Лекция 6. Механизм организации государственного управления инновационной деятельностью в Республике Беларусь (4 ч.)

1. Государственное регулирование инновационной деятельности

1. Сущность, цели и задачи инновационной политики государства.

2. Функции государства по регулированию инновационной деятельности.

3. Государственное инновационное инвестирование.

4. Государственные механизмы распространения инноваций.

5. Правовое регулирование инновационной деятельности в Республике Беларусь.

2. Государственные органы управления инновационной деятельностью в РБ.

3. Государственная программа инновационного развития РБ.

1.1. Состояние инновационной деятельности в любом государстве является важнейшим индикатором развития общества и его экономики. В настоящее время инновационная политика в развитых странах является составной частью государственной социально-экономической политики. Она по­зволяет решать задачи:

- перестройки экономики,

- непрерывного обновления технической базы производства,

- выпуска конкурентоспособной продукции,

- создания благоприятного эко­номического климата для осуществления инновационных процессов

- является связующим звеном между сферой «чистой» науки и зада­чами производства.

В связи с этим важнейшей социально-экономической задачей рес­публики в настоящее время является повышение эффективности ис­пользования научных разработок в производстве. В то же время эконо­мическое, финансовое, материально-техническое состояние, в котором находятся организации, не способствует развитию инновационных процессов в стране. Спрос на отечественную наукоемкую продукцию падает. Белорусские производители начинают терять свое место даже на отечественном рынке, уступая его более качественной продукции зарубежных фирм. Экономическая ситуация в республике, законода­тельная база в финансово-кредитной области не способствуют привле­чению инвестиций в сферу наукоемких производств.

Формирование и реализация инновационной политики предусмат­ривают создание системы, способствующей развитию научно-техниче­ского потенциала республики, продвижению результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в реальный сектор экономики и послужит рычагом преодоления спада в экономике.

Основной целью инновационной политики республики является повышение технологического уровня и конкурентоспособности про­изводства.

«У бизнеса есть только две основные функции: маркетинг и инновации. Маркетинг и инновации создают результаты. Все остальное - только затраты» (П. Друкер).

Меры воздействия государства в области инноваций могут быть прямыми и косвенными. Соотношение их определяется экономиче­ской ситуацией в стране и избранной в связи с этим концепцией госу­дарственного регулирования.

К основным задачам государства относятся:

• определение приоритетов социально-экономического развития и создание эффективного информационного обеспечения всех субъек­тов инновационной деятельности;

• формирование нормативной правовой базы инновационной дея­тельности, стимулирующей ее активность;

• финансовая поддержка инновационной деятельности, создание условий для сохранения и умножения инновационного потенциала;

• формирование и содействие развитию инновационной инфра­структуры; подготовка кадров, ориентированных на инновационную деятельность.

Принципы инновационной политики государства:

• ориентация экономики республики на инновационный путь развития,

• максимальное использование рыночных механизмов активиза­ции инновационной деятельности;

• эффективное использование научно-технического потенциала;

• равенство всех субъектов инновационной деятельности;

• обеспечение правовой охраны объектов интеллектуальной соб­ственности, признание их в качестве источника дохода;

• осуществление гибкой кредитной, налоговой и таможенной по­литики в отношении инновационной деятельности.

1.2. Функции государства, связанные с регулированием инновационной деятельности, условно подразделяются на следующие основные виды:

определяющая функция: определение целей и задач инновацион­ного развития государства; выбор приоритетных направлений иннова­ционного развития государства; разработка отраслевой и региональной политики инновационного развития государства;

организующая функция: формирование системы центральных, ве­домственных и региональных органов государственного управления ин­новационной деятельностью; формирование государственной правовой базы инновационной деятельности, в том числе разработка и принятие государственных законов, правительственных постановлений, ведом­ственных и региональных нормативных актов, определяющих формы и методы участия государства в управлении инновационной деятельно­стью и регулирующих отношения между государством и субъектами ин­новационной деятельности;

стимулирующая функция: вложение государственных средств в инновационную деятельность — государственное инновационное ин­вестирование; формирование в государстве инвестиционного климата, благоприятного для частных зарубежных и отечественных инвесторов; обеспечение экономических преимуществ субъектам инновационной де­ятельности, в том числе путем предоставления налоговых и кредитных льгот, снижения таможенных, арендных и патентных платежей; форми­рование повышенного спроса на инновационную продукцию, в том чис­ле путем государственного рекламирования инновационной продукции, государственного регулирования цен с целью создания преимущества для продажи инновационной продукции, предоставления государственных кредитов покупателям инновационной продукции, введения государ­ственных санкций за выпуск устаревшей продукции;

содействующая функция: содействие формированию инновацион­ной инфраструктуры, в частности, поддержка инновационного предпри­нимательства; содействие субъектам инновационной деятельности в ре­шении правовых вопросов, в сертификации, маркетинговых исследова­ниях и сбыте инновационной продукции, ремонте сложной техники, предоставлении информации по различным аспектам инновационного развития; протекция отечественных субъектов инновационной деятель­ности при их взаимодействии с зарубежными конкурентами; содействие развитию системы страхования инновационных рисков; содействие раз­витию системы подготовки кадров для инновационной деятельности; содействие развитию международных связей в области инновационной деятельности;

анализирующая функция: мониторинг и анализ тенденций отече­ственного и мирового инновационного развития; мониторинг и анализ тенденций развития отечественного и мирового рынка инновационной продукции;

контролирующая функция: контроль за эффективностью использо­вания государственных инновационных инвестиций, в том числе контроль эффективности формирования и выполнения государственных инноваци­онных заказов и программ, деятельности государственных инновационных фондов; контроль за экспортом инновационной продукции с целью пре­дотвращения утечки отечественных инновационных разработок в страны, где их использование может нанести ущерб безопасности экспортеров и мирового сообщества; контроль за работой субъектов инновационной дея­тельности; контроль качества инновационной продукции; контроль за цена­ми и ценовыми пропорциями, в том числе на инновационную продукцию.

Одной из наиболее важных и ответственных функций государства является инновационное инвестирование. С одной стороны, государ­ственные инвестиции оказывают решающее воздействие на инноваци­онное развитие в целом. С другой стороны, инновационное инвестиро­вание сопряжено со значительными рисками.

1.3. Негосударственный сектор экономики берет на себя преимуществен­но исследования, требующие затрат, способные в корот­кий срок воплотиться в конкретные технические новшества и быстро по­высить эффективность текущего производства.

Государство – финансирует исследования, имеющие долгосрочный характер и далеко не всегда обеспечивающие быстрый эффекта, как менее выгодные и более рискованные с точки зрения бизнеса. Государ­ство не только осуществляет непосредственное бюджетное финансиро­вание исследований, но и выполняет административно-организацион­ные функции по управлению, планированию и координации научно-тех­нического развития в целом, включая формирование технической инфраструктуры (патентной системы, системы научно-технической ин­формации и т. п.).

Государство для реализации финансовых механизмов регулирования инновационной деятельности, в частности НИОКР, использует два ос­новных вида методов: административно-ведомственные и программно-целевые.

Система административно-ведомственных методов управления имеет в основном децентрализованный характер: управление инновационной деятельностью, включая ее финансирование, осуществляется не единым государственным центром, а множеством ведомств. При этом затрудня­ется координация инновационной деятельности в целом, возникают определенные проблемы с планированием долгосрочной общегосудар­ственной научно-технической политики, а также ее отдельных кратко­срочных аспектов, которые нередко подвергаются пересмотрам в связи с очередными сменами правительственных кабинетов.

Более прогрессивной является система программно-целевых методов управления, когда финансированию подлежат конкретные инновацион­ные программы и проекты, значительная доля которых выполняется част­ными научно-исследовательскими учреждениями и промышленными фирмами. Причем финансирование таких программ и проектов может осуществляться со стороны как государственных, так и негосударствен­ных структур.

Административно-ведомственные и программно-целевые методы тесно взаимосвязаны: они не только не исключают, но наоборот, допол­няют друг друга, причем первые формируют своеобразный базис для вто­рых.

Различают следующие варианты программно-целевых систем:

• система субсидий;

• система институциональных программ;

• система кооперативных внедренческих программ.

Система субсидий. Различают следующие виды субсидий:

• исследовательские;

• вспомогательные;

• внедренческие.

Исследовательские субсидии обычно выделяются для проведения фун­даментальных исследований, они носят краткосрочный характер (как пра­вило, не более двух лет) и имеют сравнительно небольшие размеры.

Вспомогательные субсидии выделяются дополнительно к исследо­вательским с целью ускорить фундаментальные исследования и повысить их эффективность. К ним относятся:

• субсидии на научное оборудование, которое переходит в распоря­жение организаций-исполнителей;

• субсидии на повышение квалификации специалистов, выполня­ющих исследования;

• субсидии на образование в тех новых областях науки и техники, на которые непосредственно выходят разрабатываемые профаммы или про­екты и где отсутствуют специалисты соответствующих профилей;

• особые институциональные исследовательские субсидии, которые поступают в прямое распоряжение администрации организаций-испол­нителей и с помощью которых администрация сама стимулирует работу конкретных специалистов, прежде всего в наиболее важных междисцип­линарных научных направлениях.

Как правило, для выполнения инновационных программ и проек­тов в организациях-исполнителях за счет получаемых субсидий созда­ются временные творческие коллективы из числа высококвалифициро­ванных специалистов.

Внедренческие субсидии выделяются для промышленного освоения и коммерческой реализации практически важных результатов, получен­ных в ходе выполнения фундаментальных исследований в рамках иннова­ционных программ и проектов. Они подразделяются на следующие виды:

• стартовые субсидии, предназначенные для разработки перспектив­ных технических новшеств;

• подготовительные субсидии, предназначенные для формирования материальной базы и производственных условий их практического освоения;

• пусковые субсидии, предназначенные для создания малых инно­вационных фирм, обеспечивающих промышленное производство и ком­мерческую реализацию новой продукции.

Система субсидий в США и других индустриально развитых странах начала развиваться более 50 лет назад. За это время выявился ряд ее не­достатков:

• при составлении различного рода документации по субсидируемым программам и проектам приходится выполнять множество формальных требований относительно порядка ее составления, в результате чего при быстром росте числа программ и проектов, а также финансирующих их инстанций формальные аспекты работы начинают преобладать над со­держательными и подавляют их;

• составители каждой программы или проекта в целях получения субсидий, выделяемых на конкурсной основе, стремятся выступать ин­дивидуально, подчеркивая особую актуальность и исключительность сво­их работ по сравнению с работами конкурентов, что препятствует интеграции программ и проектов; затрудняет их глубокую предваритель­ную проработку и сопоставительный анализ; создает условия, при которых финансирующие инстанции, исходя из своих конъюнктурных интересов, ставят необоснованно жесткие цели работ, порой без долж­ного учета объективных потребностей научно-технического професса и без субъективных возможностей их удовлетворения со стороны специ­алистов-исполнителей;

• в результате быстрого роста числа финансирующих инстанций ста­новится неизбежным дублирование профамм и проектов и, как след­ствие, усложняется их экспертная проверка, все большая их часть оста­ется до конца не реализованной, возрастают затраты на достижение од­них и тех же целей, и в конечном итоге научно-производственные процессы, формируемые множеством организаций, становятся дезорга­низованными и трудно управляемыми.

Более эффективными по сравнению с системой субсидий являются система институциональных программ, начавшая развиваться в США и других индустриально-развитых странах с 1970-х гг., и система кооперативных внедренческих программ, получившая распространение с 1980-х гг.

Система институциональных программ. В системе институциональных программ ин­новационные программы и проекты превращаются в субъекты финансирования, т. е. сами становятся владельцами и распо­рядителями финансовых средств и выступают в роли финансирующих инстанций, что придает им своеобразную организационно-управленче­скую (институциональную) структуру.

Институциональная программа представляет особого рода учреждение, или институт. С одной сто­роны, в отличие от обычной научной организации она не имеет штат­ного научно-исследовательского персонала и собственной материально-технической базы. С другой стороны, она обладает собственным денеж­ным фондом и организационно-управленческим аппаратом.

Институциональные программы благодаря возможности создавать широкую сеть проектов и объединять их во взаимосвязанные комплек­сы единых целей способны оперативно выполнять крупномасштабные программно-целевые НИОКР, достигая при этом высокого технико-эко­номического эффекта. Все эти программы основываются на различных научных фондах, которые их формируют и обеспечивают экономические, юридические и иные необходимые условия функционирования.

Система кооперативных внедренческих программ. Данная система фор­мируется на основе партнерств, создаваемых корпорациями для решения крупных и важных научно-производственных проблем, возникающих, как правило, на стыках различных научно-технических направлений, когда требуется взаимодействие различных промышленных отраслей.

Функции главного партнера выполняют специальные малые организационно-управленческие фирмы, которые функционируют за счет средств фондов, складывающихся из паевых взно­сов компаний-партнеров. Главный партнер является юридическим ли­цом, которое официально представляет партнерство на всех уровнях, действует в интересах всех членов партнерства и несет ответственность за достижение его целей. В состав фирм — главных партнеров входят, как правило, на внештатной основе ведущие специалисты соответству­ющих профилей из различных организаций.

Главный партнер обладает широкими правами и полномочиями. Он является:

• разработчиком и проводником научно-технической, производ­ственной и коммерческой стратегии, необходимой для реализации це­лей партнерства;

• собственником всех патентов на изобретения, получаемых в резуль­тате выполняемых им кооперативных НИОКР;

• продавцом лицензий компаниям-партнерам, а также другим орга­низациям; распределителем доходов партнерства среди его членов;

• распорядителем научных ресурсов и производственных мощностей членов партнерства, необходимых для реализации намеченных целей.

Главный партнер имеет право при необходимости брать ссуды у бан­ков, страховых обществ, пенсионных фондов и других источников фи­нансирования, увеличивая тем самым размеры кооперативного фонда.

Общие отличительные признаки кооперативных внедренческих и институциональных программы:

1) и те, и другие про­граммы обладают специальным денежным фондом и организационно-управленческим аппаратом (организационный комитет, ученый и консуль­тативно-экспертный советы).

2) кооперативные внедренческие программы получают в свое распоряжение не только финансовые, но и производственные средства и к тому же приобретают более широкие полномочия по управлению научно-производственным процессом.

3) кооперативные внедренческие программы функционируют непосредственно внутри сферы производ­ственной и коммерческой деятельности промышленных корпораций, в то время как институциональные программы действуют вне этой сферы.

1.4. Наиболее эффективный механизм распространения инноваций - создание внедренческих центров, основными целями которых являются:

• оказание помощи мелкому бизнесу, в частности, организация инже­нерных и финансовых консультаций, анализ потенциального рынка и не­обходимых ресурсов, планирование процесса производства, оформление заявок на участие в соответствующих государственных программах НИОКР;

• использование уже известных технических новшеств для удовлет­ворения запросов потребителей.

За последние десятилетия в США по инициативе и при финансо­вом содействии местной администрации образовались сотни внедрен­ческих центров, обслуживающих целые регионы. При этом координа­цию работ в области создания и функционирования таких центров осу­ществляет Национальный научный фонд США.

Одной из важнейших задач по развитию и распространению инно­ваций в целях социально-экономического преобразования регионов является создание так называемых инкубаторов наукоемких производств. Последние первоначально формируются на базе внедрен­ческих центров при научных или учебных учреждениях и в дальнейшем перерастают в крупные зоны активной инновационной деятельности.

1.5. К законодательным актам, регулирующим научную и инновационную деятельность в Республике Беларусь, относятся Гражданский кодекс и Законы Республики Беларусь, декреты и указы Президента Республики Беларусь.

Гражданский кодекс Республики Беларусь определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и иных вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности, регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, договорные и иные обязательства, а также иные имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения. В соответствии с Гражданским кодексом заключаются договоры на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ. Гражданский кодекс устанавливает авторские права на произведения науки и компьютерные программы, права на объекты промышленной собственности – изобретения, полезные модели, промышленные образцы, секреты производства (ноу-хау) и др.

Закон «Об основах государственной научно-технической политики» является основополагающим в научно-технической сфере и предусматривает комплекс методов и средств участия государства в управлении научной, научно-технической и инновационной деятельностью. Закон определяет, в частности, что наука находится под опекой государства и пользуется его поддержкой как исключительно важная сфера для экономического развития, развития культуры, общественных отношений, и обеспечивает экономические и правовые гарантии научной, научно-технической и инновационной деятельности. Закон регулирует отношения, возникающие между государственными органами и субъектами научной, научно-технической и инновационной деятельности в процессе формирования и реализации государственной научно-технической политики.

Закон «О научной деятельности» направлен на создание благоприятных условий для осуществления научной деятельности, усиление государственной поддержки науки как необходимого условия экономического и социального развития Республики Беларусь, повышения интеллектуального и культурного уровня ее граждан, укрепления авторитета и независимости государства. В нем определены виды, результаты, субъекты, участники и принципы государственного регулирования научной деятельности.

Различные аспекты научной и инновационной деятельности регулируются также Законами Республики Беларусь «О техническом нормировании и стандартизации», «Об обеспечении единства измерений», «О патентах на изобретения и полезные модели», «Об научно-технической информации», «О Национальной академии наук Беларуси», «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития» и др.

Нормативно-правовую основу научной и инновационной деятельности дополняют также декреты (имеющие силу закона) и указы Президента Республики Беларусь, постановления Совета Министров Республики Беларусь, постановления Государственного комитета по науке и технологиям, НАН Беларуси, других органов государственного управления в части их полномочий в данной сфере управления. Основные положения этих нормативных актов рассматриваются в последующих разделах в связи с соответствующими аспектами научной и инновационной деятельности.

Законодательная база научной и инновационной деятельности в Республике Беларусь еще далека от полноты и совершенства, что является одной из серьезных причин несоответствия уровня этой деятельности перспективным задачам социально-экономического развития страны. Для устранения данного недостатка Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы предусматривает разработку и принятие ряда новых законодательных и нормативно-правовых актов, регулирующих инновационную деятельность, включая Законы Республики Беларусь «Об инновационной деятельности», «О венчурной деятельности», «Об охраняемой информации», а также указов Президента Республики Беларусь и постановлений Совета Министров по ряду актуальных вопросов.

2. Государственное управление в сфере научной и инновационной деятельности в Республике Беларусь осуществляют Президент Республики Беларусь, Совет Министров, Государственный комитет по науке и технологиям, Высшая аттестационная комиссия, Национальная академия наук Беларуси, иные государственные органы в соответствии с их компетенцией. При Совете Министров создается Комиссия по вопросам государственной научно-технической политики, в которую входят представители органов государственного управления, НАН Беларуси, научных учреждений и предприятий.

ГКНТ осуществляет регулирование и управление в сфере научной и инновационной деятельности, охраны прав на объекты интеллектуальной собственности и координирует деятельность в этой сфере других республиканских органов государственного управления. Он анализирует мировые технологические тенденции; готовит Правительству предложения по вопросам формирования инновационной инфраструктуры и создания высокотехнологичных производств; обеспечивает развитие системы научно-технической информации; контролирует выполнение научно-технических программ, научное обеспечение государственных, отраслевых и региональных программ, инновационных и международных научно-технических проектов, а также освоение в производстве результатов НИОК(Т)Р, выполнявшихся за счет бюджетных средств; планирует подготовку научных работников высшей квалификации в целом и по отраслям науки.

В его подчинении находятся Национальный центр интеллектуальной собственности (НЦИС), Белорусский инновационный фонд (Белинфонд), Белорусский институт системного анализа и информационного обеспечения научно-технической сферы (БелИСА), Республиканская научно-техническая библиотека (РНТБ), региональные центры научно-технической информации.

При ГКНТ создаются координационные советы по приоритетным направлениям научно-технической деятельности, в которые входят представители государственных органов управления, научных учреждений и предприятий, осуществляющих исследования и разработки в соответствующих направлениях. Создаются также экспертные советы, осуществляющие оценку проектов для включения в состав программ разного уровня.

НАН Беларуси является высшей государственной научной организацией Республики Беларусь, выполняющей также отдельные функции органа государственного управления. Она организует и координирует проведение фундаментальных и прикладных научных исследований и разработок; осуществляет научно-методическое обеспечение организации фундаментальных и прикладных научных исследований, развития информатизации; вносит предложения по финансированию научной, научно-технической и инновационной деятельности в Республике Беларусь; контролирует совместно с ГКНТ эффективность использования государственных средств, выделяемых на финансирование исследований и разработок; проводит научно-техническую экспертизу предложений по вопросам приобретения за рубежом высоких технологий и дорогостоящего оборудования, прав на использование изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений за счет средств республиканского бюджета; совместно с Комитетом осуществляет аккредитацию научных организаций, утверждает состав экспертных советов, создаваемых для проведения государственной научной экспертизы и государственной научно-технической экспертизы.

НАН Беларуси подчиняется Президенту Республики Беларусь и подотчетна Совету Министров Республики Беларусь. При НАН Беларуси создаются Совет по координации фундаментальных и прикладных исследований, а также межведомственные экспертные советы по приоритетным направлениям фундаментальных исследований.

ВАК осуществляет государственную политику в области аттестации научных и научно-педагогических работников высшей квалификации и подчиняется непосредственно Президенту Республики Беларусь.

В министерствах, других органах государственного управления имеются отделы (управления), отвечающие за организацию научно-технической деятельности.

При анализе функций государственного управления научной и инновационной деятельностью в стране, нельзя не отметить двойственность управляющих органов и специфическую особенность распределения функций между ГКНТ и Академией наук. НАН Беларуси, внося предложения по финансированию фундаментальных и прикладных исследований и разработок (безусловно и в первую очередь, с учетом интересов входящих в ее состав научных учреждений) и выполняя эти исследования и разработки, фактически определяет направления научно-технического развития страны, а ГКНТ обеспечивает их практическую реализацию и отвечает перед Правительством за освоение в производстве результатов НИОК(Т)Р, в том числе в НАН Беларуси, и за эффективное использование выделенных средств.

3. Основной целью Государственной программы инновационного развития РБ на 2011-2015 гг. является создание конкурентоспособной на мировом рынке, инновационной, высокотехнологичной, ресурсо- и энергосберегающей, экологобезопасной экономики, обеспечивающей устойчивое социально-экономическое развитие Республики Беларусь и повышение качества жизни белорусского народа.

Государственная программа направлена на решение важнейших для республики задач по формированию сбалансированной экономики, основанной на знаниях, в том числе увеличении доли экспорта, включая рост высоко- и среднетехнологичной продукции, оптимизации импорта и обеспечении положительного торгового баланса.

Для финансирования мероприятий Государственной программы в 2011 – 2015 годах намечается привлечение около 45 триллионов рублей.

Для обеспечения конкурентоспособности товаров и услуг на внутреннем и международном рынках предстоит:

опережающе развивать наукоемкие и высокотехнологичные подотрасли и производства: микроэлектронику, приборостроение, точное машиностроение, информационные технологии;

расширять выпуск потребительских товаров, прежде всего различных видов бытовой техники и электроники, испытывающих меньшие среднесрочные и долгосрочные колебания спроса, имеющих более высокую скорость оборачиваемости финансовых средств;

увеличить удельный вес экспортоориентированных производств. По данному критерию приоритетными в республике являются автомобилестроение, автобусное и троллейбусное производства, станкостроительная и инструментальная промышленность, микроэлектроника, оптическая и оптико-механическая продукция, химическая продукция, фармация и др.;

повышать комплексность производств путем расширения кооперации внутри подотраслей;

внедрять специальные программы по повышению качества надежности и долговечности белорусских товаров (технологий, услуг) от их производства до реализации на мировых рынках и технологического сервиса;

внедрять специальные программы по содействию экспорта высоко- и среднетехнологичных белорусских товаров на рынки Азии, Китая, Среднего и Ближнего Востока и др. регионов.

Создание новых высокотехнологичных производств и подотраслей экономики должно обеспечить к 2015 году вклад наукоемкой продукции в экономику республики, сопоставимый с вкладом традиционных секторов.

Стратегия повышения уровня конкурентоспособности реального сектора экономики предполагает:

создание постоянно действующей системы формирования спроса производств на исследования и разработки в целях согласования действий субъектов научно-технической и инновационной деятельности;

дальнейшее развитие фирменной науки, усиление кооперационных связей между научно-исследовательскими институтами и предприятиями отраслей реального сектора экономики, создание на их базе корпоративных структур, научно-технических (практических) центров (кластеров, корпораций, финансово-промышленных групп) и укрепление материально-технологической базы конструкторско-технологических подразделений промышленных предприятий;

установление кооперационных научно-технических связей между отраслями-донорами и отраслями-реципиентами технологий, специализацию объектов и субъектов инновационной инфраструктуры на обслуживании отдельных комплексов отраслей, взаимосвязанных посредством диффузии технологий;

сближение технологической структуры белорусской промышленности по отношению к соответствующей структуре промышленно развитых стран как основных потенциальных доноров технологий;

создание эффективных каналов трансфера знаний между отечественными и иностранными предприятиями;

разработку эффективной маркетинговой стратегии предприятий, позволяющей им в режиме реального времени отслеживать конъюнктуру рынка и тенденции в техническом и технологическом развитии номенклатуры выпускаемой продукции;

реструктуризацию предприятий на основе рыночной самоорганизации и конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках.

Ориентировочные объемы финансирования Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы в разрезе государственных заказчиков и источников финансирования (млн. рублей)

Государ- ствен-ный заказчик Всего Собственные средства организаций Кредиты белорусских банков, заемные средства организаций Республики Беларусь Иностран-ные инвестиции Средства республиканского бюджета Средства местного бюджета Другие
ВСЕГО: 45 060 181,45 4 462 613,3 6 096 022,00 2 741 115,00 2 039 713,00 46 904,20 511 462,0

Меры инновационного развития позволят достичь к 2015 г. в целом по стране:

роста экспорта высокотехнологичных товаров и услуг в 2,5–3,0 раза;

увеличения финансовых затрат за счет всех источников на научную, научно-техническую и инновационную деятельность не менее чем до 2,0% от ВВП и расходов на развитие материально-технической базы науки до 10,0% от всех затрат на научную, научно-техническую и инновационную деятельность;

доли инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции промышленности — 20%;

доли сертифицированной продукции — 80%;

уменьшения степени износа активной части основных промышленно-производственных средств до 50%.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: