Http://www.icm.by/_private/methods/mogilev06.html

Лекция 7. Инновационная инфраструктура (2 ч.)

1. Инновационная инфраструктура: назначение, цели, основные элементы.

2. Организационные формы инновационной деятельности.

3. Национальная инновационная инфраструктура Республики Беларусь.

1. Инновационная инфраструктура – это совокупность юридических лиц, ресурсов и средств, обеспечивающих материально-техническое, финансовое, организационно-методическое, информационное, консультационное и иное обслуживание инновационной деятельности.

Инновационная инфраструктура является одним из основных элементов национальной инновационной системы – включает в себя совокупность правовых, финансовых, социально-экономических и информационных институтов, характерных для данного государства и оказывающих влияние на условия протекания инновационных процессов.

Конечной целью формирования инновационной инфраструктуры является создание системы хозяйствующих субъектов, способной обеспечить эффективное осуществление инновационной деятельности в интересах всего общества.

Задачами формирования и развития инновационной инфраструктуры являются:

- преодоление спада производства путем структурной перестройки экономики и изменения номенклатуры выпускаемой продукции,

- увеличение конкурентоспособности отечественной продукции и привлекательности национальной экономики,

- сохранение и развитие научно-технического потенциала.

С помощью различных элементов инновационной инфраструктуры решаются такие основные задачи содействия инновационной деятельности, как:

информационное обеспечение,

производственно-технологическая поддержка инновационной деятельности,

задачи сертификации и стандартизации инновационной продукции,

содействие продвижению эффективных разработок и реализации инновационных проектов,

проведение выставок инновационных проектов и продуктов,

оказание консультационной помощи,

подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров для инновационной деятельности и другие.

Функции у субъектов инновационной инфраструктуры различны, они зависят от направления деятельности, свойств конкретной инновации, стадии инновационного процесса, целей государственной инновационной политики.

Субъекты инновационной деятельности:

физические и юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие инновационную деятельность на территории Республики Беларусь или выступающие в роли заказчиков;

юридические лица, обеспечивающие обслуживание инновационной деятельности (научно-технологические парки, инновационные центры, центры трансфера технологий, венчурные организации, иные организации, в том числе объединения организаций (ассоциации, союзы).

Инновационная инфраструктура предопределяет темпы (скорость) развития экономики страны и рост благосостояния ее населения. Опыт развитых стран мира подтверждает, что в условиях глобальной конкуренции на мировом рынке неизбежно выигрывает тот, кто имеет развитую инфраструктуру создания и реализации инноваций, кто владеет наиболее эффективным механизмом инновационной деятельности.

Инновационную инфраструктуру можно разложить на составляющие:

1. Правовая инфраструктура:

- комплекс законов об охране объектов интеллектуальной деятельности и защите прав;

- правовые акты, стимулирующие НИОКР в интересах промышленности и регулирующие процессы передачи результатов исследований в сферы их использования;

- комплекс законодательных актов, определяющих условия создания и деятельности институтов поддержки предпринимательского бизнеса;

- правовое обеспечение деятельности малого и среднего бизнеса.

2. Информационная инфраструктура: - справочная, патентная, конъюнктурная, аналитическая, техническая и рекламная информация.

Основные информационные потребности - при решение вопросов, связанных с патентованием новшеств и проведением маркетинговых исследований.

3. Специализированные инновационные центры: бизнес-инкубаторы, технопарки, инновационные центры, центры поддержки предпринимательства и др.

4. Финансовые институты: банки, инвестиционные институты, индивидуальные инвесторы, венчурные фонды, бюджет и др.

Свойства, которыми должны обладать субъекты инновационной инфраструктуры:

- распределенность по всем регионам в виде инновационно-технологических центров или инжиниринговых фирм, которые на местах могут решать задачи функционально полного инновационного цикла со сдачей объекта инновационной деятельности “под ключ”;

- универсальность, которая позволяет конкурентоспособно обеспечить реализацию инновационного проекта “под ключ” в любой области производственного или обслуживающего секторов экономики;

- профессионализм, который базируется на добросовестном и качественном обслуживании заказчика или потребителя;

- конструктивность, которая обеспечивается ориентацией на конечный результат;

- высокий уровень научно-технического потенциала;

- кадровая обеспеченность, в первую очередь, руководителями инновационных проектов и возможность постоянного обновления и совершенствования персонала инновационной инфраструктуры;

- финансовая обеспеченность (наличие оборотного капитала);

- высокий уровень инструментальных средств, ускоряющих получение конечного результата;

- гибкость, обеспечивающая приспособление инновационной инфраструктуры к изменениям требований рынка и внешней конъюнктуры.

Инновационная инфраструктура предполагает, в первую очередь, наличие в ней специфических рыночно-ориентированных субъектов хозяйствования, таких как технопарки, технополисы, инновационно-технологические центры, а также малые инновационные и венчурные предприятия.

2. Научные организации - относятся научно-исследо­вательские институты (НИИ) и университеты.

НИИ к середине XX в. они стали основной формой организации научной деятельности. НИИ подразделяются на различные типы по признаку ведомственной принад­лежности:

академические (в составе научных академий),

университет­ские (в составе университетов),

отраслевые,

межотраслевые,

международ­ные.

НИИ состоят из ряда структурных подразделений: лабораторий, от­делов, секторов и т. д. Как правило, НИИ имеют исследовательскую или проектную направленность.

Наибольшая поддержка развитию НИОКР в университетах оказыва­ется в США. В Западной Европе университеты рассматриваются в ос­новном как учебные заведения, где научные исследования играют вспо­могательную роль.

Как правило, государство всемерно поощряет стремление универси­тетов к укреплению связей с фирмами. Однако фирмы далеко не все­гда идут на сближение с университетами. Это объясняется тем, что:

- фир­мы стремятся обеспечить секретность работ, которые проводятся в их собственных научных подразделениях,

- сами университеты далеко не всегда заинтересованы в сотрудничестве с фирмами, так как большинство проблем, интересую­щих фирмы, носят нефундаментальный характер, что не отвечает твор­ческим интересам университетских специалистов.

- существует необходимость соблюдения коммерческой тайны, т.е. фирмы требуют от университетских исполнителей ограничений в публикациях и обмене информацией.

К производственным организациям относятся предприятия (фир­мы), занимающиеся производством, а также сбытом произведенной про­дукции, и различные виды их объединений друг с другом или с органи­зациями других типов (финансовыми, торговыми). Разновидностями та­ких объединений являются картели, комбинаты, концерны, корпорации, синдикаты, тресты, финансово-промышленные группы и др.

В соответствии с разнообразием форм собственности различают го­сударственные, коллективные и частные фирмы, а также фирмы, осно­ванные на смешанной или совместной (с привлечением отечественного и иностранного капитала) формах собственности.

Кроме того, для решения вопросов материально-технического снаб­жения и сбыта производственные фирмы пользуются услугами специа­лизированных коммерческих организаций. К таким организациям от­носятся торговые фирмы, занимающиеся продажей товаров, и биржи, обеспечивающие благоприятные условия для осуществления торговых операций. Также используются услуги торговых посредников (брокеров, дилеров, дистрибьюторов, маклеров), которые занимаются подготовкой и заключением договоров по осуществлению торговых операций.

К малым инновационным фирмам относятся:

• научные (инженерные) фирмы (научная и инженерная деятель­ность направлена на разработку инновационной продукции);

• производственные фирмы (производственная деятельность направ­лена на создание инновационной продукции, разработанной другими организациями);

• научно-производственные фирмы (научная и инженерная деятель­ность направлена на разработку инновационной продукции, производ­ственная деятельность — на создание инновационной продукции, раз­работанной этой же фирмой).

Основной областью деятельности науч­но-технических фирм выступает научно-техническая деятельность с низ­кой материалоемкостью:

- техническое и технологическое проектирова­ние, реклама, переводные услуги, подготовка и предоставление научно-технической информации, экономическая учеба, техническое перевооружение, монтаж, наладка и ремонт оборудования и т. п.

- посредническая деятельность (оказывают услуги по поиску заказчиков, формированию коллектива исполнителей, офор­млению договоров, инспектированию работ и т. д.).

Как правило, научно-технические фирмы не имеют собственных тех­нических мощностей и отличаются высокой мобильностью, способно­стью быстро перестраивать свою работу на решение возникающих у за­казчиков проблем. Исходным капиталом таких фирм являются их ин­теллектуальные ресурсы.

В задачу консультативно-эксперт­ных фирм входит:

- прогнозирование научно-технического развития,

- раз­работка рекомендаций по структуризации экономики регионов,

- оценка и технико-экономическое обоснование различных научно-технических проектов и программ,

- статистическая обработка и анализ результатов научно-технической и производственной деятельности,

- выработка реко­мендаций по подготовке персонала и эффективной организации работ, изучение коммерческих перспектив инноваций и т. п.

Такие фирмы не­редко играют роль связующего звена между производителями знаний (научно-исследовательскими организациями) и потребителями знаний (промышленными предприятиями).

Лизинговые фирмы. Лизинг — это специфическая форма финансирования вложений на приобретение оборудования, недвижимо­го имущества, потребительских товаров длительного пользования и дру­гих элементов основного капитала. Лизинг осуществляется при посред­ничестве специализированных лизинговых фирм, которые приобретают для третьих лиц право собственности на имущество и отдают его в арен­ду на определенный срок.

Различают оперативный и финансовый лизинг.

Для оперативного лизинга характерны небольшие сроки контракта (до 3—5 лет) и непол­ная амортизация оборудования за время аренды. После истечения сро­ка контракта оборудование может стать объектом нового контракта или быть возвращено арендодателю. Как правило, такой вид операций пред­лагают производители оборудования или торговые организации. Для фи­нансового лизинга характерны длительные сроки контракта (до 10—15 лет) и амортизация всей или большей части стоимости оборудования. По истечении срока контракта арендатор может вернуть объект аренды, продлить контракт или заключить новый, а также купить объект лизин­га по остаточной стоимости.

Венчурные фирмы — это самостоятельные малые наукоемкие фирмы, занимающаяся инновационной деятельно­стью, которая учреждается авторами научно-технической идеи и венчур­ным предпринимателем (частным лицом или специализированной фир­мой по производству венчурных предпринимательских услуг) с привле­чением венчурного («рискового») капитала от внешних источников.

Более подробно этому вопросу будет посвящена отдельная лекция.

Венчурная деятельность основана на риске. «Какая-либо фирма, банк или просто богатый человек выделяют 50–100 тыс. дол. – это обычная сумма – или даже миллион и не спрашивают, каким образом эти деньги будут потрачены» (А. П. Гришанович - директор нац. иннов. центра). Такая деятельность не свойственна ни нашей плановой экономике, ни нашим предпринимателям, но вызывает большое подозрение у контролирующих органов, поэтому пока еще не нашла применения в Беларуси.

К специализированным инновационным комплексам относятся: ин­новационные бизнес-инкубаторы, научно-технологические парки и тех­нополисы.

Инновационные бизнес-инкубаторы - организации, которые создаются на основе любой формы собственности и предоставляют начинающим свою деятельность субъектам малого предпринимательства на определенных условиях и на определенное время специально обору­дованные под офисы и производство помещения в целях оказания этим субъектам помощи в постепенном налаживании и развитии своего биз­неса и приобретения финансовой самостоятельности.

Особенность инновационных инкубаторов заключается в том, что в них деятельность субъектов малого предпринимательства ориентируется на разработку и использование новшеств научно-технического характера.

Инкубаторы являются юридическими лицами. Инкубаторы осуществляют свою деятельность по следующим основ­ным направлениям:

• предоставление в аренду специально оборудованных под офисы и производство помещений субъектам малого предпринимательства, на­чинающим свою деятельность;

• предоставление в аренду (долевое использование) офисного обо­рудования и иного движимого и недвижимого имущества.

• оценка и отбор предпринимательских проектов;

• поиск партнеров, инвесторов и кредиторов;

• информационное обслуживание субъектов малого предпринима­тельства; проведение маркетинговых исследований;

• оказание консультаций;

• содействие внедрению современных технологий, укреплению связей научно-исследовательских и учебных учреждений с промышленностью;

• подготовка и переподготовка кадров для субъектов малого пред­принимательства.

Инкубаторы также могут оказывать финансовую помощь субъектам малого предпринимательства. Имущество инкубаторов формируется за счет следующих основных источников:

• имущества и денежных средств учредителя (учредителей) инкуба­тора;

• имущества и денежных средств, переданных организациями и уч­реждениями, оказывающими содействие в создании инкубаторов;

• арендной платы, получаемой от субъектов малого предпринима­тельства за аренду помещений и иного движимого и недвижимого иму­щества;

• доходов, полученных от оказания услуг;

• отчислений от прибыли субъектов малого предпринимательства, полученной в результате их хозяйственной деятельности, если это пре­дусмотрено договором;

• добровольных отчислений юридических и физических лиц.

Часть прибыли инкубаторов, оставшейся после внесения обязатель­ных платежей, направляется на поддержку и развитие субъектов малого предпринимательства.

Инкубаторы типа инновационных центров, получившие распрост­ранение в ведущих индустриальных странах в начале 1980-х гг ориенти­рованны преимущественно на нужды мелких «высокотехнологичных» предприятий. Главная задача инновационных центров — соединять идеи и изобретения с капиталом и предпринимателями, привлекать обще­ственные и частные фонды, чтобы обеспечить «стартовый период» но­вым внедренческим компаниям.

Научно-технологические парки объединения науко­емких фирм (или их подразделений), которые группируются вокруг круп­ных научных центров — при университетах или научно-исследователь­ских институтах (НИИ).

Главными задачами парковых структур являются: поддержка развития малых инновационных фирм, коммерциализация результатов научно-технических разработок, ускоренное продвижение инноваций в сферу материального производства, развитие новых идей в области инновационной деятельности.

Основное назначение научных парков — обеспечить органичную связь фундаментальных и прикладных исследо­ваний, технопарков — мобилизация ма­териальных и трудовых ресурсов для освоения новых высокотехнологич­ных производств, создания и развития новых, технически сложных про­мышленных предприятий.

Первый технопарк появился в США в 1949 г на базе Стэнфордского университета (штат Калифорния). Идея была проста: сдать участок уни­верситетской земли в аренду действующим компаниям для размещения там их научно-исследовательских подразделений, которые продолжали бы научные исследования и разработки в области передовых технологий, которые проводились ранее в университетских лабораториях и иссле­довательских группах. В конце 1970-х гг. технопарки начали создавать­ся в Западной Европе. Период их интенсивного развития пришелся на 1980-е гг. В 1990-е гг. они получили широкое распространение в боль­шинстве развитых государств мира.

Основные направления деятельности технопарков:

• участие в формировании системы поддержки малых инновацион­ных предприятий;

• участие в разработке и реализации государственных, отраслевых, региональных и международных научно-технических программ и проек­тов, выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выпуск наукоемкой и высокотехнологичной продукции;

• создание банка научно-инновационных предложений и системы пе­редачи инновационных проектов для их промышленного использования;

• активизация научно-технического потенциала региона путем при­влечения к этому процессу ученых, научно-технических работников, на­учных организаций, банков, промышленных предприятий и организа­ция сотрудничества с центральными и местными органами управления;

• организация предпринимательской деятельности в научно-техни­ческой сфере с участием профессорско-преподавательского состава, от­дельных ученых и специалистов, студентов высших учебных заведений;

• содействие заключению международных контрактов, способству­ющих выходу наукоемкой продукции на внешний рынок;

• подбор зарубежных партнеров, выбор оптимальных вариантов со­трудничества, создание предприятий с иностранными инвестициями;

• участие в международных программах и выставках, выполнение посреднических и представительских услуг;

• содействие привлечению иностранных инвестиций и технологий;

• обучение инновационному менеджменту, маркетингу наукоемкой продукции, организации ее производства;

• создание дополнительных рабочих мест, в том числе для высоко­квалифицированных специалистов, научных работников, студентов, ас­пирантов;

• создание информационной базы, необходимой для проведения научных разработок и проектов;

• содействие в создании малых инновационных предприятий, ока­зание им научно-технических (консалтинговых, инжиниринговых, ли­зинговых) и других услуг, юридической помощи и содействие в серти­фикации их продукции;

• предоставление на договорной основе малым инновационным предприятиям, входящим в состав технопарка, лабораторных и экспе­риментально-производственных площадей, оборудования для выполне­ния научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, офис­ных, демонстрационных и конференц-помещений;

• анализ, отбор инновационных проектов, оценка коммерческого риска инновационных предложений, маркетинг соответствующих про­дуктов, поиск партнеров и источников финансирования, содействие в страховании проектов.

Источниками финансирования деятельности технопарка являются:

• доходы от собственной деятельности;

• бюджетные средства, выделяемые в установленном порядке для выполнения проектов и программ;

• денежные и материальные взносы учредителей (участников) тех­нопарка;

• кредиты банков и других кредиторов;

• безвозмездные и благотворительные взносы, пожертвования орга­низаций, предприятий и физических лиц;

• инвестиции, в том числе зарубежные.

Технопарк требует вложения относительно больших объемов инвес­тиций в землю и здания, а также на свое оперативное управление и мар­кетинг. Он должен рассматриваться как долгосрочный проект и даже тогда, когда арендная плата равна рыночной и технопарк не дает быстрой и высокой финансовой отдачи.

Технополис — это специализированный территориаль­но замкнутый научно-производственный комплекс, в котором в единое целое сливаются научно-исследовательская деятельность, наукоемкое производство и подготовка научных, инженерных и рабочих кадров, не­обходимых для функционирования такого комплекса.

Основными принципами организации технополисов являются:

1) их формирование на базе крупных научных центров;

2) ориентация их деятельности на новейшие наукоемкие техно­логии;

3) специализация на определенных видах современных производств и отраслей;

4) органичное слияние научного и производственного потенциалов;

5) активное включение и повышение роли малых и средних науко­емких фирм;

6) создание благоприятных для жизни специалистов жилищных, культурно-бытовых и экологических условий.

Необходимые условия эффективного функционирования технополи­сов — предоставление большой самостоятельности местным органам вла­сти в регионах их размещения и активная поддержка со стороны госу­дарства.

Одним из крупнейших технополисов является «Кремниевая доли­на», расположенная на западном побережье США, в Калифорнии, юж­нее Сан-Франциско. История бурного роста этого региона началась с основания в конце XIX в. владельцем железнодорожной компании Л. Стэнфордом недалеко от Сан-Франциско университета. В 1940-е гг на базе университета был создан Стэнфордский исследовательский ин­ститут, а в 1950-е гг — первый научно-технологический парк. В 1960-е гг. на территории парка уже располагалось 25 высокотехнологичных фирм. В середине 1980-х гг здесь стали функционировать еще 36 аналогичных парков, в которых размещались сотни различных фирм. Бурный рост вы­сокотехнологичной промышленности в зоне «Кремниевой долины» вы­звал волну создания подобных зон как в самих США, так и во всем мире.

Центры трансфера технологий создаются с целью активизации ин­новационной деятельности путем реализации механизма трансфера тех­нологий — процесса передачи технологий из сферы разработки в сферу практического использования.

Основное содержание работы центров трансфера технологий со­ставляет информационное обеспечение инновационной деятельнос­ти и активизация обмена инновациями между их разработчиками (на­учными центрами) и потребителями (промышленными предприяти­ями) (табл.).

Центры трансфера технологий могут быть самостоятельными орга­низациями (например, малые инновационные фирмы), а также входить в структуру других организаций, в частности технопарков.

«Легенда об особой роли мелких форм в экономике, а тем более в техническом прогрессе, основана на их адаптационных возможностях, их способности к быстрым имитациям. Надо различать инновации, создание новых изделий и технологий, и имитацию – распространение уже найденного технологического принципа и разработанной схемы, возможно, с частичными усовершенствованиями и приспособлением к новым сферам применения… Инновации доступны только крупным, финансово независимым организациям» (С. П. Ткачев).

3.

На сегодняшний день в республике действуют следующие элементы инновационной инфраструктуры:

· Парк высоких технологий (специализация – ITиндустрия и сопутствующие отрасли)

·Научно – технологические парки (технопарки) – 10 организаций, позиционирующих себя в качестве технопарков, 3 из которых имеют соответствующий статус, присвоенный ГКНТ (в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 3 января 2007 года № 1)

· Белорусский инновационный фонд

· Бизнес инкубаторы (в том числе специализирующиеся на поддержке инновационных предприятий) – 9

· Центры трансфера технологий (включая Республиканский центр трансфера технологий и его региональные представительства, а также организации, с которыми заключены соответствующие соглашения о сотрудничестве) – 24

· Инновационные центры – 5

· Научно-производственные (научно-практические) центры – 56

· Информационные и маркетинговые центры – 10

· Научно-технические библиотеки (включая заводские) – 476

Потребителями услуг, предоставляемых перечисленными элементами инновационной инфраструктуры, являются 318 инновационно-активных предприятий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: