double arrow

Особенности социокультурного развития

Общественно-культурное развитие, общественное сознание в Рос-

сии XVIII в. отличались целым рядом особенностей.

Средневековая, преимущественно религиозная, картина мира постепенно замещалась рационалистической, светской. Развитие бур- жуазных отношений способствовало разрушению жесткой средневе- ковой иерархичности. Локальность, замкнутость, корпоративность (дифференцированность) общественной жизни сменялись укреплени- ем взаимосвязей между регионами и странами, более выраженным единством. Научные и географические открытия способствовали ак- тивизации культурных контактов между странами и народами.

Российское общество получило мощный импульс развития в ре- зультате реформ Петра Великого. Однако курс на модернизацию и европеизацию наряду с положительным культурно-техническим эф- фектом вызвал раскол в обществе. Рационализация мышления, евро- пеизация образа жизни затронули в большей мере социальную элиту, городские слои населения. Низшие социальные слои, главным обра- зом укорененное в аграрной сфере большинство населения, остались приверженными традиционной патриархальной культуре.

Рационализация сознания наряду с государственной политикой секуляризации подрывали господство церкви в общественной жизни, но не вытесняли религиозность полностью. Она уходила на второй план, становилась частным делом личности. Вместе с тем правосла- вие и связанная с ним патриархальность как системы духовных коор- динат оставались важной частью национального самосознания, играя роль консолидирующего общество фактора.

Во второй половине века раскол на почве форсированной евро-

пеизации постепенно преодолевался. Впитав иноземные влияния, ев- ропеизированная профессиональная культура и искусство стали об- ращаться к национальным истокам и традициям. Становление много-

слойной богатейшей национальной культуры в XVIII в. происходило

в крайне противоречивых условиях. С одной стороны, формирова- лись буржуазные отношения и ценности, характерные для городской культуры и цивилизации; с другой – сохранялись феодальные отно- шения, укорененность в аграрной сфере, патриархальность. Сослов- ность как наиболее устойчивая социокультурная форма жизни фео- дальной эпохи в этот период выполняла дезинтегративную функцию,


ограничивая и замедляя демократизацию механизмов культурного воздействия. Однако процесс единения культурного пространства все же происходил.

Важное место в процессе эволюции духовной культуры принад- лежало общественной мысли. В.О. Ключевский писал: «…Чуть не в один век перешли от домостроя попа Сильвестра к энциклопедии Дидро и Даламбера». Под влиянием идей европейского Просвещения развивалось русское просветительство. Просвещенной императрицей слыла Екатерина II, которая не только читала и изучала произведения французских философов, но и вела переписку с Вольтером и Дидро. За либеральные взгляды и образованность они величали ее «царско- сельской Минервой» (богиня мудрости в древнегреческой мифоло- гии). Высшей точкой в развитии просветительского мировоззрения императрицы стал составленный ею на основе трудов французских энциклопедистов «Наказ» – инструкции для депутатов Комиссии по составлению нового Уложения взамен устаревшего Уложения 1649 г. Однако декларации о «народной пользе», «обоюдной выгоде», равен- стве всех перед законом, наконец, об отмене крепостного права так и остались на бумаге. Депутаты из дворян, купцов и крестьян не смогли договориться друг с другом. Монархия не смогла нарушить сослов- ное устройство и, главное, пойти наперекор интересам своей соци- альной опоры – дворянства. Комиссия, проработав с августа 1767 г. по декабрь 1768 г., под предлогом начавшейся русско-турецкой вой- ны была распущена.

Все же просветительские идеи охватили достаточно широкий круг образованных и просто грамотных людей, в первую очередь из высших сословий. Наиболее известными общественными деятелями и просветителями стали Н. Новиков, И. Крылов, Д. Фонвизин, С. Дес- ницкий. Их произведения отличала критическая направленность по отношению к существующим в стране порядкам. Они давали отрица- тельную оценку сословного характера общества в целом и особой ро- ли и места дворянства как высшего сословия. Провозглашая внесо- словную ценность человека, стремились внедрить в общественное сознание идею гражданского общества, равноправия всех людей в со- ответствии с концепцией «естественного права» человека, которым его наделила природа.

Критическая направленность мысли в России облекалась в по- пулярную на Западе форму масонства (франк-масоны – вольные ка- менщики, в пер. с фр.). Масонские организации, деятельность (про-


поведи) которых сопровождалась специальной обрядностью и осо- бой, нарочитой таинственностью, по аналогии с просветителями вы- двигали идеи самосовершенствования личности. Однако движение было неоднородным. Помимо просветительских, выдвигались и про- поведовались мистические, эзотерические (вненаучные), иррациона- листические идеи. Масонство как движение вне рамок государства не одобрялось властями и носило тайный характер. (Во Франции именно масоны активно участвовали в подготовке революции. Этого же опа- сались и российские власти). Многие известные общественные деяте- ли и духовные вожди, которых не устраивала по различным причинам политика государства, состояли в масонских организациях. К ним можно отнести И. Лопухина, И. Елагина, Н. Новикова, Д. Фонвизина и других известных художников и литераторов.

Просвещение воспринималось современниками в синтезе с вос- питанием, целью которого являлось прежде всего совершенствование человека, а потом – государственная потребность в кадрах. В соот-

ветствии с просветительскими идеями предпринимались попытки воспитания «нового совершенного человека» (Д. Локк полагал рож- дающегося человека «чистой доской», на которой с помощью воспи- тания и образования можно написать все что угодно). Екатерина II, стремясь воздействовать на общественное мнение и «воспитывая обоего пола юношество», рассчитывала со временем получить про- свещенных дворян; прилежных порядочных купцов; промышленников и ремесленников; миролюбивых и послушных крестьян.

В 1764 г. сподвижником Екатерины И. Бецким было разработа- но «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества». Реализуя проект, правительство открыло Смольный институт благо-

родных девиц (первоначально предназначенный для девочек из мало- имущих семей погибших на полях сражений русских воинов) – пер- вое женское учебно-воспитательное учреждение в стране.

Государство стремилось к созданию целостной системы свет- ского образования всех ступеней. Еще в начале века возникли обще- образовательные и профессиональные светские школы. Основной формой обучения податного населения были школы со смешанным религиозным и светским образованием. В 1786 г. Екатерина II подпи- сала Устав народных училищ – первый законодательный акт в облас- ти народного образования.

Важную роль играли закрытые сословные учебно-воспитатель-

ные заведения. Помимо уже названного Смольного института это бы-


ли Сухопутный шляхетский корпус и Пажеский корпус, готовившие высокопрофессиональный кадровый состав для армии и флота.

Центрами образования в области культуры и искусства стали профессиональные Петербургское и Московское хореографические училища, а также открытая в 1757 г. Академия художеств. Програм-

мы этих учебных заведений имели ясно выраженную светскую за- падно-европейскую направленность, много внимания уделялось гу- манитарной составляющей, и в частности европейским языкам.

Венчало систему российского образования первое высшее учеб- ное заведение – Московский университет, указ об открытии которого был подписан 25 января 1755 г. Елизаветой Петровной. Огромная за- слуга в его организации принадлежит великому русскому ученому и организатору науки М.В. Ломоносову и графу И.П. Шувалову (обоим установлены памятники на площади перед МГУ имени М.В. Ломоно- сова. А этот день стал праздничным для российского студенчества). В 1758 г. был открыт Казанский университет.

Создание системы учебных заведений, и особенно заведений

высшей ступени – университетов, было обусловлено развитием науки и одновременно стимулировало его. Еще в 1724 г. по указу Петра I была открыта Петербургская академия наук. Первым русским акаде- миком стал М.В. Ломоносов, многогранная деятельность которого олицетворяла успехи русской науки в середине века. Важный вклад внес Ломоносов в критику «норманнской теории» Шлёцера и Байера, создав на основе критического изучения исторических источников обобщающий труд «Древняя российская история».

Среди первых русских академиков были поэт В. Тредиаковский,

изобретатель А. Нартов, работавший токарем у Петра I, механик Г. Теп-

лов. Наряду с русскими учеными в академии наук работали выдающиеся иностранные ученые: математик Л. Эйлер, химик и физик Д. Бернулли, историк и географ Г. Миллер, историк Г. Шлецер и ряд других. Почет-

ными иностранными членами Петербургской академии наук были из- браны Д. Дидро, французский естествоиспытатель Ж. Бюффон, выдаю- щийся американский общественный деятель и ученый-естествоиспы- татель Б. Франклин. (Под влиянием идей Просвещения в 1773–1776 гг.

США развернули самоотверженную борьбу за независимость амери- канских колоний от Великобритании. Российское просвещенное со- общество с сочувствием относилось к свободолюбивому американ- скому народу. Российские власти оказали ему поддержку, направив к

американским берегам военно-морскую эскадру).


Громадную роль в развитии науки играли исследовательские экс- педиции на территории Евразии В. Беринга и А.И. Чирикова, С.П. Кра- шенинникова и П.С. Палласа, И.И. Лепехина и И.П. Фалька. В 1768–

1769 гг. экспедиция П.К. Креницына и М.Д. Левашова исследовала Русскую Америку – Аляску (подробнее см. разд. «Внешняя полити- ка»). Таким образом, русские ученые не только расширяли географи-

ческие горизонты, но и создавали базу для открытий в области этно- графии, ботаники, минералогии, а также для дальнейшего хозяйствен- ного освоения территории. «Богатство России, – пророчески отметил М.В. Ломоносов, – будет прирастать Сибирью».

В условиях становления национальной культуры и роста нацио- нального самосознания растет интерес к историческому прошлому. Появляются первые исторические труды В.Н. Татищева, Н.М. Карам- зина, М.В. Ломоносова, М.М. Щербатова, И.Н. Болтина. В их сочи- нениях присутствовал не только событийный ряд, но и разрабатыва- лись серьезные концепции исторического развития России. Карам- зинская «История государства российского» до сей поры является важным источником по исследованию отечественной истории.

В русле политики просвещенного абсолютизма Екатерина II стала проявлять заботу о нуждах населения в масштабах государства. Большое внимание уделялось организации медицинской помощи. В каж- дом городе должен был быть врач, больница, госпиталь, приюты для больных и нищих. Поскольку врачей не хватало, их выписывали из-за границы, но много усилий предпринималось для развития отечест- венной медицинской науки и становления врачебного дела. Демонст- рируя свою приверженность и доверие к науке, сама Екатерина в

1767 г. решилась на пробную прививку от оспы (по методу англий- ского ученого Дженерса) не только себе, но и малолетнему сыну Павлу. В каждой губернии создавался приказ общественного призре- ния, который контролировал школы, больницы, богадельни и сирот-

ские дома.

Несмотря на предпринимаемые усилия, Россия отставала от раз-

витых европейских стран по уровню грамотности, развития науки и в целом цивилизованности. Важные научные открытия, выработка об- щенациональной научной терминологии очень медленно внедрялись

в российскую культурную жизнь, встречая сопротивление со стороны

церкви, консервативного чиновничества, всего патриархального ук- лада русской жизни. Неудачей закончился эксперимент по выведе- нию «породы новых людей». Государство нерегулярно финансирова-


ло воспитательные и лечебные учреждения; выделенные средства, особенно в провинции, расхищались представителями местной адми- нистрации (замечательная сатирическая характеристика отношения провинциальной администрации к подобного рода заведениям дана Н.В. Гоголем в поэме «Мертвые души» и особенно в комедии «Реви- зор»). Ориентированная на Запад система образования и воспитания не всегда находила соответствующий отклик и поддержку в россий- ском расколотом обществе. В условиях острых противоречий между нарастающим капитализмом и феодальными отношениями даже об- разованные люди часто обращали свои взоры к допетровской Руси.

Вместе с тем пусть и медленно, но просвещение распространя-

лось и обусловило возрастание интереса к книге и книжному делу.

Н.И. Новиков, создав типографию при Московском университете, стал первым крупнейшим книгоиздателем в России. В некоторых крупных губернских городах возникли библиотеки, правда, скорее напоминавшие музей книги, так как доступ в них был ограничен. По- является просвещенный читатель (и собиратель книг), интересую- щийся светским романом и философским сочинением.

Новым культурным явлением стала читающая семья, в том чис- ле женщины и дети. Возникли понятия «женская библиотека», «жен- ский роман» (в эпоху сентиментализма). Значительная роль в этом процессе принадлежала русским просветителям Н.И. Новикову и Н. М. Карамзину, который редактировал новиковский журнал «Дет-

ское чтение для сердца и разума» (1785–1789 гг.). Впервые писатели, публицисты обращались непосредственно к женской и детской ауди- тории. Благодаря этому в домашний быт были внесены отношения гуманности, уважения к женщине и ребенку как самостоятельным личностям, чего не было в средневековье.

С конца 70-х гг. появляются научные и научно-популярные из- дания. С 1765 г. выходят труды Вольного экономического общества, созданного при поддержке Екатерины. В 1777 г. появляются «Санкт- Петербургские ученые ведомости», в 1778 г. – «Санкт-Петербургское еженедельное сочинение».

Важную роль в просвещении масс, росте общественного созна-

ния играло появление российской журналистики. В официальном издании «Собеседник любителей российской словесности» публико- валась сама императрица. Из журналов социально-политической на- правленности конца 80-х гг. стоит выделить такие издания, как «Бе- седующий гражданин» и «Почта духов» замечательного русского


баснописца И.А. Крылова. Правда, за чрезмерное, как сочли власти, бичевание пороков дворян, купечества и чиновничества крыловский журнал почти сразу же был закрыт.

Светская литература и искусство входили в общественно- культурную жизнь. В 1764 г. создается Эрмитаж как культурный центр страны, собрание художественных ценностей – европейской жи- вописи, коллекции глиптики (резных камней), библиотек, приобретен- ных у Вольтера и Дидро. Последний был назначен директором собра- ния и находился на государственном жалованьи до конца своих дней.

Век просвещения в России был отмечен большими успехами в

области художественного творчества, которое было представлено общеевропейскими художественными стилями и направлениями. На первую половину XVIII в. приходится расцвет стиля барокко (barocco – вычурный, в пер. с ит.). Характерные для этого стиля черты – пыш- ность, торжественность, масштабность, пристрастие к оптическим эффектам, зрелищность – проявлялись в разных формах художест- венного творчества.

Ведущим художественным средством эпохи Просвещения был классицизм (classic – образец, в пер. с лат.), который опирался на ан- тичные мировоззренческие и художественные традиции. Произведе- ния этого стиля характеризовали пафос гражданственности, гипер- трофированное выражение интересов государства, культ военной

славы. Им были свойственны такие черты, как рациональность, регу- лярность, упорядоченность, строгое разделение произведений на жанры, четкие геометрические линии и объемы, мощь и грандиоз- ность. Особенностью идейного содержания русского классицизма было осознание и постановка главной российской проблемы – крепо- стничества, деформаций общественной жизни в связи с сословным устройством. Собственно художественную ситуацию отличал глубо- ко органичный синтез элементов барокко и классицизма практически во всех направлениях и видах творчества. Это произошло по причине более позднего, по сравнению с Западной Европой, формирования и барокко, и классицизма, в результате чего два стиля «наложились» один на другой.

Литература XVIII в. была представлена творчеством Ф. Проко- повича, М. Ломоносова, В. Тредиаковского, А. Кантемира, сочиняв- ших пышные оды (торжественные поэтические сочинения), элегии, басни, повести и романы, а также драматические произведения для театра – трагедии и комедии.


В.К. Тредиаковский (1703–1769 гг.) стал основоположником со-

временного силлабо-тонического стиля стихосложения. Его труд

«Способ к сложению российских стихов» сыграл важную роль в ста-

новлении русского национального стихосложения. Глубоким патрио-

тизмом проникнуто литературное и поэтическое творчество выдаю- щегося русского ученого М.В. Ломоносова. Темы его литературных и публицистических произведений – военные подвиги, пропаганда про- свещения и науки. Ломоносова принято считать основоположником современной русской литературы.

В конце века расцветает творчество русского ученого-историка,

поэта, публициста Н.М. Карамзина (1766-1826 гг.), представителя сентиментализма в литературе (sentiment – чувство, в пер. с фр.). Помимо «Истории государства Российского» наибольшую извест- ность получили такие его произведения, как «Бедная Лиза», «Наталья –

боярская дочь», «Фрол Силин», «Письма русского путешественника».

Не скрывая своих промонархических взглядов, Карамзин, тем не ме-

нее, был исполнен сочувствия к простому человеку, русскому кресть-

янину. Пафосом дворянского сентиментализма проникнуто самое по-

пулярное его произведение «Бедная Лиза» и ставшая крылатой фраза:

«И крестьянки любить умеют».

В конце века отчетливо намечаются тенденции перехода от клас- сицизма и сентиментализма к реализму. Ранее всего эти черты прояви- лись в творчестве Д.И. Фонвизина (1745–1792 гг.). В его драматурги- ческих произведениях «Бригадир» и (особенно) «Недоросль» дана яр-

кая картина российского дворянского быта, представлены замечатель-

ные реалистические характеры с элементами юмора и сатиры.

Разрушителем традиций классицизма в русской поэзии стал

Г.Р. Державин (1743–1816 гг.). Будучи одним из участников перево- рота 28 июня 1862 г., Державин в молодые годы придерживался про- монархических взглядов. В зрелости его мировоззрение демократизи-

ровалось, и творчество приобрело реалистические черты. Поэзия его

была разнообразна по жанрам – и торжественная ода, и лирическая элегия, и сатирические произведения. В своем творчестве он соеди- нял «высокий» жанр – трагедию, и «низкий» – комедию, басню; ис-

пользовал разные стили (для классицизма было характерно их стро-

гое разделение). Вносил элементы живой речи в поэтические произ-

ведения. «Бичом вельмож» называл Державина А.С. Пушкин, счи-

тавший поэта своим творческим наставником. Ода «Властителям дум», обличавшая сильных мира сего, вызвала неудовольствие при дворе и была изъята из журнала, где она печаталась (1780 г.)


Одним из традиционных жанров формировавшегося реализма в литературе стал популярный в европейской культуре того времени художественно-документальный жанр путешествий. «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева (1749–1802 гг.) отличают яркие реалистические картины российского быта, протест против ужасающих картин российского крепостничества и революционные призывы к свержению монархии. Екатерина II настолько была уяз- влена этим произведением, что назвала Радищева «бунтовщиком ху- же Пугачева». Он был приговорен к смертной казни, замененной си- бирской ссылкой на 10 лет.

Пространственные и изобразительные искусства так же, как и литературное творчество, позволяли отразить социальные запросы эпохи, выразить эстетические взгляды, подчеркнуть стилевые осо- бенности. Архитектура XVIII в. была представлена двумя яркими стилями – барокко и классицизмом, составившими в России, как от- мечалось, замечательное стилевое единство.

Национальным звучанием, особой духовной жизнью наполнены выдающиеся произведения – Большой дворец в Царском селе, Боль-

шой дворец в Петергофе, Зимний дворец и ансамбль Смольного мо- настыря в Петербурге, явившиеся плодом творчества В. В. Растрелли (1700–1771 гг.). Выросший в Париже итальянец, 16-летним привезен- ный в Россию отцом, художником и скульптором, Растрелли впитал национальный дух нового отечества, освоил русские архитектурные традиции. Владея при этом навыками европейского зодчества, архи- тектор создал особый стиль русского барокко с элементами класси- цизма. Его сооружения характеризовали контрастность форм, пла- стичность масс, пышность декора, грандиозность и одновременно одухотворенность всего облика. Они и сегодня являются композици- онной и архитектурной сердцевиной Петербурга и его окрестностей, средоточием европейского духа северной русской столицы.

В последней трети века преобладающим в архитектуре стал

классицизм. Русский классицизм – явление глубоко самобытное, по общему признанию, давшее в России замечательные плоды. Исследо-

ватели объясняют эту особенность характерной тягой к ансамблево-

сти, синтезу искусств, свойственных периоду становления стиля. Классицистическая архитектура создает образ города как художест- венного целого; города как символа и очага буржуазных отношений, ставшего средоточием новой светской рационалистической культуры с новыми социокультурными учреждениями – школами, вузами, му-


зеями, театрами, библиотеками. Идеалом такого города, по замыслу Петра Великого, должна была стать (и стала) новая столица России - Санкт-Петербург. В основу его композиции был заложен общеевро- пейский принцип регулярности, целесообразности с тягой к синтезу науки и искусства. Город стал в прямом и переносном смысле новым, соответствующим духу и формам Нового времени, явившим собой архитектурный символ новой России.

Во второй половине века появляется ряд талантливых русских архитекторов, творивших в стиле классицизма: В. Баженов, М. Каза-

ков, И. Старов. Самым известным произведением В. И. Баженова

(1737–1799 гг.), шедевром русского классицизма стал проект дома

Пашкова в Москве (сегодня здание входит в комплекс Государствен-

ной российской библиотеки), расположенного напротив Кремля. Наи- более известными творениями М. Ф. Казакова (1738–1812 гг.) стало здание Сената в Московском Кремле, здания Голицынской больницы

и Благородного дворянского собрания. Лучшей постройкой И.Е. Ста- рова (1745–1808 гг.) стал дворец Г.И. Потемкина, так называемый Таврический, в Петербурге.

Наиболее талантливые и известные архитекторы-иностранцы, тво-

рившие в XVIII в. в стиле классицизма, – Ч. Камерон (1730–1812 гг.), шотландец, долго живший в Италии, постройки которого находятся в пригородах Петербурга – Царском Селе и Павловске, и итальянец Дж. Кваренги (1744–1817 гг.), к лучшим произведениям которого от-

носятся здания Академии наук, Ассигнационного банка, Эрмитажно- го театра в Петербурге, Александровский дворец в Царском Селе. Архитектурные произведения в высшей степени отражали новые раз- нообразные потребности общества – развитие буржуазных отноше-

ний, науки, книжного дела, медицины.

В конце XVIII в. в России по-прежнему была востребованной

дворцово-парковая, или ландшафтная, архитектура. Жалованная грамота освободила дворянское сословие от обязательной службы, предоставив ему широкие возможности выбора в использовании сво-

бодного времени. Так возникает российский социокультурный фено-

мен – дворянская усадьба, являвшая собой собирательный образ евро- пейской и патриархальной культур и образов жизни; позволявшая осуществлять в комплексе хозяйственные, эстетические и духовные запросы дворянства. В дворянской усадебной культуре отражалось ос- новное противоречие эпохи. С одной стороны, возвышенные культур- ные достижения в области просвещения, либерализма, гуманизации


нравов; с другой – жесточайшие проявления крепостничества и патри- архальности. Именно в условиях усадьбы сформировался просвещен- ный слой российской интеллигенции, наибольший вклад в российскую общественную жизнь внесший уже в следующем, XIX, веке.

В XVIII в. в контексте дворянской усадебной культуры возникло еще одно важное социокультурное явление – крепостная творческая интеллигенция, отразившая все особенности и противоречия куль- турно-исторического развития. Удивительный результат союза поло- винчатого русского «ренессанса», способствовавшего самоосознанию личности, и крепостнических, домостроевских обычаев, согласно ко- торым художник воспринимался хозяином как слуга и шут. Истин- ными родителями крепостной интеллигенции, по меткому выраже- нию В.Г. Белинского, были русское дворянство, «удивляющее фран- цузский двор светской образованностью, и дворянство, выходившее с холопями на разбой…». Из крепостных состояли великолепные теат- ральные труппы графа Н.П. Шереметева в усадьбе Останкино (веду- щая актриса труппы П. Ковалева-Жемчугова стала супругой графа, что вызвало буквально шквал возмущения в среде аристократии); князя Н.Б. Юсупова – в усадьбе Архангельское. Замечательным скри- пачом и композитором был внук крепостного И.Е. Хандошкин (1747–

1804 гг.).

Руками крепостных графа Н. Шереметева – архитекторов Аргу- новых, А.Ф. Миронова, Г.Е. Дикушина были выполнены замечатель- ные произведения садово-парковой архитектуры – барочно-класси- цистские ансамбли в загородных поместьях графа в селах Кусково и Останкино под Москвой.

XVIII в. в России принято именовать русским «ренессансом», имея в виду всестороннее развитие личности, востребованность чело- века путем создания разнообразных сфер приложения сил, условий для высвобождения энергии. Мироощущение эпохи было пронизано вниманием к индивидуальности и нашло выражение в творчестве создателей живописного жанра парадного портрета, по уровню мас- терства не уступавших великим портретистам – английским худож- никам Д. Рейнолдсу и Д. Гейнсборо, а по глубине психологического проникновения в характер портретируемого даже превосходивших европейских мастеров. Особенного мастерства достигли русские ху- дожники в передаче женских образов, само появление которых в ка- честве прототипов являлось социокультурным знаком эпохи.


Портретные работы кисти Ф.С. Рокотова (1735–1808 гг.), В.Л. Бо- ровиковского (1757–1825 гг.) отличают глубочайший лиризм, высокая одухотворенность, та самая неизъяснимая загадочность русской ду- ши. В картинах Д.Г. Левицкого (1735–1822 гг.) наиболее сильной сто- роной было оптимистическое просветительское начало. Поэтическая свобода, полет души и мысли отличают работы первого русского профессионального скульптора Ф.И. Шубина (1740–1805 гг.). В Эр- митаже представлены замечательные скульптурные портреты М.В. Ло- моносова, Павла I, полководца З.Г. Чернышева. (Судьба художника, как, впрочем, и судьбы многих других мастеров, выходцев из низших сословий, была глубоко драматичной. Как и его земляк М.В. Ломоно- сов, Шубин пришел в Москву тем же путем, добился мировой славы. Однако, к сожалению, не был по достоинству оценен российским чи- новничеством и знатью и умер в нищете и безвестности). Замечатель- ные образцы скульптурного творчества создали Ф.Г. Гордеев, М.И. Коз- ловский, И.П. Прокофьев, Ф.Ф. Щедрин. Знаменитый скульптурный памятник, воплотивший образ могучего властелина, который «Рос- сию вздернул на дыбы», по А.С. Пушкину, был создан французским скульптором Р.Фальконе (1716–1791 гг.). Заказавшая памятник Ека- терина II приказала высечь на нем надпись: «Петру I – Екатерина II».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: