double arrow

Новорожденность. 1. Особенности психического развития грудного ребенка


ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГРУДНОГО РЕБЕНКА

План

1. Особенности психического развития грудного ребенка

2. Начальное развитие личности на этапе раннего детства

3. Психологические особенности развития личности ребенка дошкольного века

4. Психологическая готовность детей к школе. Шестилетние дети

Период развития ребенка от рождения до одного года называют стадией грудного ребенка. В ней выделяют чрезвычайно важную фазу новорожденности (от момента рождения до двух месяцев). Физически уже отделившись от матери, ребенок еще только может адаптироваться к совсем другим условиям жизни (привыкнуть получать кислород из воздуха, извне принимать пищу, переваривать ее, выделять ненужные организму вещества и т.п.).

Жизнь ребенка теперь обеспечивается определенными анатомо- физиологическими возможностями и рядом урожденных механизмов, которые проявляются в готовности нервной системы приспосабливать организм к внешним условиям.

Так, сразу после рождения включаются безусловные рефлексы, которые обеспечивают роботу основных систем организма (дыхание, кровообращения и др.). Кроме них в новорожденного можно обнаружить защитные (то есть направленные на ограничения действия отдельных раздражителей или и на полное отчуждение от них), ориентировочные (направленные на обеспечения взаимодействия с отдельными раздражителями, в частности, связанными с питанием) и некоторые другие рефлексы.

По сути новорожденность есть тем периодом в жизни человека, если еще можно наблюдать в "чистом виде" урожденные, инстинктивные формы поведения, направленные на удовлетворение органических потребностей человека (в кислороде, пищи, теплые и т.п.).

Цель достигается намного успешнее в случае игровой мотивации и оценки поведения ровесниками (в случае командной игры). Формирование воли существенным образом связанное с воспитанием мотива достижение цели (В. К. Котирло и др.).

Однако, и это принципиально важно, такие потребности обеспечивают лишь выживание ребенка, а не его психическое развитие.

Укажем, что вооруженность человеческого ребенка урожденными формами поведения значительно худшая, чем у детенышей животных, однако она владеет почти неограниченными возможностями осваивать новые формы поведения. При условии удовлетворения своих органических потребностей и соблюдение правильного режима и воспитание у человеческого ребенка формируются новые, собственное человеческие потребности (в получении впечатлений, в общении с взрослыми и т.п.), а на их основе осуществляется психическое развитие.

Так, соответственно готовности анализаторов развивается связанная с ориентировочными рефлексами потребность получать впечатление от окружающей действительности. При этом в первые дни после рождения наибольшее значение имеют филогенетическое анализаторы (вкусовой, обонятельной, кожаной, вестибулярный, температурный) и соответствующие им формы чувствительности. Чуть позже в ответ на зрительные и слухові раздражения возникает зрительная и слуховая сосредоточенность (ребенок перестает плакать или же на некоторое время сдерживает импульсивные движения рук, ног или головки).

В отличие от детенышей животных, в которых прежде всего усовершенствуются движения, для человеческого новорожденного характерное опережающее развитие зрения и слуха. Его психическая активность проявляется также в торможении импульсивной двигательной активности.

Подчеркнем, что условием созревания мозга новорожденного есть тренировка органов ощущений (анализаторов), обеспечение с их помощью получения мозгом разнообразных сигналов из внешнего мира.

Источником и, что важнее, организатором таких впечатлений для новорожденного есть взрослый.

Вторая фаза новорожденности.

Постепенно на появление взрослого у ребенка вырабатывается специфическая эмоционально-двигательная реакция — "комплекс оживления" (Н. Фигурин, М. Денисова), которое принято считать началом второй фазы развития грудного ребенка. Ребенок уже способная сосредоточиваться на объектах внешнего мира, у нее появилась выборочная эмоциональная направленность на людей, она освоила некоторые средства общения с ними.

Теперь поведение грудного ребенка предопределяется уже не органическими потребностями, а прежде всего социальной по своей природе потребностью в человеке, в общении с ею, то есть психическое развитие грудного ребенка приобретает сугубо человеческого характера, осуществляясь во время и вследствие взаимодействия с взрослыми.

Так, быстро формируются формы активности и функции, которые должны обеспечивать удовлетворение естественных и новых (прежде всего в общении с взрослыми, в новых впечатлениях) потребностей ребенка. Интенсивно развивается нервная система. В ходе образования временных связей в коре больших полушарий главного мозга осуществляются процессы анализа и синтеза внешних сигналов.

Вдоль первого года ребенок постепенно учится держать головку, садиться, ползать, вставать и делать первые шаги. Уже на третьем-четвертом месяце она демонстрирует хватательные движения, стремится дотащиться к ярким предметам, взять их у руки. Сначала эти действия плохо скоординированы, но с течением времени они начинают соотноситься с размещением, размерами и формой разных предметов.

Такая активность ребенка не только формирует необходимые двигательные привычки, а и обеспечивает интериоризацию ориентировочных действий в зрительное восприятие.

Рядом с формированием хватания у ребенка развивается возможность осуществлять и другие простые манипуляции с предметами (бросать, трясти, стучать и т.п.), что служит основой для ознакомления с разнообразными свойствами вещей и развития процессов восприятие.

Изменяется характер психической активности, постепенно появляется тенденция к произвольности деятельности и наследование действий взрослых, что свидетельствует об интенсивном развитии интеллекта.

Постоянно взаимодействуя с взрослым, ребенок начинает реагировать на его речь, понимать его слова.

Вместе с тем возрастает инициатива ребенка в общении с взрослый. Гуління (невольная неосознанная игра звуками "а-а-ая", "е-е-е" и т.п.) после шести-семи месяцев изменяется лепетаньем, то есть многоразовым повторением составов наподобие "ба-ба-ба", "а-ма-ма", а после девятого месяца ребенок уже начинает отвечать взрослому звуками, повторяя те, которые слышит от него.

Понимание ребенком речь нуждается в соотнесение слов с определенными объектами или действиями. После шести месяцев ребенок начинает распознавать отдельные слова как названия предметов и действий, реагируя на них обычными действиями. Прежде всего это касается слов, которые обозначают действия, выполняемые ребенком с взрослым ("дай ручки", "спатоньки", "открой ротика").

Усвоение названий предметов требует специального рассматривания их взрослым при условии эмоциональной заинтересованности ребенка (Г. Розенгарт-Пупко и др.).

А уже в конце первого года жизни слово взрослого начинает выполнять функции регулирования поведения ребенка.


Сейчас читают про: