Заключение. Монгольское нашествие и золотоордынское иго стало одной из причин отставания русских земель от развитых стран Западной Европы

Монгольское нашествие и золотоордынское иго стало одной из причин отставания русских земель от развитых стран Западной Европы. Был нанесен огромный ущерб экономическому, политическому и культурному развитию Руси. Десятки тысяч людей погибли в битвах или были угнаны в рабство. Значительная часть дохода в виде дани отправлялась в Орду.

Запустели и пришли в упадок старые земледельческие центры и некогда освоенные территории. Граница земледелия отодвинулась на север, южные благодатные почвы получили название «Дикое поле». Массовому разорению и уничтожению подверглись русские города. Упростились, а порой и исчезали многие ремесла, что тормозило создание мелкотоварного производства и, в конечном счете, задерживало экономическое развитие.

Монгольское завоевание консервировало политическую раздробленность. Оно ослабило связи между различными частями государства. Были нарушены традиционные политические и торговые связи с другими странами. Вектор русской внешней политики, проходивший по линии «юг-север» (борьба с кочевой опасностью, устойчивые связи с Византией и через Балтику с Европой) кардинально переменил свою направленность на «запад-восток». Замедлились темпы культурного развития русских земель.

В то время когда полчища Батыя разоряли юго-западные земли Руси, началась экспансия, шедшая из Прибалтики. Восточное побережье Балтийского моря с древних времен населяли племена угро-финской и балтской языковых групп. К первой из них относились эсты, а ко второй - ливы, предки современных латышей и литовцев. Вторжение немецких рыцарей в земли ливов началось в 1184 г. В 1198 г. с благословения папы римского был объявлен крестовый поход против ливов. В 1201 г. крестоносцы во главе с монахом Альбертом основали крепость Ригу. На следующий год на завоеванных землях был образован рыцарский Орден меченосцев. Их отличительным знаком стало изображение на плащах креста и меча. Именно мечом рыцари этого Ордена заставляли язычников приобщаться к "истинной вере". В 1212 г. они подчинили себе всю Ливонию и устремились на земли эстов.

Немецкие рыцари вплотную подошли к землям Великого Новгорода. В 1234 г. новгородскому князю Ярославу Всеволодовичу удалось нанести Ордену отражающий удар под Юрьевом (Дерптом), а через два года меченосцы были разбиты ополчением литовцев и земгалов, что заставило их остатки объединиться с более крупным Тевтонским орденом. Этот Орден был создан в 1198 г. в Сирии для продолжения крестовых походов, но из-за неудач в Палестине перебрался в Европу. К этому времени рыцари Тевтонского ордена в результате "миссионерской" деятельности полностью истребили пруссов и заняли их земли. Объединение сил орденских организаций и привело к образованию Ливонского ордена, что создавало значительную опасность для Великого Новгорода и Пскова. Одновременно возросла угроза и со стороны шведских и датских рыцарей, контролировавших северные земли эстов.

В июле 1240 г. в устье реки Невы внезапно высадился шведский отряд во главе с одним из родственников короля ярлом Биргером. Получив известие о вторжении, 19-летпий новгородский князь Александр Ярославович проявил себя как смелый и решительный военачальник. Не дожидаясь от своего отца великого князя владимирского Ярослава Всеволодовича сбора ополчения, он с одной малой дружиной и немногочисленными ратниками 15 июля 1240 г. внезапно напал на шведский лагерь. В ходе ожесточенного короткого боя шведы были разбиты и бесславно бежали. По преданию новгородский князь лицом к лицу встретился в бою с предводителем шведского отряда и ранил его. По числу потерь (со стороны русских погибли 20 человек) очевидно, что сражение нельзя отнести к крупномасштабному, но значимость победы на Неве состояла в другом: в случае успеха скандинавов их вылазки смогли бы открыть дорогу широким захватническим действиям шведов и датчан. За эту победу юный князь Александр получил почетное прозвище Невский.

Несмотря на победу в Невской битве, опасность для новгородских земель сохранилась. С лета 1240 г. ливонские рыцари развернули наступление на Русь, овладели крепостью Изборск, затем благодаря измене боярства захватили Псков. Для усиления своих позиций Орден возвел на новгородских землях крепость Копорье. Между тем вскоре после Невской битвы Александр покинул Новгород и ушел в Переяславль. Однако по просьбе новгородского веча он вновь занял княжеский престол и в 1241 г. отбил у рыцарей Копорье и Псков.

5 апреля 1242 г. между ливонскими рыцарями и войском Александра Невского состоялось решительное сражение на Чудском озере, вошедшее в историю как Ледовое побоище. Уже прославившийся как полководец князь Александр Ярославович, умело расположив свои полки против построившихся традиционным узким и глубоким клином - "свиньей" - немецких рыцарей, смог нанести им сокрушительный удар. Апрельский лед не выдержал тяжести бьющихся ратей у Вороньего камня. Закованные в громоздкие доспехи немецкие рыцари проваливались под лед. О потерях сторон судить трудно. Согласно неточным данным немецких хроник в Ледовом побоище погибли 25 рыцарей, притом что Тевтонский и Ливонский ордена имели вместе не более сотни рыцарей, у каждого из которых был свой собственный отряд. Однако значение этой битвы определялось не столько числом погибших врагов, сколько дальнейшим ходом исторического развития Руси. Орден вынужден был прислать в Новгород послов для переговоров, рыцари поняли, что им не удастся легко покорить Русские земли. Крестоносцы потерпели от объединенного суздальско-новгородского войска такое сокрушительное поражение, после которого они более 10 лет не решались предпринимать какие-либо попытки вторжения. Победа Александра Невского в Ледовом побоище означала прекращение католической экспансии па Русь. Это событие стало отправной точкой ставшего традиционным противостояния православной Руси католической Европе.

В условиях натиска завоевателей с севера и юга князья северо-восточной Руси стремились поддерживать мирные отношения с правителями Золотой Орды. В 1243 г. отец Александра Невского великий князь Ярослав Всеволодович получил от Батыя ярлык на великое Владимирское княжение. Впервые права великого князя были дарованы ордынским ханом. Через год Ярославу вновь пришлось ехать по вызову хана в Орду. Оттуда его отправили в столицу монгольской империи Каракорум, где он был отравлен (1247). После смерти Ярослава великокняжеский престол наследовал его брат Святослав. Однако сыновья Ярослава Александр Невский и Андрей решили оспорить это право дяди. Они отправились в Золотую Орду, а оттуда - в Монголию. В Каракоруме ярлык на Владимирское княжение получил Андрей, а Александру дали ярлык на Киев и Новгород. Лишенный великого княжения Святослав Всеволодович пытался отстоять свои нрава в Сарае, но в 1252 г. он умер, так и не добившись успеха.

В 1250 г. великий князь владимирский Андрей Ярославич женился на дочери Даниила Галицкого, заключив династический союз, направленный против ордынского ига. Этим воспользовался Александр Невский. В 1252 г. он получил от Орды ярлык на великое княжение. В этом же году против усилившего власть князя Андрея Ярославича на северо-восточную Русь было направлено карательное войско ордынцев. Андрей Ярославич был разбит и бежал в Швецию. Попытка русских князей вооруженной силой сбросить иго не увенчалась успехом.

Став великим князем, Александр Невский проводил политику Золотой Орды, подавлял выступления во время ордынской переписи населения в 1257 и 1259 гг. в Новгороде. Он делал это, чтобы уберечь русские земли от ордынских набегов и любой ценой стремился сохранять мирные отношения с Ордой. В 1263 г. Александр Невский скончался. Этот выдающийся государственный деятель и полководец Руси решительно боролся с Ливонским орденом, активно поддерживал православную церковь, которая видела в католическом влиянии главную опасность. За свои заслуги в этой деятельности Александр Невский был причислен в дальнейшем к лику святых.

После смерти Александра Невского великое княжение осталось в руках потомков Ярослава Всеволодовича. С 1263 по 1272 г. владимирский стол занимал Ярослав Тверской, затем Василий Костромской. С 1276 г. развернулась междоусобная борьба за владимирское княжение между сыновьями Александра Невского. Этим пользовались ордынские ханы. За 25 лет (1275-1300) монгольские рати 15 раз приходили на Русь, сильно ослабив соперничавшие Переяславское и Городецкое княжества. К началу XIV в. ведущая роль на Руси перешла к Москве и Твери, включившихся в ожесточенную борьбу за лидерство в объединении Русских земель.

Проблема влияния ордынского владычества на историю Руси. Вопрос о влиянии ордынского ига на русскую историю остается спорным и в настоящее время. Исходя из современного уровня знаний об экономическом, социально-политическом и культурном развитии Русских земель в XIII-XV вв., можно говорить об основных последствиях иноземного вторжения. Во-первых, воздействие на сферу экономики Руси выражалось в массовом разорении территорий во время ордынских походов и набегов, которые были особенно частыми во второй половине XIII в. Во-вторых, завоевание привело к выкачиванию значительных материальных ресурсов в виде ордынского "выхода", что истощало страну. В-третьих, Орда стремилась воздействовать на политическую жизнь Руси: завоеватели пытались воспрепятствовать консолидации Русских земель, поэтому они сталкивали друг с другом княжества, что приводило их к взаимному ослаблению. В-четвертых, последствием нашествия XIII в. стало усиление обособленности Русских земель, ослабление южных и западных княжеств, которые в результате были включены в состав возникшего в этот период Великого княжества Литовского. Русская государственность (под сюзеренитетом Орды) сохранилась только в северо-восточной Руси (Владимиро-Суздальская земля), а также в Новгородской, Муромской и Рязанской землях. Именно здесь во второй половине XIV в. возникло политическое ядро для формирования Русского централизованного государства.

Таким образом, в XIV в. перестала существовать старая политическая структура, для которой были характерны самостоятельные княжества (земли), управляемые разными ветвями рода Рюриковичей. Упразднение этой политической структуры привело к исчезновению сложившейся в IX-X вв. в государстве Руси древнерусской народности, давшей начало трем ныне существующим братским восточно-славянским народам: русским, украинцам и белорусам.

Помимо этих "зримых" последствий завоевания, можно проследить и значительные структурные изменения в обществе. В домонгольский период феодальные отношения на Руси развивались в русле общеевропейских тенденций: от преобладания государственных форм феодализма на раннем этапе к постепенному усилению вотчинных форм, правда, более медленному, чем в Западной Европе. После нашествия этот процесс замедлился, произошла консервация государственных форм эксплуатации. Во многом это было связано с необходимостью изыскания средств для выплаты "выхода" и содержания военно-служилой корпорации.

Развитию зрелого феодализма в южных и западных Русских землях не способствовал их переход под власть Литвы, поскольку социально-экономические отношения в этом государстве находились на более ранней стадии развития, чем на Руси. Великое княжество Литовское, включив в себя большой массив Русских земель, как бы отрезало северо-восточную Русь от Центральной Европы, где период XIII-XIV вв. был временем господства сеньориальных отношений. В то же время на северо-востоке Руси, ставшем ядром формирования единого государства, и в XIV в. вотчинное право было развито достаточно слабо.

Формирование единого государства в Русских землях закончилось во второй половине XV в., когда этот процесс завершился и в ряде европейских стран (например, во Франции). Но в социально-экономическом отношении Русь находилась на более раннем этапе. В Западной Европе в это время ослабевали личная зависимость крестьян и автономия городов. На Руси же преобладала государственно-феодальная система, города оставались в подчинении князей и бояр. Таким образом, социально-экономические предпосылки для складывания единого государства на Руси еще отсутствовали. В связи с этим ведущую роль в объединении Русских земель играла необходимость противостояния Орде и Великому княжеству Литовскому. В силу этого широкие слои населения - и элита, и горожане, и крестьянство - были заинтересованы в централизации. Такой опережающий социально-экономическое развитие характер процесса объединения обусловил особенности сформировавшегося к концу XVI в. государства: сильная монархическая власть и жесткая зависимость от нее, высокая степень эксплуатации непосредственных производителей (рост в XIV-XV вв. был вызван необходимостью выплаты дани). Это стало одной из причин возникновения системы крепостного права.


Объединение русских земель вокруг Москвы и становление единого Российского государства в XIV— XV вв. Противостояние Орде.

В XIV—XV вв. удельная Русь настойчиво собирала свои «дробившиеся части в нечто целое. Москва стала центром образовавшегося этим путем государства» (В. О. Ключевский). Процесс собирания русских земель вел к становлению единого Российского государства. Разоренная, обескровленная монголо-татарским игом, разделенная на десятки удельных княжеств страна в течение более чем двух столетий последовательно, трудно, преодолевая преграды, шла к государственному и национальному единству.

Предпосылки объединения. Особенности процесса объединения русских земель состояли в том, что его экономические и социальные предпосылки созревали постепенно, по мере того как набирал силу сам процесс, отставая от него. Рост населения, восстановление разрушенного хозяйства, освоение заброшенных и новых земель, распространение трехполья, постепенное оживление городов и торговли — все это способствовало объединению, но едва ли делало его действительно необходимым. Решающие предпосылки сложились в политической сфере. Главным импульсом было становившееся все более настойчивым стремление к освобождению от ордынского ига, от покровительства и понукания, к обретению полной независимости, к отказу от унизительных поездок в Орду за ярлыком на великое владимирское княжение, от уплаты дани, от поборов. Борьба за объединение слилась с борьбой против Орды. Она требовала напряжения всех сил, сплочения, жесткого направляющего начала. Этим началом могла быть только великокняжеская власть, готовая действовать твердо, решительно, безоглядно, даже деспотически. Князья опирались на своих слуг — военных в первую очередь — и расплачивались с ними землей, передаваемой в условное владение (из этих слуг и этого землевладения позднее вырастут дворянство, поместная система, крепостное право).

К предпосылкам объединения следует отнести и наличие единой церковной организации, общей веры — православия, языка, исторической памяти народа, хранившего воспоминания об утраченном единстве и о «светло светлой и прекрасно украшенной» Земле Русской.

Почему Москва стала центром объединения? Объективно примерно равные шансы возглавить процесс объединения русских земель имели два «молодых» города — Москва и Тверь. Они находились на северо-востоке Руси в относительном отдалении от границ с Ордой (и от границ с Литвой, Польшей, Ливонией) и потому были защищены от внезапных нападений. Москва и Тверь стояли на землях, куда после Батыева нашествия бежало население владимирских, рязанских, ростовских и других княжеств, где наблюдался демографический рост. Через оба княжества проходили важные торговые пути, и они умели пользоваться выгодами своего местоположения. Исход борьбы Москвы и Твери определялся поэтому личными качествами их правителей. Московские князья в этом смысле превосходили тверских конкурентов. Они не были выдающимися государственными деятелями, но ~ V4ine других умели приноровиться к характеру и ювиям своего времени». Им, «людям некрупны., пришлось «делать большие дела», образ их действий «держался не на преданиях старины, а на расчетливом соображении обстоятельств текущей минуты». «Гибкие, сообразительные дельцы», «мирные хозяева», «скопидомные, домовитые устроители своего удела»— такими видел первых московских князей В. О. Ключевский.

Этапы объединения. Процесс создания единого Российского государства занял длительный период с конца XIII — начала XIV в. до конца XV— начала XVI в.

Конец XIII— первая половина XIVв.:

— образование Московского княжества при князе Данииле Александровиче (конец XIII в.) и его территориальный рост (Переславль, Можайск, Коломна), начало соперничества с Тверью за ярлык на великое владимирское княжение и первый успех Москвы (1318г., убийство в Орде тверского князя Михаила и передача ярлыка московскому князю Юрию, который владел им до 1325 г.);

— вокняжение Ивана Даниловича Калиты (калита — большой кошелек; происхождение прозвища князя связано не столько с его скупостью, сколько с тем, что он славился своей щедростью при раздаче милостыни нищим). Иван Калита принял участие в карательном походе монголо-татар против Твери, население которой в 1327 г. восстало и убило ханского баскака Чолхана. Результатом было ослабление Твери и приобретение Москвой ярлыка на великое княжение (с 1328 г.). Иван Калита убедил митрополита Петра перенести свою резиденцию из Владимира в Москву. С этого момента православная церковь твердо поддерживала московских князей в их усилиях по объединению страны. Калите удалось накопить немалые средства, которые расходовались на скупку новых земель и на укрепление военной мощи княжества. Отношения Москвы с Ордой строились в этот период на прежних основаниях — с исправкой выплатой дани, частыми наездами в ханскую столицу, с показной покорностью и готовностью услужить. Ивану Калите удалось сохранить свое княжество от новых нашествий. «Сорок лет тишины великой», по словам Ключевского, позволили родиться и вырасти двум поколениям, «к нервам которых впечатления детства не привили безотчетного ужаса дедов и отцов перед татарином: они и вышли на Куликово поле».

Вторая половина XIV в. В 60—70-е гг. XIV в. князю Дмитрию, внуку Ивана Калиты, удалось решить в пользу Москвы целый ряд давних и очень важных проблем. Во-первых, были отбиты притязания соседних князей на великое княжение. Ярлык остался в Москве. Во-вторых, удалось отвести военную угрозу со стороны великого княжества Литовского, правитель которого, князь Ольгерд, активно участвовал во внутрирусской политике и организовал три похода против Москвы. В-третьих — и это особенно важно — Москва добилась решающего перевеса над своим традиционным соперником, Тверским княжеством. Дважды (в 1371 и 1375 гг.) тверской князь Михаил получал в Орде ярлык на великое княжение, и дважды князь Дмитрий отказывался признать его великим князем. В 1375 г. Москва организовала против Твери поход, в котором участвовали практически все князья Северо-Восточной Руси. Михаил был вынужден признать старшинство московского князя и отказаться от ярлыка на великое княжение. В-четвертых, впервые за более чем столетие московский князь почувствовал себя достаточно сильным, чтобы пойти на открытый конфликт с Ордой, бросить ей вызов, оперевшись на поддержку большинства русских княжеств и земель.

В эти же годы Золотая Орда переживала процессы дробления и распада. Ханы менялись на престоле с фантастической частотой, правители обособляющихся «орд» искали счастья в грабительских набегах на Русь. Москва оказывала поддержку соседним княжествам в отражении агрессии. Особенную известность приобрела битва на реке Воже в 1378г. Вторгшееся в Рязанскую землю войско мурзы Беги-ча было разгромлено московским отрядом, которым командовал князь Дмитрий.

Событием огромной исторической важности стала победа русского войска (в нем были представлены княжеские дружины едва ли не всех земель Северо-Восточной Руси, не пришли только рязанские и новгородские отряды) в 1380г. на Куликовом поле над войском татарского темника Мамая.

Причины победы в битве, длившейся, по всей видимости, более десяти часов, в целом понятны: бесспорное полководческое искусство проявил Дмитрий (сбор войск в Коломне, выбор места сражения, расположение войска, действия засадного полка и др.). Мужественно сражались русские воины. Не было согласия в ордынских рядах. Но главными факторами победы признают следующие: на Куликовом поле впервые сражалось единое русское войско, составленное из дружин практически всех русских земель, под единым командованием московского князя; русские воины были охвачены тем духовным подъемом, который, по словам Л. Н. Толстого, делает победу неизбежной: «Сражение выигрывает тот, кто твердо решил его выиграть». Куликовская битва принесла московскому князю Дмитрию почетное прозвище Донской. Победа была трудной. Ожесточение битвы живет в словах современника: «О горький час! О година крови исполнена!»

Значение победы на Куликовом поле огромно: Москва укрепилась в своей роли объединительницы русских земель, их лидера; в отношениях Руси с Ордой произошел перелом (иго будет снято через 100 лет, в 1382 г. хан Тохтамыш сожжет Москву, но решающий шаг к освобождению был сделан 8 августа 1380 г.); существенно снизился размер дани, которую Русь отныне платила Орде; Орда продолжала слабеть, от удара, полученного в Куликовской битве, ей оправиться так и не удалось. Куликовская битва стала важнейшим этапом в духовно-нравственном возрождении Руси, формировании ее национального самосознания.

Первая половина XV в. Главным событием этого этапа стала феодальная война 1425—1453 гг. между московским князем Василием II Темным и коалицией удельных князей, которую возглавил его дядя Юрий, а после смерти Юрия — его троюродные братья Василий Косой и Иван Шемяка. Длительная смута закончилась победой московского князя.

Вторая половина XIV — начало XV в. Завершаю-^ щий этап объединительного процесса связан с правлением Ивана III (1462—1505) и первыми годами княжения его сына Василия III (1505—1533):

— в основном завершилось собирание русских земель вокруг Москвы. К Москве были присоединены Новгород (1477), Тверь (1485), Псков (1510), Рязань (1521), Смоленск (1514);

— «стоянием на Угре» (1480) завершилась борьба Руси за освобождение от двухсотсорокалетнего монгольского ига. Более двух месяцев русское войско Ивана III и татарская армия хана Ахмата стояли на разных берегах притока Оки реки Угры. Ахмат не решился вступить в сражение и увел войска, признав, по существу, независимость Руси;

— завершился и процесс формирования единого Российского государства. Иван III принял титул «великого князя Московского и всея Руси», брак с византийской царевной Софьей Палеолог и падение Константинополя под ударами турок-османов (1453) дали ему основание принять византийского двуглавого орла в качестве герба Российского государства (добавление к нему герба Московского княжества — Георгия Победоносца — символизировало роль Москвы как столица державы). Постепенно складывалась и система органов государственного управления: Боярская дума (совет знати при великом князе), Казна (центральный административный орган, из которого позднее выделились органы центрального управления — приказы; понятие «приказ» впервые употреблено в 1512 г.), Дворцы (органы управления вновь присоединенными территориями). Страна делилась на уезды (управлялись наместниками), волости и станы (управлялись волостелями). Наместники и волостели жили за счет кормлений — сборов с местного населения. В 1497 г. был принят Судебник — первый законодательный акт единого Российского государства. В нем, в частности, содержалась новая норма о едином сроке перехода крестьян от одного землевладельца к другому (две недели до и после 26 ноября — Юрьева дня). С конца XV в. все шире употреблялся новый термин «Россия».

2.6. Образование Русского централизованного государства (ХIV - ХVI вв.)

Контрольные вопросы

Список рекомендуемой литературы

ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ

Специфика становления Русского централизованного государства

В середине ХIII в. 1263 г. на северо-западе русских земель возникло новое государство - Великое княжество Литовское. В 1243 г. на востоке от русских земель возникло другое великое государство - Золотая орда.

А Русь в это время переживала апогей феодальной раздробленности. И Литва стала очень активно присоединять русские земли. Западная Русь в составе Великого княжества Литовского в XIII - XV вв.В конце ХIV в. в состав Литвы вошли территории Белоруссии, Брянская, Киевская, Черниговская, Северская, Подольская земли. Литва на 3/4 стала состоять из русских земель. Видя наступление Литвы на Русь, которая более активна осуществляла политику в отношении русских земель, стала проводить такие же действия и Золотая Орда.

Распавшаяся Русская земля оказалась между двумя сильными государствами - Великим княжеством Литовским и Золотой Ордой. Два великих государства стали соперничать за установление контроля над русскими землями. И настал такой момент, что объединить русские земли могли как Литва, так и Золотая Орда. Тогда бы русские, что в Золотой Орде, что в Великом княжестве Литовском стали бы второстепенным, незначительным народом.

Но нашлись на Руси две силы, которые смогли противостоять устремлениям как Литвы, так и Золотой Орды.

Первая - это Русская Православная церковь. В период покорения Руси Русская церковь также подверглась страшному разгрому. Но, будучи веротерпимыми, и зная, какой силой обладает Церковь, монгольские ханы стали оказывать ей поддержку. Церковь была освобождена от налогов, за оскорбление Церкви по монгольским законам полагалась смерть. Первые 100 лет после монгольского нашествия Русь лежала в руинах, но Русская церковь расцвела. Большое распространение получила монастырская жизнь. Только во второй половине ХIII в. в северных лесах возникло 200 монастырей. Русская Церковь стал тем сосудом, где хранился, пестовался, укреплялся, распространялся дух русского народа.

Церковь вначале поддерживала мирные отношения с ханами Золотой Орды. Но в 1312 г. Орда перешла в ислам. После этого ханы Орды стали проводить политику нетерпимости по отношению к православию. В частности, в Орде было казнено 70 царевичей чингизидов за исповедывание православия. После принятия католичества в 1387 г. политику нетерпимости по отношению к православию стала проводить и Литва. И тогда Русская Православная церковь стал поддерживать русских князей в их стремлении к независимости.

Вторая сила - Воля русских князей. В ХIII в. Орда переживала лучшие времена. Силы были неравны, и русские князья вынуждены были раболепствовать. Но стремление русских князей к независимости никогда не было сломлено. Они всегда помнили, что они Рюриковичи, что их могучие предки создали великую Киевскую Русь. Образ великой Руси взывал к воскрешению.

Этапы образования Русского централизованного государства

Ещё в ХII в. во Владимиро-Суздальском княжестве проявилась тенденция к объединению земель под властью одного князя. Со временем именно на владимирских князей население Руси стало смотреть как на защитников всей русской земли.

В конце ХIII в. Орда вступила в затяжной кризис. Тогда активность русских князей усилилась. Она проявилась в собирании русских земель. Собирание русских земель завершилось созданием нового государства. Оно получило название "Московия", "Российское государство", научное название - "Русское централизованное государство".

Образование Русского централизованного государства проходило в несколько этапов:

Возвышение Москвы - конец ХIII - начало ХIУ вв.;

Москва - центр борьбы с монголо-татарами (вторая половина ХIУ-первая половина ХУ вв.);

Завершение объединения русских земель вокруг Москвы при Иване III и Василии III - конец ХУ - начало ХVI вв.

Этап 1. Возвышение Москвы (конец XIII - начало XIV вв.). К концу XIII в. старые города Ростов, Суздаль, Владимир теряют былое значение. Возвышаются новые города Москва и Тверь.

Родословные таблицы Великих и Удельных князей Владимирских и Московских XIII - XVI вв. Возвышение Твери началось после смерти Александра Невского (1263 г.), когда его брат, тверской князь Ярослав, получил от татар ярлык на Великое Владимирское княжение. В течение последних десятилетий XIII в. Тверь выступает в роли политического центра и организатора борьбы против Литвы и татар. В 1304 г. Великим князем Владимирским становится Михаил Ярославович, который первым принимает титул Великого князя "Всея Руси" и пытается подчинить важнейшие политические центры: Новгород, Кострому, Переяславль, Нижний Новгород. Но это стремление натолкнулось на сильное сопротивление других княжеств, и прежде всего Москвы.

Начало возвышения Москвы связано с именем младшего сына Александра Невского - Даниила (1276 - 1303 гг.). Старшим сыновьям Александр Невский раздал почётные уделы, а Даниилу, как младшему, в удел досталось небольшое селение Москва с округой на дальнем пограничье Владимиро-Суздальской земли. Перспективы занять великокняжеский престол у Даниила не было, поэтому он занялся хозяйством - отстраивал Москву, заводил ремёсла, развивал земледелие. Случилось так, что за три года территория владения Даниила увеличилась в три раза: в 1300 г. он отнял у рязанского князя Коломну, в 1302 г. бездетный переяславский князь завещал ему свой удел. Москва стала княжеством. Московское княжество в 1300 - 1340 гг.В правление Даниила Московское княжество стало самым сильным, а Даниил, благодаря своей созидательной политике, самым авторитетным князем на всём Северо-Востоке. Даниил Московский стал также основателем московской княжеской династии. В Москве Даниил выстроил монастырь, назвал его в честь своего небесного покровителя Даниловским. По сложившейся на Руси традиции, почувствовав приближение конца, Даниил принял монашество и был упокоен в Даниловском монастыре. В настоящее время Свято-Данилов монастырь играет значительную роль в жизни православных и является резиденцией Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

После Даниила в Москве стал править его сын Юрий (1303 - 1325 гг.). Великим князем Владимирским в это время был Михаил Ярославич Тверской. Владимирским престолом он владел "по правде" - древнему праву наследования, установленному ещё Ярославом Мудрым в ХI в. Михаил Тверской был похож на былинного богатыря: сильный, храбрый, верный слову, благородный. Он пользовался полным расположением хана. Реальная власть на Руси ушла из рук потомков А. Невского.

У Юрия Даниловича - внука Александра Невского - не было никаких прав на первый престол на Руси. Но у него было одно из самых сильных княжеств на Руси - Московское. И Юрий Данилович вступил с тверским князем в борьбу за владимирский престол.

Началось долгое и упорное противоборство за титул великого князя на Руси между потомками Александра Невского - Даниловичами - и потомками младшего брата Невского Ярослава - Ярославичами, между московскими князьями и тверскими. В конечном итоге победителями в этой борьбе стали московские князья. Почему это стало возможным?

К этому времени московские князья уже полвека были вассалами монгольских ханов. Ханы жёстко контролировали деятельность русских князей, используя хитрость, подкупы, предательство. Со временем русские князья стали перенимать у монгольских ханов стереотипы поведения. И более "способными" учениками монголов оказались московские князья.

Юрий Московский женился на родной сестре хана. Не желая усиления одного князя, хан ярлык на Великое княжение предоставил и своему родственнику Юрию. Не желая столкновений с Москвой, Михаил Ярославич Тверской отказался от великого княжения в пользу Юрия Даниловича. Но московское войско постоянно подвергало разорению земли Тверского княжества. Во время одного из таких столкновений тверичами была захвачена в плен жена Юрия княгиня Агафья (Кончака). В плену она умерла.

Юрий Данилович и Михаил Ярославич были вызваны в Орду. В Орде тверской князь был обвинён в неуплате дани, гибели сестры хана и убит. Ярлык на Великое княжение был передан московскому князю.

В 1325 г. в ставке хана Юрий Данилович был убит старшим сыном Михаила Ярославича Дмитрием. Дмитрий по приказу хана был казнён, но ярлык на Великое княжение был передан следующему сыну Михаила Ярославича - Александру Михайловичу. Вместе с Александром Михайловичем в Тверь был послан татарский отряд Чолкана для сбора дани.

А в Москве после смерти Юрия стал править его брат Иван Данилович по прозвищу Калита, Иван I (1325 - 1340). В 1327 г. в Твери произошло восстание против татарского отряда, в ходе которого Чолкан был убит. Иван Калита пошёл на тверичей с войском и подавил восстание. В благодарность в 1327 г. татары отдали ему ярлык на Великое княжение.

Больше московские князья ярлык на великое княжение не выпустят из своих рук.

Калита добился сбора дани на Руси вместо монголов. У него появилась возможность утаивать часть дани и использовать её для укрепления Московского княжества. Собирая дань, Калита стал регулярно объезжать русские земли и постепенно складывать союз русских князей. Хитрый, мудрый, осторожный Калита старался поддерживать самые тесные связи с Ордой: исправно платил дань, регулярно ездил в Орду со щедрыми подарками ханам, их жёнам, детям. Щедрыми подарками Калита в Орде расположил к себе всех. Ханши с нетерпением ждали его приезда: Калита всегда привозил серебро. В Орде. Калита постоянно что - то просил: ярлыки на отдельные города, целые княжения, головы своих противников. И Калита неизменно получал в Орде то, что хотел.

Благодаря расчётливой политике Ивана Калиты Московское княжество постоянно расширялось, крепло и 40 лет не знало татарских набегов.

Иван Калита стремился к тому, чтобы Москва, а не Владимир стала религиозным центром. Для главы Русской церкви - митрополита - выстроил удобные палаты. Митрополит Пётр любил подолгу гостить в Москве: Калита радушно принимал его, делал Церкви щедрые подарки. Митрополит Пётр предсказал, что если Калита выстроит в Москве собор во славу Богородицы, как во Владимире, и упокоит его в нём, то Москва станет истинной столицей. Иван Калита выстроил в Москве Успенский собор (как во Владимире) и упокоил в нём главу Русской церкви. Для русских это было Божьим знамением, знаком избранничества Москвы. Следующий митрополит - Феогност - окончательно перебрался из Владимира в Москву. Это было большим достижением Ивана Калиты.

Москва стала религиозным центром русских земель.

Но историки считают, что основной заслугой Ивана Калиты стало следующее. Во времена Ивана Калиты из - за преследований по религиозным мотивам в Москву хлынули толпы беженцев из Орды и Литвы. Калита стал принимать на службу всех. Подбор служилых людей производился исключительно по деловым качествам при условии принятия православной веры. Русскими становились все, кто переходил в православие. Стало складываться определение - "православный - значит, русский".

При Иване Калите утвердился принцип этнической терпимости, основы которого заложил его дед - Александр Невский. И этот принцип в будущем стал одним из важнейших, на которых строилась Российская империя.

Этап 2. Москва - центр борьбы с монголо-татарами (вторая половина ХIV - первая половина ХV вв.). Усиление Москвы продолжалось при детях Ивана Калиты - Симеоне Гордом (1340-1353 гг.) и Иване II Красном (1353-1359 гг.). Это неизбежно должно было привести к столкновению с татарами.

Столкновение и произошло в правление внука Ивана Калиты Дмитрия Ивановича Донского (1359-1389 гг.). Дмитрий Иванович получил престол в 9 - летнем возрасте после смерти своего отца Ивана II Красного. При малолетнем князе положение Москвы, как первого на Руси княжества, пошатнулось. Но малолетнего князя поддерживало мощное московское боярство и глава Русской церкви митрополит Алексей. Митрополит понимал, что если Москва потеряет ярлык на великое княжение, то её многолетние усилия по собиранию русских земель будут сведены на нет.

Митрополит смог добиться у ханов, чтобы великое княжение отныне передавалось только князьям московского княжеского дома. Это повысило авторитет Московского княжества среди других русских княжеств. Авторитет Москвы еще больше повысился после того, как 17 - летний Дмитрий Иванович выстроил в Москве Кремль из белого камня (камень был редким строительным материалом в Москве. Кремлёвская стена из камня настолько поразила воображение современников, что с того времени возникло выражение - "Москва белокаменная"). Московский Кремль стал единственной каменной крепостью на всём русском Северо-Востоке. Он стал неприступным.

В середине ХIV в. Орда вступила в период феодальной раздробленности. Из состава Золотой Орды стали выделяться самостоятельные орды. Они вели между собой ожесточённую борьбу за власть. Все ханы требовали от Руси дани, послушания. В отношениях между Русью и Ордой возникло напряжение.

В 1380 г. ордынский правитель Мамай с огромным войском двинулся к Москве.

Организовывать отпор татарам стал Москва. В короткое время под знамёна Дмитрия Ивановича стали полки и дружины из всех русских земель, кроме враждебных Москве.

И всё же решиться на открытое вооружённое выступление против татар Дмитрию Ивановичу было непросто.

Дмитрий Иванович отправился за советом к настоятелю Троицкого монастыря под Москвой отцу Сергию Радонежскому. Отец Сергий был самым авторитетным лицом и в Церкви, и на Руси. Ещё при жизни он был назван святым, считалось, что он обладает даром предвидения. Сергий Радонежский предрёк московскому князю победу. Это вселило уверенность и в Дмитрия Ивановича, и во всё русское воинство.

8 сентября 1380 г. Куликовская битва. 8 сентября 1380 г.у впадения речки Непрядвы в Дон состоялась Куликовская битва. Дмитрий Иванович и воеводы проявили военный талант, русское войско - несгибаемую храбрость. Татарское войско было разгромлено.

Монголо - татарское иго сброшено не было, но значение Куликовской битвы в русской истории огромно:

на поле Куликовом Орда потерпела первое крупное поражение от русских;

после Куликовской битвы был значительно уменьшен размер дани;

Орда окончательно признала главенство Москвы среди всех русских городов;

у жителей русских земель появилось ощущение общности исторической судьбы; по словам историка Л.Н. Гумилева, "на поле Куликово шли жители разных земель - вернулись с битвы как русский народ".

Современники назвали Куликовскую битву "Мамаевым побоищем", а Дмитрий Иванович во времена Ивана Грозного получил почетное прозвище "Донской".

Этап 3. Завершение образования Русского централизованного государства (конец ХУ - начало ХVI вв.). Объединение русских земель завершилось при правнуке Дмитрия Донского Иване III (1462 - 1505 гг.) и Василии III (1505 - 1533 гг.). Иван III присоединил к Москве весь Северо-Восток Руси: в 1463 г. - Ярославское княжество, в 1474 г. - Ростовское. После нескольких походов в 1478 г. окончательно была ликвидирована самостоятельность Новгорода.

При Иване III произошло одно из важнейших событий русской истории - было сброшено монголо-татарское иго. В 1476 г. Русь отказалась платить дань. Тогда хан Ахмат решил наказать Русь. Он заключил союз с польско-литовским королем Казимиром и с большим войском выступил в поход против Москвы.

В 1480 г. войска Ивана III и хана Ахмата встретились по берегам реки Угры (приток Оки). Переправиться на другой берег Ахмат не решился. Иван III занял выжидательную позицию. Помощь татарам от Казимира не пришла. Обе стороны понимали, что сражение бессмысленно. Могущество татар иссякло, и Русь уже была иной. И хан Ахмат увёл свои войска назад в степь.

Монголо-татарское иго закончилось.

После свержения монголо-татарского ига объединение русских земель продолжалось ускоренными темпами. В 1485 г. была ликвидирована самостоятельность Тверского княжества. В правление Василия III были присоединены Псков (1510 г.) и Рязанское княжество (1521 г.). Объединение русских земель в основном завершилось.

Особенности образования Русского централизованного государства:

государство сложилось на северо-восточных и северо-западных землях бывшей Киевской Руси; её южные и юго-западные земли находились в составе Польши, Литвы, Венгрии. Иван III сразу же выдвинул задачу возвращения всех русских земель, ранее входивших в состав Киевской Руси;

образование государства проходило в очень короткие срок, что было связано с наличием внешней опасности в лице Золотой Орды; внутренняя структура государства была "сырой"; государство в любой момент могло распасться на отдельные княжества;

создание государства проходило на феодальной основе; в России начало формироваться феодальное общество: крепостное право, сословность и т.д.; в Западной Европе образование государств проходило на капиталистической основе, и там начало формироваться буржуазное общество.

Победы Ивана III укрепили Русское государство и способствовали росту его международного авторитета. С новым государством пытаются заключить союз западноевропейские страны и, в первую очередь, римская курия и германский император. Расширяются связи Русского государства с Венецией, Неаполем, Генуей, активизируются отношения с Данией. Усиливаются связи Руси и со странами Востока. Всё это свидетельствует о том, что Русское государство становится сильнейшим и играет значительную роль в международных делах.

Специфика становления единого Русского государства в XV - нач. XVI вв. Объединение русских земель и окончательное освобождение от татарского ига и общие социально-экономические сдвиги, происходящие в стране, привели к установлению самодержавия и создали предпосылки для превращения великого московского княжения в сословно-представительную монархию.

Верховным правителем в государстве был московский князь. Он был верховным собственником земли, обладал всей полнотой судебной и исполнительной власти. При князе существовала Боярская дума, в которую входили наиболее знатные феодалы, духовные лица. Значительную роль в государстве стали играть митрополит и Освященный собор - собрание высшего духовенства. Появились общегосударственные органы - Дворец и Казна. Дворецкие ведали личными землями великого князя, paзбирали поземельные споры, судили население. Казна ведала государственными финансами. Началось формирование центральных органов власти - приказов. Дворцовый приказ ведал собственными владениями великого князя, посольский - внешними связями, разрядный - военными делами и т.д. Делопроизводством занимались дьяки и подьячие.

При Иване III местное управление оставалось консервативным. По-прежнему в основе его лежала система кормлений - один из источников обогащения верхов за счёт населения. "Кормленщики", т.е. наместники и волостели (управители волостей) содержались местным населением - кормились в буквальном смысле. Полномочия их были разнообразны: правители, судьи, сборщики княжеских налогов. Право на получение кормлений имели князья, бояре, бывшие "вольные слуги" великого князя.

Важное значение имел институт местничества, по системе которого все боярские фамилии распределялись по ступеням иерархической лестницы, и все их назначения (военные и гражданские) должны были соответствовать родовитости.

Впервые после Ярослава Мудрого Иван III занялся упорядочиванием законодательства. В 1497 г. вышел новый сборник законов - Судебник. Новый сборник законов устанавливал единый порядок судебно-административной деятельности. Важное место в Судебнике заняли законы о землепользовании, особенно закон о Юрьеве дне. На Руси имелся старинный обычай: осенью после уборки урожая крестьяне могли переходить от одного хозяина к другому. К началу ХVI в. этот обычай принял характер бедствия: крестьяне уходили от своего хозяина и до уборки урожая, и зачастую поля оставались неубранными. Судебник Ивана III ограничивал право перехода крестьян от одного хозяина к другому двумя неделями в году - до и после Юрьева дня (26 ноября).

На Руси началось складывание крепостного права. Крепостное право - это зависимость крестьянина от феодала в личном, земельном, имущественном, юридическом отношениях, основанное на прикреплении их к земле.

Это был ещё тот период, когда управляли по-старому, собравшись все вместе в согласии, - соборно: к решению важнейших вопросов страны привлекались все авторитетные силы - сам Великий князь, Боярская дума, духовенство. Великий князь был сильной и уважаемой фигурой, но отношение к нему было "простое", в глазах русских он был только старший среди равных.

При Иване III происходят важные изменения в системе государственного управления: начался процесс складывания неограниченной монархии.

Причины складывания неограниченной монархии - монгольское и византийское влияние.

Монгольское влияние - к этому времени более 200 лет на Руси длилось монголо-татарское иго. Русские князья стали перенимать стиль поведения монгольских ханов, модель политического устройства Орды. В Орде хан был неограниченным правителем.

Византийское влияние - вторым браком Ивана III был женат на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог. В 1453 г. Византийская империя под ударами турок - османов пала. Император погиб на улицах Константинополя, защищая город. Его племянница Софья нашла убежище у папы римского, у которого позднее возникла идея выдать её замуж за овдовевшего русского правителя. В далёкую Русь византийская принцесса привезла идею абсолютной монархии.

Первым из русских князей Иван III стал проводить политику возвышения власти великого князя. До этого удельные князья и бояре были вольными слугами. По своему желанию они могли служить московскому великому князю, отъезжать на службу в Литву, Польшу. Теперь они стали присягать на верность московскому князю и подписывать особые клятвенные грамоты. Отныне переход боярина или князя на службу к другому государю стал рассматриваться как измена, государственное преступление. Иван III первым принял титул "Государь всея Руси". В 1497 г. Иван III впервые в качестве герба Московского государства принимает неофициальный герб Византии - двуглавого орла - священный религиозный символ (К этому времени двуглавый орёл в Византии символизировал единство духовной и светской власти). При нем были приняты знаки великокняжеского достоинства: "шапка Мономаха", ставшая символом самодержавия, драгоценные оплечья - бармы и скипетр. Под влиянием Софьи при дворе Ивана III вводится пышный придворный церемониал по византийскому образцу.

Идеология времён Ивана III и Василия III. В конце ХУ в. в русской государственности произошёл целый ряд важнейших событий:

в основном завершилось объединение русских земель;

в 1480 г. русские земли освободились от монголо-татарского ига;

Иван III на византийский манер стал называть себя титулом "царь".

Исторический процесс на Руси возглавили московские князья. Московские князья возвысились стремительно. По древнему праву наследования они не имели права на первый престол на Руси. "По правде" первым престолом должны были владеть тверские князья. Московские князья, используя целый набор политических средств, "вырвали" право на общерусское первенство у тверских князей.

И вот теперь настал такой момент, когда московским князьям нужно было всем доказать, по какому праву они владеют Русской землёй.

Кроме того, Ивану III нужно было утвердиться среди западноевропейских монархов. Русское государство появилось в начале ХVI в. внезапно для Западной Европы. Крупные западноевропейские государства уже сложились, система взаимоотношений между ними также уже сложилась, важнейшие торговые пути были уже заняты.

Чтобы выжить в этих условиях, огромному Московскому государству нужны были идеи, идеология, в которой бы нашли отражение господствующие положение на Руси московских князей, древность государства, истинность православной веры, важность, нужность существования Московии среди других государств. Такие идеи и появились в конце ХV - начале ХVI в.

Важнейшими стали три идеи.

1. Идея о преемственности власти московских князей от князей владимирских и киевских. Появились летописи, в которых утверждалось, что московские князья получили власть над Русской землёй от своих прародителей - владимирских и киевских князей. Ведь жил же глава Русской церкви - митрополит - сначала в Киеве, потом во Владимире (1299 - 1328 гг.) и Москве (с 1328 г.). Поэтому и Русской землёй владели киевские, владимирские, потом московские князья. В этой идее подчёркивалась также мысль о том, что источником великокняжеской власти является воля самого Господа. Великий князь является наместником Господа - Бога на земле. Господь - Бог вручил великому князю Русскую землю в управлению. Поэтому русский государь нёс личную ответственность перед Господом - Богом за то, как он управлял Русской землёй. Так как вручена самим Господом - Богом, то православный государь ни с кем не должен делиться своей властью (ответственностью). Любой отказ от власти является святотатством.

2. Идея о родстве русских князей с римскими императорами. В это время появляется "Сказание о князьях владимирских". В основе "Сказания" две легенды. В одной содержалось утверждение, что род русских князей связан с царём "всеа вселенныа" Августом. В Риме с 27 г. до н. э. правил Октавиан. Он сумел объединить под своей властью все территории обитаемого мира. После этого Римское государство стало именоваться империей, а Октавиану был присвоен титул "Августа", т.е. "божественного". В "Сказании" говорилось, что у Августа был младший брат по имени Прус. Пруса Август послал правителем на берега Вислы и Немана (Так возникла Пруссия). А у Пруса был потомок Рюрик. Этого-то Рюрика новгородцы и призвали на княжение в Новгород (Следует отметить, что почти все западноевропейские монархи пытались связать свою родословную с римскими императорами). В другой легенде рассказывалось о том, что в ХII в. наследник римских императоров византийский император Константин Мономах передал своему внуку - киевскому князю Владимиру Мономаху - символы императорской власти: крест, корону (на Руси стали называть шапка Мономаха), чашу императора Августа и другие предметы. Отсюда следовало, что русские правители (Мономашичи) имели законное право на титул "цезарь" (на Руси царь).

3. Идея о Москве - как хранительнице истинной христианской веры. Эта идея больше известна под названием "Москва - третий Рим". Эта идея была сформулирована монахом псковского Елеазарова монастыря Филофеем в его посланиях Василию III в 1510-1511 гг. Монах Филофей был уверен, что Москва призвана сыграть в истории особую роль. Ведь она - столица последнего государства, где сохранилась истинная, христианская вера в своем первоначальном, неиспорченном виде. Вначале чистоту христианской веры хранил Рим. Но вероотступники замутили чистый источник, и в наказание за это в 476 г. Рим под ударами варваров пал. На смену Риму пришёл Константинополь, но и там от истинной веры отступились, согласившись на унию (объединение) с католической церковью. К середине ХУ в. Византийская империя погибала под ударами турок - османов. Надеясь на помощь западноевропейских держав, константинопольский патриарх в 1439 г. во Флоренции подписал с римским папой унию. По условиям унии православные признавали главенство над собой папы римского, а не православного патриарха, переходили на католические догматы при богослужении, но православные обряды сохранялись. До этого власть константинопольского патриарха имела вселенское значение. Она распространялась на Византию, Русь, Сербию, Грузию, Болгарию. Заключение унии с римским папой означало отказ греков от вселенской миссии хранителей православной традиции, которую они на себя взяли. Русская православная церковь унии не признала и разорвала отношения с константинопольским патриархом.

Филофей писал, что за отступление от православия - истинной христианской веры - древний Константинополь был захвачен турками. С тех пор центром мирового православия, "третьим Римом" стала Москва - столица самого крупного православного государства. "Блюди и внемли, яко два Рима падоша, а третий (Москва) стоит, а четвёртому не быти", - писал Филофей. Поэтому роль Руси в мировой истории - быть покровительницей всех православных народов.

Правление Ивана 3

Краткая биография Ивана III

Годы жизни: 1440-1505. Годы правления: 1462-1505

Иван III – старший сын великого князя Московского Василия II Темного и великой княгини Марии Ярославны, дочери серпуховского князя.

На двенадцатом году жизни Иван сочетался браком с Марией Борисовной, тверской княжной, на восемнадцатом году уже имел сына Ивана по прозвищу Молодой. В 1456 г., когда Ивану было 16 лет, Василий II Темный назначил его своим соправителем, а в 22 года он стал великим князем Московским.

Еще отроком Иван участвовал в походах против татар (1448, 1454, 1459 гг.), многое повидал и к моменту вступления на престол в 1462 г. Иван III имел уже сложившийся характер, был готов принимать важные государственные решения. У него был холодный, рассудительный ум, крутой нрав, железная воля, отличался особым властолюбием. Характером Иван III был скрытным, осторожным и к намеченной цели устремлялся не быстро, а ждал случая, избирал время, двигаясь к ней размеренными шагами.

Внешне Иван был красив, худощав, высок и немного сутуловат, за что получил прозвище «Горбатый».

Начало правления Иван III ознаменовал выпуском золотых монет, на которых были отчеканены имена великого князя Ивана III и его сына Ивана Молодого, наследника престола.

Первая жена Ивана III умерла рано, и великий князь вступил во второй брак с племянницей последнего византийского императора Константина XI, Зоей (Софьей) Палеолог. Их венчание прошло в Москве 12 ноября 1472 г. Она сразу же включилась в политическую деятельность, активно помогая мужу. При Софье он стал более суровым и жестоким, требовательным и властолюбивым, требовал полного повиновения и карал за ослушание, за что Ивана III первым из царей назвали Грозным.

В 1490 г. неожиданно умер сын Ивана III от первого брака, Иван Молодой. От него остался сын Дмитрий. Перед великим князем встал вопрос, кому наследовать престол: сыну Василию от Софьи или внуку Дмитрию.

Вскоре был раскрыт заговор против Дмитрия, организаторы которого были казнены, а Василий взят под стражу. 4 февраля 1498 Иван III венчал внука на царство. Это было первое коронование на Руси.

В январе 1499 г. был раскрыт заговор против Софьи и Василия. Иван III охладел к внуку и помирился с женой и сыном. В 1502 г. царь наложил на Дмитрия опалу, а Василий был объявлен великим князем всея Руси.

Великий государь решил женить Василия на датской принцессе, но датский король уклонился от предложения. Боясь не успеть до своей смерти найти зарубежную невесту, Иван III выбрал Соломонию, дочь незначительного русского сановника. Брак состоялся 4 сентября 1505 г., а 27 октября этого же года Иван III Великий умер.

Внутренняя политика Ивана III

Заветной целью деятельности Ивана III было собирание земель вокруг Москвы, покончить с остатками удельной разобщенности ради создания единого государства. Жена Ивана III, Софья Палеолог, всячески поддерживала желание мужа расширить Московское государство и укрепить самодержавную власть.

Полтора столетия Москва вымогала дань с Новгорода, отнимала земли и почти поставила новгородцев на колени, за что они ненавидели Москву. Понимая, что Иван III Васильевич окончательно хочет подчинить себе новгородцев, они освободили себя от присяги великому князю и образовали общество по спасению Новгорода, возглавляемое Марфой Борецкой, вдовой посадника.

Новгород заключил договор с Казимиром, королем польским и великим князем литовским, по которому Новгород переходит под его верховную власть, но при этом сохраняет некую самостоятельность и право на православную веру, а Казимир обязуется защитить Новгород от посягательств московского князя.

Два раза Иван III Васильевич посылал послов в Новгород с добрыми пожеланиями образумиться и вступить в земли Московские, митрополит московский пытался убедить новгородцев «исправиться», но всё тщетно. Пришлось Ивану III совершить поход на Новгород (1471 г.), в результате которого новгородцы были разбиты сначала на реке Ильмень, а затем Шелонь, Казимир же не пришел на помощь.

В 1477 г. Иван III Васильевич потребовал от Новгорода полного признания его своим хозяином, что вызвало новый мятеж, который был подавлен. 13 января 1478 г. Великий Новгород полностью подчинился власти московского государя. Чтобы окончательно усмирить Новгород, Иван III в 1479 г. сменил новгородского архиепископа Феофила, неблагонадежных новгородцев переселил в московские земли, а на их земли поселил москвитян и других жителей.

При помощи дипломатии и силы Иван III Васильевич подчинил себе и другие удельные княжества: Ярославское (1463 г.), Ростовское (1474 г.), Тверское (1485 г.), Вятские земли (1489 г.). Свою сестру Анну Иван выдал замуж за рязанского князя, тем самым обеспечив себе право вмешиваться в дела Рязани, а позднее и заполучил город по наследству от племянников.

Бесчеловечно поступал Иван с братьями, отнимая у них уделы и лишая их права какого-либо участия в государственных делах. Так, Андрей Большой и его сыновья были арестованы и заключены в тюрьму.

Внешняя политика Ивана III.

Во время княжения Ивана III в 1502 г. прекратила свое существование Золотая Орда.

Москва и Литва часто воевали из-за Русских земель, находящихся под Литвой и Польшей. По мере усиления власти великого государя Московского всё больше русских князей со своими землями переходили от Литвы к Москве.

После смерти Казимира Литва и Польша вновь разделились между его сыновьями, Александром и Альбрехтом, соответственно. Великий князь литовский Александр женился на дочери Ивана III Елене. Отношения между зятем и тестем ухудшались, и в 1500 г. Иван III объявил войну Литве, которая прошла успешно для Руси: были завоеваны части Смоленского, Новгород-Северского и Черниговского княжеств. В 1503 г. был подписан договор о перемирии на 6 лет. Иван III Васильевич отклонил предложение о вечном мире, пока не будут возвращены Смоленск и Киев.

В итоге войны 1501-1503 гг. великий государь Московский принудил Ливонский орден платить дань (за г. Юрьев).

Иван III Васильевич за время своего правления предпринимал несколько попыток подчинить Казанское царство. В 1470 г. Москва и Казань заключили мир, а в 1487 г. Иван III взял Казань и возвел на престол хана Махмет-Аминя, который 17 лет был верным послушником московского князя.

Реформы Ивана III

При Иване III началось оформление титула «великого князя всея Руси», а в некоторых документах он называет себя царем.

Для внутреннего порядка в стране Иван III в 1497 г. разработал Свод гражданских законов (Судебник). Главным судьей был великий князь, высшим учреждением стала Боярская дума. Появились приказная и поместная системы управления.

Принятие Судебника Ивана III стало предпосылкой установления на Руси крепостного права. Закон ограничивал выход крестьян и давал им право перехода от одного владельца к другому один раз в году (Юрьев день).

Итоги правления Ивана III

При Иване III значительно расширилась территория Руси, Москва стала центром русского централизованного государства.

Эпоха Ивана III ознаменована окончательным освобождением Руси от татаро-монгольского ига.

Во время правления Ивана III были построены Успенский и Благовещенский соборы, Грановитая палата, церковь Ризоположения.

Внутренняя и внешняя политика Ивана Грозного

12 июль 2012

Внутренняя политика

Когда Иван Грозный стал царем государство было уже единым, но объединение завершилось не так давно. Политическое объединение было не равнозначно централизации. Князья еще обладали властью в своих вотчинах.

После смерти Василия III в 1533 году Ивану было всего три года, поэтому реально правила его мать Елена Глинская. В годы ее правления и после ее смерти в 1538 году шла постоянная борьба за власть между боярскими коалициями Глинских, Шуйских и Бельских.

В 1535 году была введена единая монета.

В январе 1547 года в Успенском соборе Иван IV был венчан на царство. Уже в июне этого же года начинаются восстания, т.к. люди не довольны своей жизнью. Страна нуждается в изменениях.

Боярская аристократия к моменту коронации Ивана IV была могущественной, она яро охраняла свои привилегии. Именно бояре управляли государством.

Важным событием было Московское восстание в конце июня 1547 года. В июне произошел сильный пожар, в результате которого Москва почти полностью выгорела, и погибло около 4 тысяч москвичей. Возник слух, что в поджоге виновны Глинские. В итоге их дворы и дома их союзников были разрушены. Один из Глинских был растерзан народом. С трудом удалось подавить это восстание.

Московское восстание показало несоответствие между старой политической системой управления и новыми историческими условиями. Это событие определило характер реформ по укреплению государственной власти.

Избранная рада. К концу 40-х годов Иван IV формирует новое правительство – Избранную раду – это узкий круг людей, которым государь доверяет ведение государственных дел, и к чьим советам он прислушивается. В Избранную раду входили: царский постельничий Алексей Федорович Адашев, священник Благовещенского собора в Кремле Сильвестр, князь Андрей Михайлович Курбский, дьяк Посольского приказа Иван Михайлович Висковатый, князь Курлятев и другие. Избранная рада просуществовала 10 лет. За это время были осуществлен ряд реформ.

Роль законодательного и совещательного органа играла Боярская дума, которая при Иване Грозном увеличилась почти втрое. Это было сделано для того, чтобы ослабить позиции старой боярской аристократии.

Был сформирован Земской собор – это орган власти, который решал вопросы, связанные с финансами и внешней политикой. В Земской собор входили: Боярская дума, Освященный собор – представители высшего духовенства. В 1549 году впервые был созван Земской собор.

В 1550 году был принят новый Судебник (свод государственных законов).

При Иване Грозном появились учреждения, которые ведали отраслями государственного управления или отдельными регионами страны – приказы. Приказы ведали управлением, судом, сбором налогов. В их главе стояли дьяк или боярин. Введение приказов повысило централизацию управления государством. К середине XVI века в стране было уже 20 приказов.

Также важную роль играли местные управления – сыск и суд по особо важным государственным делам. Ими управляли губные старосты (окружные старосты).

Земельное законодательство. 11 мая 1551 года был принят приговор. Он формулировал основные принципы политики Ивана Грозного в двух направлениях: монастырское и княжеское феодальное землевладение. Монастырям запрещалась покупка вотчин без доклада царю. Также был обязательный доклад на земельные вклады в монастырь. Следующее положение установило ограничения для вотчинников определенных местностей. Следующий раздел регулировал порядок выкупа вотчин родичами, которые были даны в монастыри.

В 1555 году Иван Грозный поспособствовал строительству Покровского собора на Красной площади (Собор Василия Блаженного).

В 1564 году в Москве Иван IV напечатал первую книгу. Это событие положило начало книгопечатанию.

Опричнина. В 1563 – 1564 годах несколько бояр перебежало на сторону Литвы. В 1564 году русская армия дважды потерпела поражение. Поэтому Иван IV решил приступить к политике «крутых мер».

В декабре 1564 года Иван IV вместе с приближенными уехал из Москвы в Александровскую слободу. В январе 1565 года он отп


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: