Экспрессивные средства языка науки

О языке ученых нередко говорят, что он отличается «сухостью», лишен элементов эмоциональности и образности. Такое мнение носит ошибочный характер.

Языковыми средствами создания экспрессивного, эмоционального тона научной речи выступают:

1) формы превосходной степени прилагательных, выражающие сравнение (наиболее яркие представители вида);

2) эмоционально-экспрессивные прилагательные (Развитие, инновации, прогресс — замечательные, в сущности, явления);

3) вводные слова, наречия, усилительные и ограничительные частицы (Писарев полагал даже, что благодаря этому Россия может узнать и оценить Конта гораздо точнее, чем Западная Европа);

4) «проблемные» вопросы, привлекающие внимание читателя (Что же представляет собой бессознательное?).

В таблице 2 приведены часто встречающиеся в тексте научных работ клише (франц. cliche) – речевые стереотипы, готовые обороты, используемые в качестве легко воспроизводимых в определенных условиях и контекстах.

Таблица 2 – Клише научного стиля

Смысловой компонент содержания   Клише научного стиля
1. Актуальность проблемы (темы), которой посвящен обзор В современной (какой) науке особенную остроту приобретает тема (какая); актуальна проблема (чего); внимание ученых (исследователей, психологов и т. д.) привлекают вопросы (чего).
2. Перечисление работ, посвященных проблеме (теме) Существует обширная литература, посвященная данной теме. Данному вопросу (проблеме, теме) посвящены следующие работы. Эта проблема рассматривается в следующих работах (исследованиях).
3. Описание основных подходов Среди ученых, занимающихся проблемой (какой), нет единой концепции (чего). Можно выделить несколько подходов к решению данной проблемы. Существуют две (три, несколько) основные точки зрения на проблему. Первый подход реализован в работах (чьих), в основе второго подхода лежит концепция (какая), третий подход состоит в том, что… В исследовании данной проблемы можно выделить несколько школ, направлений, точек зрения.
4. Изложение сущности различных точек зрения Одна из точек зрения принадлежит (кому) и заключается (в чем). Вторая точка зрения противостоит первой и утверждает (что). Этой точки зрения придерживается (кто). Третий подход представлен в работах (чьих) и сводится (к чему). Автор (кто) считает (что), автор выдвигает положение, концепцию, теорию (какую). Как считает (кто), по мнению (кого), с точки зрения (кого).
Смысловой компонент содержания   Клише научного стиля
5. Сравнение точек зрения Сходство. Автор высказывает мнение, сходное с мнением (кого); придерживается тех же взглядов, что и (кто); позиция автора близка взглядам (кого); автор опирается на концепцию (какую, чью); автор является представителем школы (какой); автор разделяет мнение (кого) по вопросу… (Что) объединяет (кого с кем) во взглядах (на что); (кто) по своей позиции близок (кому); (кто) так же, как и (кто), утверждает (что). Авторы придерживаются одинакового мнения по вопросу (какому). Различие. Точка зрения (кого) коренным образом отличается от взглядов (кого на что); значительно/незначительно, принципиально отличается (от чего). (Что) диаметрально противоположно (чему). (Что) отличается (от чего) тем, что… Если (кто) утверждает (что), то (кто) считает, что
6. Отношение к рассматриваемым точкам зрения Согласие/несогласие. Трудно согласиться (с чем). Трудно принять точку зрения (какую). Нельзя принять утверждение (кого о чем), потому что… Можно согласиться (с чем). Оценка. Данная точка зрения оригинальна, интересна, любопытна, наиболее адекватна нашему пониманию проблемы (чего). Нельзя не отметить достоинство (чего в чем).
7. Мотивированный выбор точки зрения Из всего сказанного следует, что наиболее обоснованной является точка зрения (кого). Таким образом, можно остановиться (на чем), так как… Мы принимаем точку зрения (кого), исходя из следующих соображений… Мы считаем наиболее убедительным аргументы (кого). Неоспоримость доводов (кого) заключается в том, что… Описание результатов экспериментов (кого) представляется нам наиболее весомым аргументом к признанию точки зрения (кого).

3. МЕТОДЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: