Реакция спроса и предложения на изменение цены и других факторов называется эластичностью спроса и предложения. Существуют следующие коэффициенты эластичности:
1. ЕДр = относительное изменение спроса / относит изменение цены = Днов – Дстар)/((ДН+Дс)/2): Рн – Рс / Рн+Рс/2 – показывает на сколько изменится величина спроса если цена изменится на 1%. ЕДр>1 – спрос эластичный, т.е. для увеличения выручки необходимо уменьшать цену на даныый товар. ЕДр<1 спрос неэластичный, для увеличения выручки необходимо увеличивать цену. ЕДр = 1 спрос единичной эластичности, изменение цены никак не влияет на изменение выручки.
2. ЕSp – эластичность предложения по цене. относительное изменение предложения / относит изменение цены = (Sнов – Sстар)/((SН+Sс)/2): Рн – Рс / Рн+Рс/2
3. Перекрёстная эластичность. Еху = (отн изм спроса Дх / отн изм цены Рy) Выделяют когда Еху>0, ху – взаимозаменяемые товары, <0 х и у взаимодополняющие, =0 то Х и У независимые товары.
Экономическая конкуренция и монополия в рыночной экономике, виды и методы конкуренции. Практика борьбы с монополизмом в России и на Западе.
|
|
Конкуренция это взаимная борьба предпринимателей за наиболее выгодные условия деятельности.
Признаки совершенной конкуренции.
Очень большое число продавцов и покупателей данного товара.
Товар является однородным.
Отсутствуют барьеры входа и выхода на рынок.
Никто не может контролировать цену самостоятельно.
Пример – рынок С/Х продукции, рынок ценных бумаг.
Признаки монополистической конкуренции с дифференциацией товаров.
Много продавцов и очень большое количество покупателей данного товара.
Товар дифференцированный, т.е. выделен торговой маркой, стилем, качеством, упаковкой.
Барьеры входа на рынок связаны с большими затратами для привлечения клиента.
Цену может контролировать только фирма-лидер, продукция которой обладает более высоким качеством.
Пример – рынок, обуви, рынок одежды, парфюмерия, косметика.
Признаки олигополии.
Несколько продавцов и множество покупателей данного товара. Продавцы крупные и монополизировали рынок.
Товары незначительно дифференцированы.
Барьеры входа на рынок связаны с огромными первоначальными затратами и наличием сговора между существующими конкурентами.
Контролировать цену может только лидер либо все вместе путём сговора.
Пример – рынок автомобилей, нефтяной рынок, рынок металлургии, недвижимости.
Признаки монополии.
Единственный продавец и множество покупателей данного товара.
Очень низкая дифференциация товара.