Объем, структура и содержание работы

Успешное выполнение курсовой работы зависит не только от правильной организации студентом своей деятельности, но и от соблюдения основных требований содержательного характера, которые предъявляются к курсовой работе.

Результат учебно-исследовательской деятельности во многом зависит от понимания студентом основных характеристик учебного или научного исследования и их формулировок. К основным характеристикам исследования относятся: актуальность, проблема, объект, предмет, основная цель, частные задачи и методы исследования.

Изложение работы следует начинать с описания актуальности, которая определяется необходимостью проведения исследования в современных условиях. В содержании курсовой работы обязательно указывается проблема исследования, характеризующая то, что надо изучить из того, что ранее не было изучено.

С проблемой исследования тесно связаны объект и предмет исследования. Их формулировки также обязательно приводятся в содержании курсовой работы.

Под объектом исследования понимают часть объективной реальности, которая изучается в процессе теоретической и практической деятельности. Предметом исследования считают свойства, отношения объекта, исследуемые в процессе практической деятельности с определенной целью в данных условиях и обстоятельствах. Поэтому объект и предмет исследования как категории научного познания соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования. Необходимо четко представлять границы исследования и предполагаемые результаты.

Цель исследования состоит в том, чтобы разрешить поставленную проблему, достичь определенного результата.

В зависимости от цели курсовой работы необходимо сформулировать две-три конкретные задачи исследования, которые необходимо решить для достижения цели. Это обычно делается в форме перечисления: изучение…, анализ…, описание…, разработка … и т.п. Формулировку задач необходимо выполнить тщательно, так как описание хода и результатов их решения составит основное содержание курсовой работы.

Для решения поставленных задач привлекаются методы исследования (способы проведения исследования), такие как анализ, синтез, наблюдение, обобщение опыта, анкетирование, тестирование, эксперимент и т.д.

Общий объем курсовой работы должен составлять примерно 1 п.л. (40 тыс. символов с пробелами) или 24 страницы, набранных на компьютере 14 шрифтом Times New Roman с полуторным интервалом между строк.

Правильно оформленная работа должна включать в себя:

- Титульный лист.

- Содержание.

- Введение.

- Основную часть.

- Заключение.

- Список использованных источников

- Приложение(я).

Титульный лист выполняется в соответствии с требованиями (приложение 4).

Содержание. В содержании приводят наименования разделов, подразделов, список используемых источников и приложения с указанием страниц, на которых они начинаются. Для требуемого объема следует использовать одноуровневую или двухуровневую структуру содержания.

Введение. Основное назначение введения – обоснование актуальности темы курсовой работы, формулировка цели работы, постановка задач, необходимых для реализации поставленной цели. Введение должно кратко характеризовать современное состояние проблемы, решению которой посвящена работа. Во введении могут быть даны основные понятия, термины и определения. Необходимо четко обосновать актуальность и своевременность решения задачи. Обзор и анализ состояния вопроса должны показать уровень уже решенных задач в выбранной области, возможные пути и средства решения каждой из поставленных задач.

Формулируются объект, предмет и методы исследования.

Приведем пример формулировок основных характеристик исследования по теме «Разработка алгоритма построения графиков тригонометрических функций».

Проблема исследования – необходимость изучения методов программирования высокоуровневой графики с позиции прикладной задачи исследования тригонометрических функций.

Объект исследования – методы программирования высокоуровневой графики.

Предмет исследования – тригонометрические функции.

Цель исследования – повышение эффективности изучения поведения тригонометрических функций.

Задачи исследования – 1) анализ методов программирования высокоуровневой графики; 2) описание класса тригонометрических функций, подлежащих исследованию; 3) разработка алгоритма построения графиков тригонометрических функций; 4) разработка программного приложения и апробация алгоритма построения графиков тригонометрических функций.

Методы исследования – анализ научно-методической, учебно-дидактической литературы, учебников и учебных пособий по информатике и программированию; изучение опыта по составлению вычислительных алгоритмов; вычислительный эксперимент.

Объем введения должен составлять не более 2-3 страниц.

Основная часть. Наименования основных разделов пояснительной записки определяются планом курсовой работы.

Разделы основной части могут делиться на параграфы. Название какой-то главы не должно полностью совпадать с названием курсовой работы (в противном случае наличие других глав становится излишним), а название какого-то параграфа дублировать название главы.

Разделы основной части работы должны содержать краткое задание на решение определенной задачи (постановку задачи раздела). Все разделы должны содержать обоснования правильности проектных решений и заканчиваться выводами. Выводы по разделу должны содержать четко сформулированные конкретные результаты решения каждой из поставленных задач. Фразы выводов должны быть лаконичными и начинаться со слов, отражающих основной смысл вывода.

Не следует перегружать план работы. В курсовой работе реально рассмотреть два, максимум - три раздела.

В первом разделе (обычно теоретическом) дается анализ научной и методической литературы. Необходимо последовательно и логично рассмотреть сущность и основное содержание проблемы, изучаемых вопросов и понятий; изложить мнения различных авторов и свои умозаключения. Не следует забывать о необходимости делать ссылки на литературные источники, материал которых использовался при написании работы.

Первый раздел демонстрирует общий уровень подготовки студента, его умение подбирать и изучать литературу, систематизировать знания, делать обобщения и выявлять возможные направления решения проблемы. Раздел может быть разделен на параграфы. Содержание каждого параграфа должно быть посвящено отдельному аспекту исследования. В то же время все параграфы в рамках главы должны быть содержательно взаимосвязаны.

Во втором разделе (обычно практическом) следует описать и обосновать конкретный подход к решению поставленной проблемы. В частности, могут быть приведены схемы, алгоритмы и программы, разработанные в ходе выполнения работы, обоснование выбора методов и средств реализации поставленной основной задачи, описание вычислительных экспериментов.

Данный раздел курсовой работы может содержать элементы проектирования и решения конкретных научно-технических задач из области информатики.

При описании вычислительных экспериментов необходимо привести подробный план проведения каждого эксперимента, четко обосновать выбор исходных данных, представить результаты в удобной для анализа форме, выполнить анализ результатов.

Раздел так же может быть разделен на параграфы.

ВАЖНО: при выполнении основной части работы необходимо учитывать, что 70% приведенного в пояснительной записке материала должно быть посвящено решению поставленных задач, и только 30% – общему описанию вопросов.

В заключении подводятся итоги проделанной работы, на основе теоретических выводов первого раздела и данных практической части делаются общие выводы по теме исследования, приводятся основные достигнутые результаты.

Необходимо показать, как решены поставленные задачи, привести основные результаты работы, сделать свои умозаключения о целесообразности и эффективности использования результатов исследования на практике. Выводы должны соответствовать содержанию работы, быть краткими, ясно, четко и логично сформулированными. В заключении также намечаются дальнейшие перспективы и пути исследования.

Список использованных источников содержит перечень названий книг, статей, материалов научных конференций и семинаров, документов и электронных ресурсов, которые были использованы при подготовке курсовой работы и включает в себя всю литературу, на которую имеются ссылки и сноски в тексте.

Использованной считается такая литература, которая не только указана в библиографии, но и на которую есть ссылка (хотя бы одна) в тексте курсовой работы. В списке использованной литературы должно быть не менее 5 наименований.

В приложения помещают вспомогательные или дополнительные материалы, изложение которых необходимо для полноценного описания, проведенного исследования, но которые могут затруднить восприятие основного текста курсовой работы, сделать его трудночитаемым. В приложения следует вынести нормативные акты, требования к программным средствам, листинги разработанных компьютерных программ, результаты однотипных экспериментов большого объема, проекты баз данных, не стандартные рисунки, фотографии, демонстрационные материалы и т.п.

При формировании содержания курсовой работы целесообразно придерживаться следующих основных рекомендаций:

- не следует перегружать текст курсовой работы цитатами;

- желательно использовать безличные предложения и предложения в страдательном залоге;

- необходимо определить содержание основных терминов, которые используются в курсовой работе;

- необходимо единообразное использование терминов;

- содержание работы должно полностью соответствовать выбранной теме исследования;

- необходимо обоснованное включение содержательного материала в курсовую работу.

Материал курсовой работы студентом излагается самостоятельно, что не допускает его дословное заимствование из других литературных источников.

Курсовая работа должна быть написана в стиле научного текста, для которого характерен формально-логический способ изложения материала, подчиняющий себе все языковые средства самовыражения. Такое изложение должно быть целостным, объединенным единой логической связью и направлено на обоснование и доказательство ряда теоретических положений.

В тексте курсовой работы, как и в любом научном тексте, лишним и ненужным является все то, что непосредственно не способствует достижению ранее поставленной цели. Используемые в тексте средства выражения должны отличаться точностью и смысловой ясностью. Термины научного текста – это не просто слова, а понятия. Необходимо следить за тем, чтобы значения используемых терминов соответствовали принятому употреблению.

Если в тексте курсовой работы используется аббревиатура (первые буквы слов), то первоначально необходимо полностью записать названия используемых слов, указав в круглых скобках соответствующую аббревиатуру, и лишь затем употреблять эту аббревиатуру в тексте курсовой работы.

Научная речь предполагает использование определенных фразеологических оборотов, слов-связок, вводных слов. Назначение таких слов и словосочетаний состоит в том, чтобы показать логическое соотношение определенной части текста с предыдущей и последующей частями, подчеркнуть структуру текста.

Вводные слова и обороты, например «итак», «таким образом», показывают, что данная часть текста является обобщением рассмотренного ранее материала. Слова и обороты «следовательно», «отсюда следует, что…» свидетельствуют о том, что между сказанным выше и тем, что будет сказано далее, существуют причинно-следственные отношения. Слова и обороты «вначале», «во-первых», «во-вторых», «прежде всего», «наконец», «в заключение сказанного» указывают на место излагаемой мысли или факта в логической структуре текста. Слова и обороты «однако», «тем не менее», «впрочем», «между тем» выражают наличие противоречия между только что сказанным и тем, что будет излагаться далее.

Научный стиль изложения имеет грамматические, синтаксические, лексико-стилистические особенности, отличающие его от других разновидностей письменной речи. Грамматика такой речи характеризуется присутствием в тексте большого количества существительных, выполняющих функцию абстрактных понятий, и отглагольных существительных, выражающих процессуальный характер описываемого объекта, например «исследование», «рассмотрение», «подтверждение» и т.п.

Особенностью использования глагольных форм является превалирующее обращение к изъявительному наклонению, настоящему времени, несовершенному виду. Это объясняется тем, что научный стиль изложения имеет констатирующий характер и сообщает о существующем здесь и сейчас состоянии дел.

Установившаяся форма подачи научного текста предполагает отстраненность от изложения личности автора с его субъективными предпочтениями и индивидуальными особенностями речи. Такой эффект отстраненности, безличного монолога достигается рядом синтаксических и стилистических средств: ведением изложения от третьего лица, использованием безличных и неопределенно-личных конструкций, конструкций с краткими страдательными причастиями (например, «выявлено несколько новых принципов») и т.д. Кроме того, особенностью современного научного текста является почти полное исключение из употребления личного местоимения первого лица и единственного числа – «я». Для стилистического разнообразия стоит прибегать и к различным конструкциям, обеспечивающим должный уровень безличности текста.

Таким образом, в курсовой работе все, в том числе и научный стиль изложения, должно быть направлено, на достижение конечной цели и решение поставленных задач, которые четко прописываются во введении курсовой работы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: