Цели находят отражение в совокупности планируемых продуктово-рыночных комбинаций и показателях, характеризующих желаемое развитие предприятия, в решении той или иной проблемы, или задачи, в сокращении используемых ресурсов. Цели ориентируют на количественную или качественную сторону ожидаемого результата.
К количественным целям относятся: рыночные (оборот, рост, доля рынка); экономические (прибыль, рентабельность); финансовые (структура капитала, ликвидность).
К качественным относятся: стандарт качества продукции; независимость ИП; стратегический облик (миссия) предприятия; инновационное поведение; сервисное обслуживание клиентов; уровень управления фирмой; политическое и общественное влияния.
При выборе цели нужно учитывать, кто является клиентами фирмы и какие их потребности она может удовлетворить.
Конкретизация целей. Например:
1) прибыльность — добиться в текущем году уровня чистой
прибыли 5 млн у. е.;
2) рынки (объем продаж, доля рынка) — довести долю рынка
до 20% или довести объем продаж до 40 тыс. ед.;
|
|
3)производительность — средняя часовая выработка на одного рабочего должна быть 8 ед. продукции;
4) финансовые ресурсы (размер и структура капитала; соотношение собственного и заемного капитала; размер оборотного
капитала и др.);
5) производственные мощности, здания и сооружения — построить новые складские помещения площадью 4000 кв. м;
6) организация (изменения в организационной структуре и
деятельности) — открыть представительство фирмы в определенном регионе и т.д.
7) «увеличить объем производства за год на 20%» является конкретной и измеримой целью. Цель удобна и для постановки задачи исполнителям, и для контроля со стороны менеджеров. Важно не только то, чего организация должна достичь, но и когда она должна этого достичь. Поэтому устанавливаются временные горизонты достижения целей. Принято различать долгосрочные (более 5 лет), среднесрочные (до пяти лет) и краткосрочные (в пределах года) планы. Они уточняются с учетом изменений обстановки и результатов.
Взаимоподдерживаемость целей – действия и решения, принимаемые для достижения одной цели, не только не должны мешать, а при возможности должны способствовать достижению других целей. Поэтому очень важны правильная формулировка цели, обеспечение ее ресурсами, а работников – материальными стимулами их выполнения.
Приоритетность целей означает необходимость уделять внимание в первую очередь факторам, влияющим на ее достижение.
Целидолжны быть достижимыми и не должны отрицать одна другую. Постановка недостижимой цели ведет к двум нежелательным последствиям: затраты ресурсов и отсутствие у работников стремления к успеху. Достижение поставленной цели люди связывают со своими надеждами на лучшую личную перспективу, удовлетворение потребностей и благополучие. В результате потери личной заинтересованности в труде снижается эффективность всего производства.
|
|
Постановка и формулирование стратегических целей служат исходной базой для выбора и разработки обеспечивающих их достижение стратегий. Стратегии отражают, как предприятие намечает вводить в действие свои наличные и потенциальные активы для достойной встречи изменений в окружающей среде.
Встречается мнение, что стратегические цели могут не иметь количественной характеристики. Например, обеспечить доминирующее положение предприятия на рынке продукта А, увеличить объемы производства продукта А; произвести техническое перевооружение производства и т.п. Согласимся с авторами, что, сформулировав стратегические цели в виде деклараций о намерениях, они больше похожи на предпринимательскую концепцию, отражающую общую направленность действий по достижению стратегических целей, главными из которых являются обеспечение конкурентоспособности, эффективности, выживания предприятий в жестких условиях рыночной среды.