double arrow

Формирование минимально допустимой цены

Предприятие оперирует в основном двумя ценовыми показателями. Один из них, основной – рыночная цена, под которой понимается количество денежных единиц, получаемое при продаже товара.

Другой ценовой показатель – минимально допустимая цена, под которой подразумевается минимальное количество денежных единиц, при получении которого при продаже товара для предприятия имеет смысл заниматься производством этого товара. Минимально допустимая цена относится к категории не декларируемых цен и является коммерческим секретом.

Минимально допустимая цена обычно рассчитывается на этапе, предшествующем началу производства товара. Поскольку для каждого предприятия данная цена разная, то и соображения, которыми оно руководствуется при расчете цены, разные.

Одно предприятие может в качестве посылки использовать норму прибыли. Если все, кто занимается производством, получают на вкладываемый капитал прибыль в размере 12 %, получать меньшую прибыль не разумно. В представлении предприятия минимум прибыли закрепляется на уровне средней прибыли, характерной для той отрасли, в рамках которой оно функционирует. В таком случае, если издержки производства у такого предприятия составляют 100 ден. ед. на одну товарную единицу, минимально допустимая цена будет 112 ден. ед. на одну товарную единицу.

Другое предприятие в качестве основной посылки использует фактор достаточности. Допустим, издержки производства составляют 65 ден. ед. в расчете на одну товарную единицу. Если бы удалось обеспечить минимум прибыли в 15 ден. ед., то в таком случае предприятие определяет цену в 80 ден. ед.

Третье предприятие может исходить из возможной массы прибыли. Если производить зубные щетки, зная, что объем производства составляет 1 млрд. шт., то можно начать производство даже в том случае, если известно, что прибыль составляет всего 10 коп. на одну зубную щетку, так как при издержках в этом случае в 25 коп. минимально допустимая цена – 35 коп. в таком случае, срабатывает фактор валовой прибыли, которая в этом случае могла бы составить 100 млн. руб. (10 коп.*1 млрд.).

Минимально допустимая цена используется предприятием в качестве страхового показателя, например, во время переговоров с партнером. Рассмотрим следующие ситуации.

1. Стремление к максимально большому разрыву между ценой реализации товара и минимально допустимой ценой. В этом случае, прибыль будет складываться из двух компонентов:

- нормативной прибыли, т.е. прибыли на минимально допустимом уровне;

- излишней прибыли, т.е. прибыли, размер которой будет равен разнице между ценой реализации и минимально допустимой ценой.

2. Если не возможно моделирование ситуации, обозначенной выше, то предприятие стремится реализовать товар по минимально допустимой цене. В этом случае оно обеспечивает себе хотя бы норматив прибыли, зафиксированный им в минимально допустимой цене. Возникновение такой ситуации служит для предприятия сигналом к размышлению: стоит ли продолжать производство такого товара? Есть ли возможность минимизировать издержки производства или же стоит подумать о переходе на производство другого, более прибыльного товара?

3. Если не возможна ситуация, описанная в п.2, то предприятие продает товар по цене ниже минимально допустимой (но выше уровня издержек производства). Такая ситуация классифицируется им как рисковая, необходимо срочно исправлять ее.

4. Предприятию удается реализовать товар только по цене, равной издержкам производства. Ситуация, связанная с производством и реализацией товара на таких условиях, бессмысленна с экономической точки зрения, и выход из нее – остановка производства.

5. Предприятие вынуждено продавать товар по цене, ниже издержек производства. В этом случае предприятие продает товар для того, чтобы вернуть хоть какую-то часть капитала, вложенного в производство этого товара.

Предприятие не имеет возможности управлять рыночной ценой. Оно вынуждено подстраиваться под желания и возможности потребителя. Оно может воздействовать на рыночную цену: поставить на рынок больше или меньше товаров, убедить потребителя посредством рекламы, что целесообразнее потреблять именно этот товар, хотя цена на него и выше.

Однако предприятие в состоянии управлять формированием цены на минимально допустимом уровне: сокращать издержки производства. Управление минимально допустимой ценой осуществляется предприятием при помощи калькуляции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: