Субъекты международного права могут подразделяться на первичные и производные

К первичным могут быть отнесены государства, народы, государственность которых, находясь в процессе становления, достигла степени, позволяющей им участвовать в межгосударственных отношениях. Первичных участников межгосударственных отношений никто не создает в качестве таковых. Возникнув как определенные социальные организмы, как организации людей, выступающие от имени определенных обществ, они неизбежно вступают в контакт друг с другом. Им изначально присуща правотворческая функция в межгосударственной сфере — способность заключать международные договоры и вообще участвовать в создании норм международного права.

К производным субъектам международного права обычно относят межправительственные организации. Вольные города и иные сходные с ними образования также можно отнести к этой категории субъектов международного права, так как их правосубъектность — результат намерений и деятельности первичных субъектов, зафиксированный в международном договоре. В самых общих чертах их международная правосубъектность проявляется в том, что создатели наделили их правом выступать в межгосударственных отношениях от собственного имени. Это право, закрепленное в международном договоре, предусматривающем учреждение межправительственной организации или создание вольного города либо подобного ему образования, может выражаться в самых различных видах, конкретизироваться по-разному, воплощаясь в конечном счете в определенной правоспособности указанных субъектов, т.е. в их определенных правах и обязанностях.

Однако в своей деятельности они руководствуются нормами международного права. Нормы международного права адресованы в непосредственном виде суверенным субъектам. Другие субъекты межгосударственной системы, не являющиеся суверенными субъектами международного права, создаются государствами, и именно через государства и с помощью государств международное право регулирует поведение этих участников международных правоотношений.

Международное право имеет свой предмет регулирования, отличный от предмета регулирования внутригосударственного права. Это отношения между субъектами межгосударственной системы.

Правовым параметром поведения государств и других субъектов международного права в межгосударственной системе являются общепризнанные стандарты должного поведения, устанавливаемые международным правом. Субъектами внутригосударственного права являются государство, государственные органы и должностные лица, граждане и другие физические лица, находящиеся на его территории, а также организации.

Источники права. Нормы международного права и внутригосударственного права существуют в различных юридических формах. Международно-правовые нормы выражены в форме международных договоров, международных обычаев, актов международных конференций и совещаний, документов международных организаций. Внутригосударственные нормы содержатся в законах, указах, постановлениях и других внутригосударственных нормативных правовых актах. К источникам внутригосударственного права относятся и государственно-правовые договоры (соглашения Российской Федерации и ее субъектов).

Способ создания правовых норм. Нормы международного права создаются субъектами международного права на основе свободного волеизъявления равноправных участников международных отношений. Нормы внутригосударственного права создаются в результате государственно-властной деятельности (законотворческой деятельности, а также иной нормотворческой деятельности государственных органов и должностных лиц).

Способ обеспечения исполнения норм. Исполнение норм внутригосударственного права обеспечивается государственными органами. Особенностью международного права является то, что в международных отношениях не существует надгосударственных механизмов, осуществляющих принуждение. Исполнение норм международного права, а в случае необходимости и принуждение, производится самими субъектами международного права (индивидуально или коллективно).

 

Международное право — это самостоятельная отрасль права, представляющая собой совокупность международно-правовых принципов и норм, создаваемых самими государствами и другими субъектами международного права, и регулирующие отношения между этими субъектами международного права, в целях обеспечения мирного сотрудничества государств, равноправия и самоопределения народов.

МП - это особая правовая система, регулирующая межд. отношения его субъектов посредством юридических норм, создаваемых путем фиксированного (договор) или молчаливо выраженного (обычай) соглашения между ними и обеспечиваемых принуждением, формы, характер и пределы которого определяются в межгосударственных соглашениях.

Сущность любой отрасли права определяется ее предметом и методом. Предметом МП являются взаимоотношения между государствами и другими субъектами МП. Особенностью метода МП является возможность применения принудительных мер для обеспечения соблюдения правовых норм на основе действующих межд.-правовых норм и в рамках соответствующих межд. договоров.

Нормы международного права — это правила поведения, которые создаются субъектами международного права и регулируют отношения между ними, обращенные к неопределенному числу государств и обязательные для них.

Нормы международного права делятся на императивные и диспозитивные. В соответствии со ст. 53 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года под императивной нормой общего международного права понимается норма, принимаемая и признаваемая международным сообществом государства, отклонение от которой недопустимо. Императивными нормами, например, являются принципы международного права.

Диспозитивные нормы — это правила поведения, от которых государства могут отступать по взаимному соглашению, если отступление не наносит ущерба правам и законным интересам других государств Диспозитионость нормы предполагает право субъектов регулировать свои взаимоотношения иначе, чем предусмотрено общей нормой.

 

Наиболее важными признаками государств как субъектов международного права являются наличие у них суверенитета, территории, населения и власти.

Суверенитет – это верховенство власти государства на своей территории, ее единство, а также независимость при определении и реализации внутренней и внешней политики. Государство обладает суверенитетом с момента его образования. Международная правосубъектность государства не зависит от волеизъявления других субъектов. Она прекращается одновременно с прекращением существования самого государства.

Территория – это пространство, где государство осуществляет свой суверенитет. Оно именуется государственной территорией. Территориальная целостность государства, нерушимость его государственных границ закреплены в качестве общепризнанных принципов международного права.

Население, проживающее на государственной территории, также является признаком государства. В соответствии с Уставом ООН народ являются субъектом права на самоопределение. Именно народ имеет право свободно устанавливать свой политический статус и свободно обеспечивать свое экономическое, социальное и культурное развитие.

Власть также является одним из основных признаков государства. В международном праве именно государство, его органы является носителями организованной суверенной власти народа. Государство в международно-правовом смысле понимается как единство власти и суверенитета.

Унитарное государство участвует в международных отношениях как единый субъект международного права. Что касается федерации, то только она, а не ее субъекты выступают на международной арене в качестве единого субъекта международного права. Так, основной закон ФРГ прямо указывает на то, что ведение сношений с иностранными государствами принадлежит Федерации, а не ее субъектам – землям.

 

Объектом международно-правового регулирования являются межгосударственные отношения. Межгосударственные отношения определяют объективные границы международного права. Придерживаясь взгляда, в соответствии с которым международное право имеет межгосударственный характер, можно утверждать, что оно не в состоянии регулировать внутригосударственные отношения или международные не межгосударственные отношения. В свою очередь внутригосударственное право не в состоянии регулировать межгосударственные отношения. Не все межгосударственные отношения урегулированы международным правом, но оно в силу своей природы объективно не может выйти за их пределы. Международные отношения не межгосударственного характера складываются внутри тех или иных обществ, в пределах власти тех или иных государств. Их специфика заключается в том, что они пересекают государственные границы, охватываются юрисдикцией двух или более государств или государство-подобных образований. С точки зрения правового регулирования у них больше общего с внутригосударственными отношениями, чем с межгосударственными. В той мере, в какой они возникают внутри определенного общества, они могут подвергаться регулированию правом соответствующего государства. Их участниками являются индивиды, неправительственные организации, учреждения, государственные органы и т.п., т.е. лица, подпадающие под власть определенного государства, поведение которых может поэтому регулироваться правом данного государства.

 

Норма международного права — это общеобязательное правило поведения государств и других субъектов международного права. Эти нормы обладают особенностями, позволяющими выделить их в особую правовую систему:

1. Специфика предмета регулирования — межгосударственные от­ношения и связанные с ними другие международные отношения.

2. Процесс создания — согласование воль государств.

3. Форма закрепления — соответствующие согласительному характеру правовые акты (международные договоры и обычаи, акты между­народных конференций и организаций).

4. Согласительный, координационный характер. Поскольку в международных отношениях отсутствует специальный нормотворческий орган, то нормы международного права создаются его основными субъектами (государствами).

Нормы международного права можно определить как обобщающие, общеобязательные правила поведения, адресованные государству в целом. Юридическая обязательность — главная особенность норм международного права, которая отличает их от всех иных социальных норм в межгосударственной системе.

Процесс создания норм международного права представляет собой процесс согласования воль государств. В доктрине международного права уже довольно давно разработана теория согласования воль. Авторы этой теории — Триппель, Виралли, Г.И.Тункин.

Процесс согласования воль государств имеет две стадии: согласование воль государств относительно содержания правила поведения и согласование воль государств относительно признания этого правила поведения юридически обязательным, имеющим характер нормы права.

Содержание воли государства — это его международно-правовая позиция, т.е. отношение государства к международному праву. Для создания норм международного права необходимо именно согласование, а не совпадение (идентичность) воль. Достаточно, чтобы воли были согласованы в том, что касается правила поведения и признания его юридически обязательным. При этом нужно учитывать разницу между волей и волеизъявлением. Воля — это внутреннее убеждение, внутренняя позиция государства. Волеизъявление — это формализованная воля, т.е. воля, выраженная вовне. Для создания нормы между­народного права не требуется полного совпадения воли и волеизъявления. В большинстве случаев на практике воля государства и его волеизъявление не совпадают. Концепция Триппеля — только высшая по сравнению с волей одного субъекта права (государства) воля может создать норму международного права. Общая (согласованная) воля представляет собой результат слияния идентичных воль отдельных государств. Общая воля имеет высший характер, стоит над волей каждого отдельного государства. В процессе согласования воль происходит их слияние и возникает некая новая общая воля, высшая по сравнению с волей каждого субъекта процесса согласования. Только высшая воля может служить источником обязательных для государств норм права. В советской литературе концепция Триппеля поддерживалась учеными-международниками Алексидзе и Усенко.

Более последовательной и обоснованной является концепция Г. И. Тункина: если государства желают создать какое-то правило поведения, то в этом смысле их воли являются едиными, одинаковыми, идентичными. Поскольку воли государств согласованы в отношении создания правила поведения и признания его в качестве правовой нор­мы, то их можно считать едиными. Согласованная воля государств — это их общая, одинаковая воля. Однако процесс согласования воль не предполагает возникновения новой, высшей воли, поскольку субъекты волеизъявления остаются прежними и сохраняют свои прежние воли.

Согласованная воля государств — результат компромиссов, взаимных уступок и договоренностей. Это не новая воля, а видоизмененное волеизъявление каждого участника переговорного процесса. Норма международного права — это продукт согласования воль, а не появления какой-то новой, высшей воли. Согласованная воля государств не является высшей, не стоит над волей каждого отдельного государства, а выражает их общее желание выработать единое правило поведения. Отличие нормы международного права от нормы национального права заключается в том, что международная норма представляет собой результат процесса согласования воль государств.

Процесс согласования воль государств, завершающийся созданием нормы международного права, включает в себя взаимообусловленность этих воль, — согласие какого-либо государства на признание правила поведения в качестве правовой нормы дается под условием аналогичного согласия других государств. Каждое государство, принимая какую-либо норму международного права и признавая обязанность ее соблюдения, рассчитывает, что и другие государства признают обязанность соблюдения этой нормы.

 

Реализация международно-правовых норм. Естественной и необходимой предпосылкой реализации международно-правовой нормы, как и любой другой правовой нормы, является ее действие. Понятия реализации и действия правовых норм являются настолько близкими, что иногда могут смешиваться. На самом деле они отражают разные явления. Действие правовых норм - это их существование в качестве юридически обязательных моделей поведения. В то же время действующие правовые нормы могут реализовываться не всегда. Это еще не говорит об их неэффективности. Возможны случаи, когда обстоятельства, на наличие которых рассчитана норма, не наступают. Например, нормы международного права, рассчитанные на реализацию в период вооруженных конфликтов, в мирное время действуют, но не применяются, не реализуются.

Применение норм международного права - это их, так сказать, приложение к межгосударственным отношениям. Выражения "осуществление норм международного права", "реализация норм международного права", "международно-правовое регулирование" очень близки друг к другу.

Механизм международно-правового регулирования, как и вообще механизм правового регулирования, упрощенно можно обрисовать с помощью следующей схемы:

правовая норма - права;

обязанности субъекта права - правоотношения.

При этом имеется в виду, что осуществление правовых норм не обязательно происходит через правоотношения.

Начало действия правовой нормы в отношении каких-либо лиц не всегда является точкой отсчета ее осуществления. Во-первых, норма может действовать, а лицо, которому она адресована, еще не появилось (например, международная организация еще не создана). Во-вторых, в течение определенного отрезка времени могут не возникать ситуации, не наступать события и т.п., при наличии которых только и возможно осуществление данной нормы.

 

Основные черты современного международного права и международных отношений. Российская Федерация и международное право.

 

Международное право появилось вместе с возникновением государства и внутригосударственного права и прошло сложный и противоречивый путь развития. Его история воплощает те же закономерности и проблемы, которые присущи истории государства и права, и сохраняет те же специфические черты, свойственные именно межгосударственному правовому регулированию (см. гл. 2).

Существенным фактором совершенствования международного права явились прогрессивные перемены в состоянии гражданского общества, в межгосударственных взаимосвязях. Те коренные сдвиги в сфере внешней политики, которые породили Французская буржуазная революция в конце XVIII в. и Октябрьская социалистическая революция в первой половине XX в., повлекли становление новых принципов и норм международного права, прежде всего таких начал, как уважение суверенитета государств и признание их равноправия, невмешательство в их внутренние дела, а позднее — отказ от войны как орудия национальной политики, неприменение силы или угрозы силой, самоопределение народов и наций, уважение прав и свобод человека и др.

Современное международное право функционирует в сложной среде, так как формирующие и реализующие это право государства имеют значительные различия в общественно-политическом строе и в своих внешнеполитических позициях. Международное право призвано юридическими средствами "избавить грядущие поколения от бедствий войны", обеспечить поддержание международного мира и безопасности, "содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе", развивать дружественные отношения между государствами "независимо от политических, экономических и социальных систем и от уровня их развития".

Современное международное право постепенно преодолело былой дискриминационный характер, рассталось с концепцией "международного права цивилизованных народов", исключавшей из равноправного общения так называемые слаборазвитые страны. Сегодня можно констатировать достижение универсальности международно-правового регулирования в том смысле, что в международном сотрудничестве и в международных договорах могут участвовать все заинтересованные государства.

Современное международное право декларирует запрет агрессивных, захватнических войн, насильственных способов решения межгосударственных споров, квалифицирует такие действия, как преступление против мира и безопасности человечества.

Современное международное право имеет сложную нормативную структуру, поскольку оно включает как единые для всех или для большинства государств правила, именуемые универсальными, общепризнанными нормами, так и правила, относящиеся к определенной группе государств либо принятые только двумя или несколькими государствами и именуемые локальными нормами.

Современное международное право является общим для всех государств в том смысле, что именно общепризнанные принципы и нормы характеризуют его основное содержание, его социальную и общечеловеческую ценность. Вместе с тем оно имеет "привязку" к каждому отдельному государству в том смысле, что на основе общепризнанных принципов и норм и в соответствии с ними каждое государство создает и свою меж­дународно-правовую сферу, формирующуюся из принятых им локальных норм.

 

Что касается России, то в соответствии с п. «к» ст. 71 ее Конституции в ведении Российской Федерации находятся внешняя политика и международные отношения. В совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся вопросы координации международных и внешнеэкономических связей субъектов. В Федеральном законе «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» 1998 г. субъекты Российской Федерации в пределах полномочий, предоставленных им Конституцией России, федеральным законодательством и договорами между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов о разграничении предметов ведения и полномочий, обладают правом на осуществление международных и внешнеэкономических связей с органами государственной власти иностранных государств, субъектами этих государств, а также на участие в деятельности международных организаций.

 

В ст. 7 ГК речь идет именно о принципах и нормах международного публичного права и международных договорах с участием Российской Федерации (которые могут, в частности, иметь название конвенций или пактов), т.е. об отношениях межгосударственных. Следовательно, ст. 7 ГК не имеет в виду и не касается тех международных договоров, которые заключаются частными лицами (рядовыми участниками гражданского оборота — российскими гражданами или юридическими лицами с их иностранными партнерами), которые надлежит рассматривать и обсуждать с точки зрения международного частного права — специальной части российского гражданского права

 

Международное публичное и международное частное право: понятие, соотношение, тенденции развития. Возрастание роли международного частного права в международных отношениях РФ с иностранными государствами.

 

Международное публичное право - это система юридических принципов и норм (договорных и обычных), которые создаются государствами и другими субъектами международного права и направлены на поддержание мира и безопасности. Субъектами международного публичного права являются международные организации, нации, борющиеся за свою независимость, государственно-подобные образования. Основным субъектом считается государство-суверенитет.

Принуждение, санкции, ответственность, применяемая против государств-нарушителей международно-правовых норм, определены в Уставе ООН, согласовываются заранее и применяются государствами по согласованию. Международное публичное право не имеет института уголовной ответственности против государств, нарушающих правовые нормы международных соглашений. Объектом регулирования международного публичного права является межгосударственные отношения. Предметом общественных отношений могут быть материальные и нематериальные ценности, определенные действия или воздержание от таковых.

Основные принципы международного публичного права – это основополагающие, универсальные, общепризнанные правила поведения субъектов международного публичного права. К числу основных принципов международного права относят:

1) суверенное равенство

2) неприменение силы или угрозы силой

3) добросовестное выполнение международных обязательств

4) разрешение споров мирными средствами

5) невмешательство в дела других государств

6) равноправие и самоопределение народов

7) сотрудничество государств

8) уважение основных прав человека

9) нерушимость границ

10) территориальная целостность государств

11) разоружение и международная правовая ответственность.

Международное частное право представляет собой совокупность норм, регулирующих гражданско-правовые отношения, которые имеют международный характер. Международный характер этих правоотношений проявляется в том, что в них участвуют иностранные государства; они связаны с территорией двух или нескольких государств; объектом таких правоотношений является вещь, находящаяся за границей. Под гражданско-правовыми понимаются имущественные и связанные с ними неимущественные отношения, а также отношения, регулируемые нормами семейного, трудового права. В состав Международного частного права входят нормы двух видов. В одних случаях норма содержит в себе прямое правило, устанавливающее права и обязанности. В других случаях норма лишь указывает, право какого государства должно быть применимо к данному отношению, т.е. содержит отсылку к праву какого-либо государства. Нормы международного частного права содержатся в двусторонних, многосторонних договорах, например, Гаагская конвенция по вопросам гражданского процесса, 1954г.

Процессы интернационализации производства, происходящие в мире, ведут к перемещению рабочей силы. Поэтому в каждом государстве при организации и применении труда рабочих и служащих все чаще возникают трудовые отношения, в которых присутствует иностранный элемент. Такие отношения складываются между частными лицами-нанимателями и работниками и именуются в международном частном праве международными трудовыми. В таких отношениях возникает коллизия закона двух или более государств, которая представляет собой расхождение содержания двух или более формально действующих нормативных актов, изданных по одному и тому же вопросу. В правовом регулировании международных трудовых отношений значительную роль играют международные договоры. Отдельные коллизионные нормы международного частного права содержатся в ряде конвенций Международной организации труда, цель которой состоит в улучшении труда и повышения жизненного уровня трудящихся. Все нормативные акты МОТ классифицируются по группам относительно их целевой направленности (условия труда, техника безопасности, разрешение трудовых конфликтов и пр.).

Нормы семейного права большинства государств различны. Для преодоления коллизии закона в области семейно-гражданских правоотношений между государствами действует Конвенция о заключении брака и признании его действительным от 14.03.1978г. В ней установлены нормы брачной правоспособности, требования, определяющие действенность брачных отношений и гарантии защиты прав супругов и детей в случае расторжения международных браков.

 

Международное право и прогресс человечества. Роль международного права в создании безъядерного и ненасильственного мира в интернационализации мирохозяйственного процесса, защите окружающей среды, укреплении международного правопорядка.

 

В настоящих условиях взаимосвязанного и взаимозависимого мира, в условиях глобализации мирохозяйственных связей международное право является единственной альтернативой произволу и насилию, дающей возможность государствам совместными усилиями решать проблемы выживания и развития стран и народов.

Хорошо известно высказывание одного из основоположников науки международного права Гуго Гроция о том, что именно в нормах права формируется справедливость, ибо только через право можно избежать положения, при котором каждый стремится только к собственной выгоде1. Более того, история дает многочисленные свидетельства того, что даже самые могущественные государства при определенных обстоятельствах ищут защиту своих интересов в международном праве.

Международное право сегодня выражает общечеловеческие ценности, близкие всем и объединяющие все народы. Оно представляет собой общедемократическую основу совместных усилий государств, народов и индивидов в целях обеспечения безопасности и развития каждого не за счет другого, а в интересах всех, что требует признания, прежде всего, принципов свободы выбора и баланса интересов. Не случайно поэтому большая группа так называемых освободившихся государств, первоначально чрезвычайно негативно и скептически относившаяся к современному международному праву, рассматривая его как сговор великих империалистических держав, достигнутый без их участия, и требуя его радикального пересмотра, в настоящее время все чаще и чаще обращаются к нему в поисках защиты своих жизненно важных интересов, вырабатывая свою собственную позицию по ключевым проблемам, институтам и отраслям современного международного права.

В настоящее время, в условиях современного мира, когда взаимосвязанность и взаимозависимость государств приобрела поистине универсальный характер как по кругу участников международного общения, так и по предмету их взаимоотношений, не вызывают сомнения правомерность и жизненная необходимость примата международного права. Объективные реалии, в которых человечество встретило XXI век, настоятельно требуют обеспечения такого приоритета за международным правом, чему в немалой степени должно способствовать повышение эффективности и действенности накопленного им общедемократического потенциала.

В настоящее время многие вопросы, когда-то являвшиеся сугубо внутренними, стали предметом международных соглашений, с чем связано развитие народов и государств, а это все больше и больше делает международное право частью нашей повседневной жизни. Особое значение это приобретает в условиях строительства нового мирового правопорядка ненасильственного и безъядерного мира.

"Системное видение" современных международных отношений - необходимый ориентир в исследовании процессов, происходящих на международной арене, с помощью которого можно, в частности, яснее представить роль международного права в обеспечении международной безопасности. Вместе с тем системный подход не исключает традиционных методов исследования международного права. Более того, он их предполагает.

 

Интернационализация мирохозяйственных связей - это процесс переплетения и объединения национальных экономик. В основе интернационализации хозяйственной жизни лежат углубление международного разделения труда и интернационализация производства, интернационализация капитала и процесс транснационализации - образование транснациональных корпораций (ТНК).

Интернационализации производства и капитала идут параллельно и закрепляются международным разделением труда, когда определенные экономические субъекты тех или иных стран специа­лизируются на производстве определенных товаров и услуг, производя их существенно больше собственных потребностей, и реализуют данные товары за пределами национальных границ на более-менее устойчивой основе.

Интернационализация хозяйственной жизни охватывает производительные силы и производ­ственные отношения, проявляется как в сфере производства материальных благ, так и в сфере распределения обмена и потребления. Она способствует развитию всех форм международных экономических отношений. Развитие интернационализации хозяйственной жизни находит свое отражение и в появлении большого числа международных экономических организаций в сфере производства, транспорта, связи, а также и в сфере международной торговли и финансов. Они, в свою очередь, способствуют дальнейшей интернационализации экономики. Наиболее яркое проявление современной тенденции интернационализации хозяйственной жизни - интеграционные процессы, охватившие и промышленно развитые, и развивающиеся страны.

Интернационализация хозяйственной жизни порождает тенденцию к выравниванию условий производства в разных странах, уровня издержек производства, производительности труда, нормы прибыли и т.д. Тем не менее национальное хозяйство не растворяется в интернациональном производственном единстве. Существенные различия в уровнях издержек производства и произ­водительности труда сохраняются.

Процессы интернационализации зародились довольно давно и сыграли огромную роль в формировании к началу XIX в. мирового рынка, вследствие выхода за национальные границы меновых отношений, торговли товарами и услугами. Сыграли они важную роль и в окончательном становлении мирового капиталистического хозяйства в конце XIX в. в результате интернационализации процессов воспроизводства (вывоз капитала в ссудной и предпринимательской формах, миграция рабочей силы, экономическая интеграция).

Интернационализация производства связана с вывозом капитала в предпринимательской форме, когда за национальными границами либо создаются новые предприятия, либо приобретаются уже действующие. Интернационализация капитала связана с отношениями собственности на средства производства. Речь идет о том, что собственниками капитала становятся граждане самых разных стран (за счет приобретения акций), причем это может быть связано даже с собственностью на контрольный пакет (например, многонациональные компании (МНК), когда капитал разной национальной принадлежности осуществляет контроль за деятельностью конкретного предприятия). Результатом интернационализации капитала становится образование международных капиталов-монополий в формах ТНК и МНК - транснационализация производства и капитала.

 

Международное экологическое право - совокупность принципов и норм международного права, регулирующих отношения его субъектов в области охраны окружающей среды и рационального использования ее ресурсов. В отечественной литературе более распространено название "международное право окружающей среды". Термин "экологическое право" представляется предпочтительным лишь в силу его интернационального употребления. Исследованиями в этой области известны С. В. Виноградов, О. С. Колбасов, А. С. Тимошенко, В. А. Чичварин.

Положение государств в отношении международной защиты окружающей среды различно. В развивающихся странах проблемы экологии могут поставить под вопрос успех процесса развития, а средства на изменение ситуации отсутствуют. В наиболее развитых странах существующая система потребления ведет к такому истощению ресурсов не только своих, но и других стран, которое создает угрозу будущему развитию во всем мире. Это свидетельствует, что международная защита окружающей среды касается всех аспектов развития общества и является жизненно важной для всех стран, независимо от уровня их развития. Поэтому такая защита должна стать элементом международной политики любого государства. Поскольку национальные части окружающей среды образуют единую глобальную систему, постольку защита ее должна стать одной из главных целей международного сотрудничества и составным элементом концепции международной безопасности. В резолюции 1991 г. Генеральная Ассамблея ООН указала значение мира для охраны природы и отметила обратную зависимость - сохранение природы вносит вклад в упрочение мира, обеспечивая правильное использование природных ресурсов.

Международное экологическое право начало складываться как обычное право, прежде всего, это касается его норм и принципов. Именно так утвердился основной принцип международного экологического права - принцип ненанесения вреда природе другого государства действиями, совершаемыми на собственной территории. Сложился наиболее общий принцип - принцип защиты окружающей среды. Идет становление принципа ответственности за нанесение вреда природе другого государства. Особо отмечается кардинальный принцип, который был сформулирован в Декларации Конференции ООН по окружающей человека среде 1972 г. следующим образом: "Человек обладает основным правом на свободу, равенство и должные условия жизни, на окружающую среду такого качества, которое дает возможность жить достойно и благополучно".

 

В настоящее время особенно важным является укрепление международного правопорядка именно в тех областях международных отношений, которые касаются жизненно важных проблем, возникших перед человечеством в последние десятилетия.

Так, из основных принципов международного права, прежде всего, из принципа неприменения силы и угрозы силой, следует, что политика гонки вооружений противоречит международному праву. Но совершенно очевидно, что тут необходимы также конкретные нормы международного права: нормы, полностью запрещающие испытания ядерного оружия, обязывающие государства сокращать, а затем и ликвидировать его, снижать уровень так называемых обычных вооружений, нормы, запрещающие использование космоса в военных целях, предусматривающие строгай контроль за исполнением соответствующих договоров.

 

Использование силы в международных отношениях (право и сила в международной системе).

Применение силы в международных отношениях — это использование вооруженных сил государств индивидуально или коллективно (в составе коалиций) в целях и способами, совместимыми с Уставом ООН и др. нормами международного права. Устав ООН к числу основных принципов относит запрет применения силы или угрозы ее применения, который в ст. 2 (п. 4) сформулирован следующим образом: «Все Члены Организации Объединенных Наций воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с Целями Объединенных Наций». Употребленный термин «воздерживаются» в последующих документах ООН, включая решения Международного суда, в договорной практике государств понимается как запрещение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: