Эффективность управления группами

Одной из важнейших задач, стоящих перед руководством фирмы, является выработка эффективных механизмов деятельности объединений людей, т.е. групп.

Люди, как правило, работают в составе группы, объединенной по какому-то принципу (общность территории, профессии, социальных условий, случайных обстоятельств, в которых они оказались). Главное — включенность в определенную систему межличностных отношений. В рамках групп могут образовываться коалиции — подгруппы, стремящиеся оказать влияние на групповое поведение. Группа может выступать в качестве управляющей, управляемой или самоуправляемой структуры с различной степенью сплоченности ее членов. Признаки, которым должна удовлетворять группа: главный из них — наличие общей цели у всех ее членов. Она может формироваться в результате взаимного влияния их индивидуальных целей или задаваться извне в соответствии с миссией организации, но всегда будет единой для всех, а не просто одинаковой.

Другим признаком группы является психологическое признание ее членами друг друга и отождествление себя с нею. Основа — совместные интересы, идеалы, принципы, сходство или взаимная дополняемость характеров, темпераментов и т.п., хотя переоценивать эти моменты не следует.

Еще один признак группы — наличие определенной культуры, выраженное в общих ценностях, символике, нормах и правилах поведения.

По составу группы бывают гомогенные (однородные) и гетерогенные (разнородные). Эти различия могут касаться пола, возраста, профессии, статуса, уровня образования и пр.

Гетерогенные группы, как правило, более эффективны при решении сложных проблем, а также при интенсивной творческой работе. Гомогенные лучше решают простые задачи. В целом эффективный коллектив должен состоять все же из непохожих личностей.

Любая группа имеет определенную структуру, она может быть:

- функциональной (на основе разделения труда и определения задач каждого);

- политической (в соответствии с принадлежностью к тем или иным группировкам);

- социально-демографической (по полу, возрасту, образованию, квалификации и пр.);

- социально-психологической (в соответствии с симпатиями и антипатиями);

- поведенческой, определяемой активностью и пр.;

- мотивационной (в зависимости от движущих факторов поведения).

По статусу группы можно разделить на: официальные и неофициальные. Первые оформлены юридически и действуют в рамках правового пространства. Вторые базируются на желании людей сотрудничать друг с другом.

По характеру внутренних связей различают формальные и неформальные группы. Формальные связи предписываются заранее, в неформальных отношения складываются спонтанно.

Исходя из сроков существования коллективы подразделяются на временные (предназначенные для решения разовой задачи) и постоянные.

Особой разновидностью коллектива, характеризующейся повышенным единством, особо тесным сотрудничеством и координацией, частой совместной работой, является команда. Она создается для решения конкретных задач или выполнения отдельных функций, проектов и объединяет лица с разными знаниями и навыками, дает им возможность учиться друг у друга, обеспечивает взаимную поддержку. Команда обычно независима от основного коллектива, а иногда полностью автономна. Осуществляет давление на участников и часто конфликтна.

Характеристики команды: ясные вдохновляющие цели; эффективная структура; особо высокая компетентность работников; климат сотрудничества; стремление к хорошей работе, становящееся нормой; внешняя поддержка; всеобщее признание и опека руководства.

Люди будут эффективно работать в составе команды, если смогут исполнять предпочитаемые ими роли. Знание менеджерами этих ролей позволяет формировать команду из нужных лиц.

Группа вырабатывает систему социального контроля — совокупность способов воздействия на своих членов путем убеждения, предписаний, запрещений, признания заслуг и др. Система социального контроля опирается: 1) на привычки; 2) обычаи; 3) санкции; 4) формальные и неформальные способы надзора за поведением и поступками людей.

Условия успешного формирования группы:

ясные и понятные цели предстоящей деятельности, соответствующие внутренним стремлениям людей;

наличие определенных, пусть даже незначительных достижений в процессе совместной деятельности, наглядно демонстрирующих ее явные преимущества перед индивидуальной;

сильный руководитель (или лидер для неофициальной группы), которому люди готовы подчиняться;

определение своего места, своей ниши в формальной или неформальной структуре организации, где она могла бы полностью реализовать свои цели и возможности и не препятствовала делать это другим.

Этапы формирования официальной группы: решение о создании соответствующего подразделения, надлежащим образом оформленное юридически; определение его функциональной структуры, обязанностей, прав и ответственности для каждого сотрудника; создание надежной системы информирования.

После возникновения группы проходит длительный процесс ее организации или самоорганизации (если речь идет о неформальной группе), состоящий из нескольких этапов. На первом этапе в поведении людей преобладает индивидуализм. Они знакомятся друг с другом, наблюдают окружающих и демонстрируют им собственные возможности. Многие при этом занимают выжидательные позиции, избегают враждебности, наблюдают, анализируют.

На втором этапе происходит сближение людей, установление между ними необходимых контактов и формирование общих норм поведения, укрепляющих группу, а также возникают попытки установления приоритетов и захвата власти.

На третьем этапе группа стабилизируется, формируются совместные цели и нормы, налаживается надежное сотрудничество, позволяющее получать гарантированные результаты.

В дальнейшем с ростом зрелости группы ей становятся по плечу все более сложные задачи, а доверие, существующее между людьми, позволяет ей функционировать на принципах самоуправления. При выполнении задачи или при уходе нескольких ключевых фигур группа реорганизуется или распадается.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: