Государственное регулирование экономики и его роль в современных условиях

Наименование темы Практические занятия Количество часов
Раздел 1. Общие основы педагогики  
Тема 1.2. Основные категории педагогики Закон Российской Федерации “Об образовании”. Система образования за рубежом.  
Раздел 2. Педагогика школы  
Тема 2.1. Закономерности и принципы обучения. Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, Л.В. Занков, Ш.А. Амонашвили о принципах обучения. Решение педагогических ситуаций.  
Тема 2.2. Формы, методы и средства обучения. Решение педагогических задач по выбору методов, приемов и средств обучения. Анализ плана-конспекта урока. Психолого-педагогический анализ уроков.  
Тема 2.5 Основы развивающего обучения, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания. Анализ современных технологий обучения. Определение развивающего потенциала активных методов обучения (тренинг, кейс-метод, мозговой штурм, игровые методы и др.)  
Тема 2.7. Формы, методы и средства воспитания Анализ воспитательного мероприятия. Анализ воспитательной деятельности педагога.  
Раздел 3. Коррекционная и специальная педагогика в системе наук о человеке  
Тема 3.1. Норма и отклонения в развитии ребенка, их систематика и статистика Специфика деятельности педагога, работающего в учреждениях для детей с ограниченными возможностями  
Тема 3.2. Особенности работы с одаренными детьми. Практические исследования одаренности школьников Планирование и организация работы с одаренными детьми  

Рекомендуемая литература

1. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого- педагогического исследования.- М.: Академия, 2012.- 208с.

2. Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И. Основы коррекционной педагогики. - М.: Академия, 2011.- 272с.

3. Гуслова М.Н. Инновационные педагогические технологии.- М.: Академия, 2013.- 288с.

4. Крившенко Л.П., Вайндорф-Сысоева М.Е. Педагогика: учебник для бакалавров.- Изд-во: Проспект, 2013.- 488с.

5. Кузнецов В.В. Введение в профессионально – педагогическую специальность.- М.: Академия, 2011.- 176с.

6. Митяева А.М. Здоровьесберегающие педагогические технологии. – М.: Академия, 2012.- 208с.

7. Назарова Н.М., Аксенова Л.И. Специальная педагогика.- М.: Академия, 2013.- 384с.

8. Никуленко Т.Г., Самыгин С.И. Коррекционная педагогика. – М.: Изд-во: Феникс, 2009.- 448с.

9. Сергеева В.П., Никитина Э.К., Недвецкая М.Н. Методика воспитательной работы.- М.: Академия, 2013.- 368с.

10. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика.- М.: Академия, 2013.- 469с.

Лекция 1. Теоретические основы государственного регулирования монополистической деятельности.

Государственное регулирование экономики и его роль в современных условиях.

Стихийность многие годы считалась одной из главных черт капиталис­тического воспроизводства. Однако в полной мере эта черта была присуща капиталистической экономике лишь в эпоху свободной конкуренции (ХІХ в.) Стихийность была обусловлена обособленностью субъектов хозяйствования и их недостаточной информированностью. Царящей на рынке стихийности противостояли планомерные отношения внутри фабрики. Это частичная или частная планомерность. Частичная - потому что она охватывает часть хозяйства, частная - потому что мотивирована исключительно частными интересами.

С ростом общественного разделения труда устанавливались тесные связи между отдельными предприятиями. Все большее распространение получают кооперативные и контрактные формы взаимоотношений, широко внедрился маркетинг. Развитие средств связи повысило информированность предпри­нимателей.

Частная планомерность дополняется сегодня общей или общественной, (т.е. преследующей общественные интересы и охватывающей всю националь­ную экономику). Носителем общей планомерности является государство.

Объективная возможность государственного регулирования экономики появляется с достижением определенного уровня экономического развития, концентрации производства и капитала. К началу ХХ века планомерность становится объективной необходимостью. Это было связано прежде всего с образованием монополий, а также с необходимостью выполнения государством своих основных функций.

Планомерность - это согласованность, скоординированность экономичес­ких процессов, направленная на поддержание определенных пропорций в общественном производстве.

В основе планомерного регулирования лежит процесс обобществления произ­водства. (Концентрация производства, укрепление целостности национально­го хозяйства).

В современных условиях государственное регулирование экономики явля­ется составной частью процесса воспроизводства. Оно решает различные задачи: например, стимулирование экономического роста, регулирование занятости, контроль над монополиями.

В силу ряда причин наиболее развитый механизм ГРЭ сложился в некото­рых странах Западной Европы (Фр., Нидерланды, Скандинавские страны, Австрия, Испания), в Японии, ряде быстро развивающихся стран Азии и Латинской Америки. Слабее развито ГРЭ в США, Канаде, Австралии, где в отличие от Европы не было социально-экономических потрясений. (2 мировая война, социалистическая революция и возникновение лагеря социа­лизма, а затем его распад) и где частный капитал обладал особенно силь­ными позициями. Но и в этих странах ГРЭ играет заметную роль, особенно в периоды ухудшения конъюнктуры, при высоких показателях безработицы и инфляции.

Необходимость государственного регулирования не отрицает сегодня никто, ни предприниматели, ни экономисты. Если в прошлом веке государ­ству отводилась роль " ночного сторожа ", то сегодня в любой экономической системе государство выступает как экономический агент, обладающий пра­вом и возможностью принуждения, например, в сфере налоговой политики, государственного законодательства.

Самой сложной проблемой является определение пропорций, в которых должно сочетаться государственное и рыночное регулирование, а также ус­тановление границ и основных направлений государственного вмешательства.

Есть такие ситуации, в которых рынок не может обеспечить эффективное распределение ресурсов. В современной экономической литературе выделяют четыре случая такой ситуации;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: