Отношение | Реакция на дефект | Схема поведения | |
Принятие ребенка и его дефекта | Родитель принимает дефект своего ребенка, объективно его воспринимает, адекватно оценивает и проявляет настоящую преданность ребенку | Родители не испытывают чувства вины или неприязни к ребенку. Главным девизом считается: «Необходимо достигнуть как можно большего там, где это возможно». В большинстве случаев вера в собственные силы и способности ребенка дает родителям душевную силу и поддержку | |
Реакция отрицания | Отрицается, что у ребенка имеется дефект, что ребенок аномальный, что его дефект оказывает эмоциональное воздействие на них | Планы относительно образования и профессии ребенка свидетельствуют о том, что никакие ограничения не принимаются и не признаются. Ребенка воспитывают в духе честолюбия, родители настаивают на высокой успешности его деятельности | |
Реакция чрезмерной защиты, протекции, опеки | Родителей переполняет чувство жалости и сочувствия, они защищают ребенка от всех опасностей | Мать проявляет чрезмерную любовь, родители стараются всё сделать для ребенка и за него; поэтому он может долго, а иногда всю жизнь находиться на инфантильном уровне. У него формируются пассивность, несамостоятельность, психическая и социальная незрелость | |
Скрытое отречение, отвержение ребенка | Дефект считается позором | Отрицательное отношение и отвращение к ребенку скрываются за чрезмерно заботливым, предупредительным, внимательным воспитанием. Родители педантично стараются быть хорошей матерью и отцом | |
Открытое отречение, отвержение ребенка | Ребенок открыто принимается с отвращением, и родитель полностью осознает свои враждебные чувства к нему | Для обоснования враждебных чувств и преодоления чувства вины за них родитель использует психологическую защиту. Общество, врач или учителя оказываются виноватыми во всех бедах. Родитель чужой виной обосновывает свою враждебность и испытывает от этого облегчение | |
Все семьи, воспитывающие детей с отклонениями в развитии, характеризуются следующими признаками (по Л.М. Шипицыной):
—родители испытывают нервно-психическую и физическую перегрузку, тревогу за перспективы ребенка;
—поведение ребенка в той или иной степени не отвечает ожиданиям родителей, вызывая у них раздражение, горечь, неудовлетворение;
—внутрисемейные, в том числе супружеские, отношения нарушаются и искажаются;
—социальный статус семьи снижается;
—в семье возникает психологический конфликт как результат столкновения с общественным мнением, не всегда адекватно оценивающим усилия родителей по воспитанию и лечению ребенка.
Контрольные вопросы и задания:
1. Дайте определение понятию социализация.
2. Какие изменения происходят в семье, имеющей аномального ребенка?