Эластичность спроса и предложения, ее коэффициенты и практическое значение

Реакция спроса и предложения на изменение цены и других факторов называется эластичностью спроса и предложения. Существуют следующие коэффициенты эластичности:

1. ЕДр = относительное изменение спроса / относит изменение цены = Днов – Дстар)/((ДНс)/2): Рн – Рс / Рнс/2 – показывает на сколько изменится величина спроса если цена изменится на 1%. ЕДр>1 – спрос эластичный, т.е. для увеличения выручки необходимо уменьшать цену на даныый товар. ЕДр<1 спрос неэластичный, для увеличения выручки необходимо увеличивать цену. ЕДр = 1 спрос единичной эластичности, изменение цены никак не влияет на изменение выручки.

2. ЕSp – эластичность предложения по цене. относительное изменение предложения / относит изменение цены = (Sнов – Sстар)/((SН+Sс)/2): Рн – Рс / Рнс/2

3. Перекрёстная эластичность. Еху = (отн изм спроса Дх / отн изм цены Рy) Выделяют когда Еху>0, ху – взаимозаменяемые товары, <0 х и у взаимодополняющие, =0 то Х и У независимые товары.


Экономическая конкуренция и монополия в рыночной экономике, виды и методы конкуренции. Практика борьбы с монополизмом в России и на Западе.

Конкуренция это взаимная борьба предпринимателей за наиболее выгодные условия деятельности.

Признаки совершенной конкуренции.

Очень большое число продавцов и покупателей данного товара.

Товар является однородным.

Отсутствуют барьеры входа и выхода на рынок.

Никто не может контролировать цену самостоятельно.

Пример – рынок С/Х продукции, рынок ценных бумаг.

Признаки монополистической конкуренции с дифференциацией товаров.

Много продавцов и очень большое количество покупателей данного товара.

Товар дифференцированный, т.е. выделен торговой маркой, стилем, качеством, упаковкой.

Барьеры входа на рынок связаны с большими затратами для привлечения клиента.

Цену может контролировать только фирма-лидер, продукция которой обладает более высоким качеством.

Пример – рынок, обуви, рынок одежды, парфюмерия, косметика.

Признаки олигополии.

Несколько продавцов и множество покупателей данного товара. Продавцы крупные и монополизировали рынок.

Товары незначительно дифференцированы.

Барьеры входа на рынок связаны с огромными первоначальными затратами и наличием сговора между существующими конкурентами.

Контролировать цену может только лидер либо все вместе путём сговора.

Пример – рынок автомобилей, нефтяной рынок, рынок металлургии, недвижимости.

Признаки монополии.

Единственный продавец и множество покупателей данного товара.

Очень низкая дифференциация товара.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: