Принцип уважения прав человека. Универсальные международные стандарты прав человека и механизмы их защиты

Становление принципа всеобщего уважения прав человека и основных свобод для всех в качестве одного из основных международно-правовых принципов относится к послевоенному времени и связано непосредственно с принятием Устава ООН, хотя само понятие прав человека появилось в политико-правовой терминологии с конца XVIII в. и связано с эпохой буржуазных революций.

В преамбуле Устава члены ООН подтвердили «веру в основные права человека... в равноправие мужчин и женщин». В ст. 1 Устава в качестве цели членов Организации предусматривается сотрудничество между государствами «в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии». Важнейшее значение имеет ст. 55 Устава, согласно которой «Организация Объединенных Наций содействует:

1. повышению уровня жизни, полной занятости населения и условиям экономического и социального прогресса и развития;

2. всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех».

В ст. 6 предусматривается, что «все Члены Организации обязуются предпринимать совместные и самостоятельные действия в сотрудничестве с Организацией для достижения уставных целей».

С наибольшей полнотой и универсальностью конкретизация нормативного содержания принципа всеобщего уважения прав человека отражена во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и двух пактах, принятых в 1966 г.: Международном пакте о гражданских и политических правах и Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах.

Анализ многочисленных международных документов по правам человека показывает, что в современном международном праве имеется универсальная норма, в соответствии с которой государства обязаны уважать и соблюдать права человека и основные свободы для всех, без различия расы, пола, языка и религии.

Отмеченная обязанность носит всеобщий характер, т. е. права и свободы человека подлежат соблюдению во всех государствах и действуют в отношении всех лиц без какой-либо дискриминации. При этом целью международного сотрудничества в этой области является не унификация национальных законодательств, а разработка стандартов (моделей), которые служат для государств отправной точкой для выработки собственного национального законодательства.

Непосредственная регламентация и защита прав и свобод человека остаются внутренним делом каждого государства. Международные нормы в области прав человека в подавляющем большинстве не могут применяться непосредственно на территории государства и требуют от него определенных шагов по своей имп-лементации. Международные документы не определяют, каким образом государство будет выполнять принятые на себя обязательства. Стандарты поведения, содержащиеся в международных документах, в определенной мере связывают свободу поведения государства в сфере национального законодательства. Анализ развития нормативного содержания принципа всеобщего уважения прав человека показывает, что индивид постепенно становится непосредственным субъектом международного права.

Первостепенное значение Международных пактов о пра­вах человека, как и предшествовавшей им Всеобщей деклара­ции прав человека и относящихся к различным периодам кон­венций в сфере гуманитарного права, заключается в том, что они, исходя из всемирного опыта и воплощая современные по­требности и тенденции социального прогресса, устанавливают общечеловеческие стандарты прав и свобод личности.

Стандарты конституируются в качестве нормативного ми­нимума. определяющего уровень государственной регламента­ции с допустимыми отступлениями в том или ином государстве в форме его превышения либо конкретизации.

Именно такой смысл стандартов хорошо выражен в ст. 19 Устава Международной организации труда, согласно которой конвенции или рекомендации в рамках МОТ не затрагивают "какой-либо закон, судебное решение, обычай или соглашение, которые обеспечивают заинтересованным трудящимся более благоприятные условия, чем те, которые предусматриваются конвенцией или рекомендацией". В одном из официальных из­даний МОТ (1995 г.) конвенции и рекомендации квалифициру­ются как минимальные нормы.

Можно обозначить следующие функции стандартов:

1) определение перечня прав и свобод, относящихся к ка­тегории основных и обязательных для всех государств — уча­стников пактов и других конвенций;

2) формулирование главных черт содержания каждого из этих прав (каждой из этих свобод), которые должны получить воплощение в соответствующих конституционных и иных нор­мативных положениях;

3) установление обязательств государств по признанию и обеспечению провозглашаемых прав и введение на междуна­родном уровне самых необходимых гарантий, обусловливающих их реальность;

4) фиксирование условий пользования правами и свобода­ми, сопряженных с законными ограничениями и даже запре­тами.

Оба пакта характеризуются закреплением связи между правовым статусом личности и правом народов на самоопреде­ление, в силу которого они свободно устанавливают свой поли­тический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие.

В одном аспекте пакты отличаются друг от друга: если в соответствии с Пактом о гражданских и политических правах каждое государство "обязуется уважать и обеспечивать" при­знаваемые в Пакте права, то, согласно Пакту об экономических, социальных и культурных правах, каждое государство обязу­ется "принять в максимальных пределах имеющихся ресурсов меры к тому, чтобы обеспечить постепенно полное осуществле­ние" признаваемых в Пакте прав.

Соотношение между международно-правовыми стандартами и нормами законодательства Российской Федерации выража­ется прежде всего в принципиальной согласованности между­народного и внутригосударственного перечней прав и свобод, их содержания и средств обеспечения и защиты.

Структура гл. 2 Конституции РФ, не воспроизводящая, ес­тественно, построения пактов о правах человека, позволяет за­фиксировать на национальном уровне почти все гражданские, политические, экономические, социальные и культурные права (по отношению к последним трем группам в государствоведении широко используется термин "социально-экономические права").

Заметным отступлением в этом плане является отсутствие в конституционном перечне положения ст. 11 Пакта об эконо­мических, социальных и культурных правах, где признается "право каждого на достаточный жизненный уровень для него самого и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни". Оче­видно, даже с учетом нынешней ситуации уместно было бы предусмотреть такое право, тем более в контексте приведенной выше формулировки данного Пакта о постепенном полном осу­ществлении признаваемых в Пакте прав в максимальных пре­делах имеющихся ресурсов.

Следует подчеркнуть, что в международном гуманитарном праве отвергается деление прав и свобод по степени их значи­мости для человека. Целостный взгляд на проблему четко вы­ражен в тексте Итогового документа Венской встречи СБСЕ 1989 г., где сказано, что все права и свободы являются сущест­венными для свободного и полного развития личности, что все права и свободы "имеют первостепенное значение и должны полностью осуществляться всеми надлежащими способами". Эта же мысль выражена в Венской декларации Всемирной конфе­ренции по правам человека 1993 г.: "Все права человека уни­версальны, неделимы, взаимозависимы и взаимосвязаны. Меж­дународное сообщество должно относиться к правам человека глобально, на справедливой и равной основе, с одинаковым под­ходом и вниманием".

Такой подход важно иметь в виду потому, что в отечест­венной юридической литературе предпринимались попытки "ранжировать" права и свободы, выдвигая на первый план лич­ные ("естественные") права и принижая смысл социально-эко­номических прав.

Согласование содержания прав и свобод на международ­ном и национальном уровнях хорошо выражено в регламента­ции права на жизнь, права на свободу и личную неприкосновенность, права на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства, выезд за пределы государства, права на труд.

Представляет интерес сопоставление международно-пра­вовой и конституционной оценки принудительного труда. Меж­дународно-правовые решения содержатся в Пакте о граждан­ских и политических правах и в ранее принятых конвенциях Международной организации труда — о принудительном тру­де 1930 г. и об упразднении принудительного труда 1957 г., а также в двух региональных актах — Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и Конвенции СНГ о правах и основных свободах человека 1995 г. Согласно ч. 3 ст. 8 Пакта, "никто не может принуждаться к принудительному или обяза­тельному труду", но здесь же дается толкование, что термином "принудительный труд" не охватываются: а) работа или служ­ба, которую должно выполнять лицо, находящееся в заключе­нии на основании законного распоряжения суда, или лицо, условно освобожденное от такого заключения; Ь) служба военного характера или заменяющая ее по политическим и религиозно-этническим мотивам служба; с) служба в случаях чрезвычай­ного положения или бедствия, угрожающих жизни или благо­получию населения; d) работа или. служба, которая входит в обыкновенные гражданские обязанности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: