Особенности психодиагностической работы. Психологический диагноз

Психологическая диагностика и психологическое обследование - важнейшие направления деятельности детского практического психолога

Главная задача психодиагностики - дать информацию о индивидуально-психологических особенностях детей, выявить особенности психического развития, сформированности психических новообразований; выявить психологические причины проблем, трудностей в обучении и воспитании.

Особенности диагностической работы практического психолога образования

1. Практическая диагностика отличается от научно-практической по своим задачам:

- Основная задача научно-практической диагностики - накопление психологических данных, классификация и ранжирование изучаемой группы людей по их психологическим и психофизиологическим особенностям.

- Задача практической диагностики - поиск ответов на вопросы, которые вызвали данные исследования и на дальнейшие вопросы, которые вытекают из этого исследования.

Диагностика причин того или иного явления не является самоцелью практической диагностики, она всегда подчинена главной задаче – разработке рекомендаций по развитию тех или иных способностей ребенка, преодоление трудностей и нарушений его развития.

2. Психодиагностика в образовательном учреждении связана с педагогической проблематикой. Данная диагностика всегда предполагает выбор мер педагогического воздействия. Некоторые исследователи считают правильным термин «психолого-педагогическая диагностика».

Ее задачи:

- Контроль динамики психического развития детей, воспитывающихся в ДОУ.

- Коррекция развития с целью создания оптимальных возможностей и условий развития каждого ребенка.

- Сравнительный анализ развивающего эффекта различных систем обучения и воспитания.

3. В основе практической диагностики лежит целостное изучение личности ребенка, его взаимодействия со средой. Нужно помнить о незавершенности психического развития, развитие в настоящее время базируется на прошлом и имеет перспективу на будущее.

Психологический диагноз - это заключение об основных характеристиках психического развития и формирования личности ребенка. Л. С. Выготский считал этот этап центральным и узловым в диагностико-коррекционной работе. Во имя него развертываются все предыдущие этапы, исходя из этого строятся все последующие. Диагноз производится не просто по результатам обследования, а обязательно предполагает соотнесение полученных данных с теми особенностями, которые проявляются в конкретных жизненных ситуациях. Большое значение при постановке диагноза имеет возрастной анализ полученных данных (с учетом зоны ближайшего развития).

При постановке диагноза важно представить границы своей профессиональной компетенции, при возникновении подозрений о патопсихологическом или дефектологическим характере нарушений не рекомендуется ставить диагноз самостоятельно, требуется обращение к специалистам в этой области.

Психологический диагноз должен ставиться на том уровне, на котором может быть осуществлена психолого-педагогическая коррекция или другая психологическая помощь.

Диагноз по возможности должен содержать прогноз, описывающий два направления:

- Что будет, если необходимая работа будет проведена.

- Что будет, если необходимая работа не осуществится.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: