент избран прямым всеобщим голосованием 12 июня 1991 г. Президент РСФСР провозглашался высшим должностным лицом и главой исполнительной власти. В соответствии с Конституцией РФ (1993) Президент является главой государства, символом верховной власти. Он занимает особое место в системе органов государственной власти и не входит напрямую ни в одну из ее ветвей. Однако данное положение не дает оснований трактовать президентскую власть как стоящую над другими властями, зависящими от нее. Каждая из них осуществляет конституционно закрепленные за ней полномочия, функционирует во взаимодействии с другими, обеспечена определенными рычагами влияния на иные ветви власти.
Президент РФ приступает к исполнению полномочий с момента принятия присяги и прекращает полномочия с истечением срока пребывания в должности — с момента принятия присяги вновь избранным Президентом. Одно и то же лицо не может занимать пост Президента более двух раз подряд, но может баллотироваться на другой срок, кроме очередного.
Во всех случаях, когда Президент не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации. Исполняющий обязанности Президента не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ.
Президент прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять полномочия или отрешения от должности. При этом выборы нового президента должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.
Функции Президента как главы государства заключаются в том, что он является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. Это означает, что Президент РФ несет персональную ответственность за работу механизмов защиты Конституции РФ и прав человека, обязан принимать меры в случаях сбоев в их реализации по тем или иным причинам.
Президент Российской Федерации принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности. Он является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами России, утверждает военную доктрину Российской Федерации, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил, формирует и возглавляет Совет Безопасности.
Ему предоставлено право в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии вводить на территории страны или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе. С соблюдением последнего условия Президент РФ уполномочен объявлять и о введении на территории России чрезвычайного положения.
Президент ведет переговоры и подписывает международные договоры, ратификационные грамоты, принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных дипломатических представителей, назначает и отзывает дипломатических представителей после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания Российской Федерации.
Президент РФ решает вопросы гражданства, предоставления политического убежища, награждения государственными наградами Российской Федерации, присвоения почетных званий Российской Федерации, высших воинских и высших специальных званий, помилования.
Президент обладает широким кругом полномочий, вытекающих из его статуса и обеспечивающих возможность выполнять закрепленные за ним функции. Полномочия и функции связаны с базовыми условиями жизнедеятельности общества и государства.
Президент формирует федеральные органы государственной власти или участвует в их формировании. Он назначает выборы в Государственную Думу Федерального Собрания и распускает Государственную Думу в случаях и в порядке, предусмотренных Конституцией РФ.
Президент назначает Председателя Правительства Российской Федерации с согласия Государственной Думы, назначает на должности заместителей Председателя Правительства и федеральных министров по предложению Председателя Правительства РФ.
Кроме решения вопросов о составе Правительства Президент имеет право председательствовать на его заседаниях, принимает решения об отставке Правительства. Постановления и распоряжения последнего в установленных Конституцией случаях могут быть отменены Президентом. Перед вновь избранным Президентом Правительство слагает свои полномочия.
В отношении органов судебной власти Президент предлагает кандидатуры судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генерального прокурора. Назначает перечисленных лиц Совет Федерации.
Президент осуществляет нормотворческую деятельность. Он подписывает и обнародует федеральные законы Российской Федерации, обладает правом отлагательного вето; вносит законопроекты в Государственную Думу; наделен полномочиями обращаться в Конституционный Суд с запросом о соответствии Конституции Российской Федерации нормативных актов, о толковании Конституции.
Президент РФ применяет согласительные процедуры в случае разногласий между органами власти, он вправе приостанавливать действие актов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия их Конституции, федеральным законам, международным обязательствам России или нарушения прав и свобод человека до решения этого вопроса соответствующим судом.
Полномочия и функции Президента РФ четко зафиксированы в Конституции РФ, но реальное влияние на внутреннее и внешнее положение государства во многом зависит от его личности, идеологических предпочтений, методов использования рычагов власти. Оно может быть как положительным, так и отрицательным, потому что Президент фактически отвечает за все происходящее в стране.
Президент должен быть лидером. Это качество обеспечивается оптимальным сочетанием в нем политического деятеля и управленца. Первый Президент России стал лидером как политический деятель и в этом качестве оказался во главе государства. Но свое лидерство не смог подкрепить успехами в управлении страной, потерял авторитет у элиты и населения и вынужден был досрочно сложить с себя обязанности Президента РФ, публично попросив прошения у народа за свои прегрешения. Народ, видимо, простил, но суд истории еще впереди.
Второй Президент РФ занял пост не как харизматический лидер, публичный политик, а как личность, на которую возлагались большие надежды. Недостаток политического и практического опыта компенсировался молодостью, образованностью, энергичностью, чего на российском Олимпе в последние десятилетия явно не хватало.
Уже первые успехи на этом поприще резко подняли рейтинг Президента РФ в народе. Он получил абсолютную поддержку в парламенте. Парламент принимает законы, инициируемые Президентом, СМИ обеспечивают разъяснение и доведение до населения президентской политики.
Усиливается централизация власти в руках Президента, раздвигаются границы президентской вертикали, что обусловливается складывающимися обстоятельствами. Оборотной ее стороной является централизация ответственности. Важно не переступить черту, зa которой снимается и перекладывается на Центр ответственность нижестоящих звеньев.
При Президенте РФ функционируют органы, обеспечивающие проведение им внутренней и внешней государственной политики. Аппаратом для осуществления функций главы государства является Администрация Президента РФ. Она действует на правах государственного органа управления. В составе Администрации — самостоятельные подразделения, должностные лица. Основными обязанностями Администрации Президента РФ являются непосредственное обслуживание, курирование федерального уровня, работа с регионами, международная политика. Администрация контролирует исполнение указов, проводит политику Президента РФ. (Структура Администрации Президента приводится в приложении 1.)
Образованы советы по направлениям деятельности Администрации Президента РФ. Они являются постоянно действующими консультативными органами, информируют Президента РФ о процессах, происходящих в той или иной сфере, обеспечивают взаимодействие Президента РФ с организациями данной сферы. Организационное обеспечение деятельности каждого Совета осуществляет Главное управление внутренней политики Президента РФ. Решения Совета носят рекомендательный характер и направляются Президенту РФ, соответствующим органам государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ.
В компетенцию Администрации входит создание необходимых организационных, информационных, консультативно-правовых, материально-технических и других условий, без которых невозможны осуществление полномочий главы государства, связь Президента РФ с другими федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ.
Подразделением Администрации является референтура (на правах управления). Ее задачи состоят в участии в подготовке проектов: документов программного характера, публичных выступлений Президента.
Референтура собирает, анализирует, обрабатывает материалы, используемые для подготовки докладов, интервью, других публичных выступлений Президента.