Развитие выразительных средств и типов портрета

Содержание

  • 1 Основные принципы развития
  • 2 Развитие выразительных средств и типов портрета
  • 3 История
    • 3.1 Древний Восток
    • 3.2 Древняя Греция
    • 3.3 Древний Рим
    • 3.4 Портрет Средневековья
      • 3.4.1 За пределами Европы
    • 3.5 Портрет Возрождения
      • 3.5.1 Портрет маньеризма
    • 3.6 Портрет XVII века
    • 3.7 Портрет XVIII века
    • 3.8 Портрет XIX века
      • 3.8.1 2-я пол. XIX века
    • 3.9 Портрет в XX веке
    • 3.10 История портрета в России
  • 4 См. также
  • 5 Ссылки
  • 6 Библиография
  • 7 Примечания

Основные принципы развития

На развитие портретного жанра влияют две тенденции:

  • прогресс технических изобразительных навыков. Вместе с ростом живописного мастерства художники все более овладевают приемами реализма и постепенно начинают решать более глубокие и сложные художественные задачи. Происходит усложнение типов композиции, формата и т. п. Стремясь создавать полный портретный образ с отображением наиболее типичных художественных средств, художники сначала овладевают только передачей внешнего облика человека. Затем постепенно идут далее в поисках средств передачи его внутреннего, психологического содержания[1].
  • и, что более важно, развитие представлений о значимости человеческой личности. Наибольших вершин портрет достигает в период веры в возможности человека, его разума, его действенной и преобразующей силы[2]. «Портрет в своей современной функции — порождение европейской культуры нового времени с ее представлением о ценности индивидуального в человеке, о том, что идеальное не противостоит индивидуальному, а реализуется через него и в нем»[3]. «Главным стержнем в истории развития портретного искусства является представление о человеке»[4]. Именно поэтому жанр находится в упадке в XX веке: «как может он процветать, когда мы полны стольких сомнений в себе?»[5]. Периодами расцвета портрета считаются римский скульптурный портрет, портрет эпохи Возрождения и портрет XVII века, 2-й пол. XVIII века.

Воспроизведение натуры в портрете являлось основным принципом портретного жанра на протяжении веков. Но в различные периоды существовали разные трактовки понятия «сходство». Процесс подражания натуре и перевод её в художественный образ имел каждый раз свои характерные особенности, которые зависели от общих идейных и эстетических предпосылок периода, а также от конкретной творческой практики — творческого метода, стиля и средств художественной выразительности[6].

Развитие выразительных средств и типов портрета

В скульптурном портрете развитие реалистического портрета шло двумя путями:

  1. Постепенная индивидуализация идеального пластического лица
  2. Развитие маски-слепка (например, от посмертной маски)

Скульптурный портрет, благодаря своей осязательной имитационной способности, на ранних стадиях своего развития опережал по скорости эволюции живописный портрет, влияя на его стиль до некоторой степени. Задача живописца всегда была более сложной, так как для передачи объема на плоскости ему требовалось вполне владеть рисунком, светотенью и цветом.

Для эволюции портретного жанра характерны следующие принципы: во-первых, демократизация. Если вначале заказ портретов оставался только прерогативой аристократии, со временем жанр охватил весь социальный спектр. Второй принцип — изменение размеров из-за интеграции портрета в интерьер. Вначале портреты изготавливались небольших размеров и хранились в ящиках (мебели), затем их роль и размер увеличивались, и они становились полноценной частью декора[7].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: