| Введение.………………………….......................................................... | ||
| Глава 1. | Виды неблагоприятных агроклиматических явлений……………… | |
| Глава 2. | Неблагоприятные агроклиматические явления в Приднестровье…. | |
| Глава 3. | Методы борьбы с неблагоприятными агроклиматическими явлениями……………………………………………………………… | |
| Заключение.............................................................................................. | ||
| Литература………………………………............................................... | ||
| Приложения……………………………………………………………. |
Введение — очень ответственная часть дипломной работы, поскольку оно не только ориентирует читателя в дальнейшем раскрытии темы, но и содержит все необходимые его квалификационные характеристики. Во введениидается общая характеристика дипломной работы, четко и убедительно обосновывается актуальность избранной темы и современное состояние разрабатываемой проблемы, характеризуется научно-информационная база и методика проведенного исследования. Определяется объект (сфера, на которую направлено внимание познающего субъекта (в данном случае студента, выполняющего дипломную работу) и предмет (та сторона, та точка зрения, с которой познается объект) исследования, формулируется цель (приступая к написанию диплома, студент должен четко определить, что он хочет достичь в ходе исследования) и задачи (поставленные задачи могут во многом определять названия разделов, глав) дипломной работы, ее практическая значимость. Наконец, во введении дается краткое описаниеструктуры дипломной работы. Объем данной части дипломного сочинения обычно составляет до 5-10% объема работы, в зависимости от ее специфики.
Первая глава как правило, носит теоретическо-методологический характер. Здесь можно дать историю вопроса, анализ теоретических основ исследуемой проблемы без ее конкретной привязки. На основе анализа научных работ разных специалистов в первой главе раскрывается сущность исследуемого объекта, рассматриваются различные точки зрения на исследуемый вопрос, дается их оценка, излагается и мотивируется авторская позиция, оценивается уровень теоретической разработанности проблемы и потребности практики в исследуемой сфере. Здесь же, могут быть раскрыты понятия и сущность изучаемого явления или процесса, уточнены формулировки и т.д. Кроме того, в первой главе можно остановиться на тенденциях развития тех или иных процессов изучаемого исследования. Объем данной главы должен составлять 20-25 % от ее общего объема.
Во второй главе анализируются особенности реализации исследуемой проблемы, освещается ее исторический аспект, оценивается современное состояние и специфика свойств изучаемого объекта, рассматриваются тенденции его развития, выявляются имеющиеся недостатки и возможные пути их устранения. Вторая и последующие главы по объему должны составлять примерно 60-70% всей работы.
Третья глава, имеющая обычно практическую направленность, посвящается глубокому анализу практики решения исследуемой проблемы и разработке предложений, направленных на повышение эффективности функционирования исследуемого объекта. Следует избегать значительных диспропорций между главами по объему. Каждая глава должна содержать вводную часть, основную часть (при написании которой не следует забывать о сформулированных во введении целях и задачах) и выводы.
В заключении суммируются теоретические и практические выводы, авторская оценка работы с точки зрения решения задач, поставленных в дипломной работе, а также те предложения, к которым автор пришел в результате проведенного исследования. Могут быть указаны перспективы дальнейшей разработки темы. Именно здесь в концентрированной форме закрепляются новые сведения по отношению к исходному материалу, и именно они выносится на рассмотрение ГАК. Соответственно, данные выводы и предложения должны быть четкими, понятными и доказательными, логически вытекать из содержания глав и параграфов работы. На их основе у рецензента, членов аттестационной комиссии должно сформироваться целостное представление о содержании, значимости и ценности представленного исследования. При этом объем заключения обычно составляет 5-10 % от общего объема дипломной работы.
Список использованной литературы включает в себя специальную научную и учебную литературу, статьи периодики, зарубежную литературу, интернет-источники, другие использованные материалы. Список должен быть организован в соответствии с едиными требованиями библиографического описания произведений печати. Специальная научная и учебная литература, как правило, оформляется в алфавитном порядке. Литература на иностранных языках, следует за литературой на русском языке. Если же дипломная работа выполнена на молдавском языке, то в начале списка приводится литература изданная на соответствующем языке. Источники из Интернета указываются после литературы, изданной на традиционных бумажных носителях. Список литературы, как правило, включает в себя не менее 30-50 источников.
Приложения являются необязательным, но желательным элементом дипломной работы. Приложения следует оформлять как продолжение дипломной работы. Все приложения помещаются после списка использованной литературы и отделяются от него отдельной пронумерованной страницей, на которой заглавными буквами пишется слово «ПРИЛОЖЕНИЯ». В них сосредотачивается различный вспомогательный материал, относящийся к основному содержанию работы и подтверждающий содержащиеся в ней выводы, предложения, расчеты (копии подлинных документов, протоколы, выдержки из действующих инструкций, структурные схемы, таблицы, цифровые данные, методический материал, компьютерные распечатки, иллюстрации вспомогательного характера, формы отчетности и другие документы знакомство с которыми способствовало решению поставленных в работе задач.).
Каждое приложение должно начинаться с новой страницы и иметь заголовок с указанием в правом верхнем углу страницы слова «Приложение №…». Очередность их расположения должна соответствовать порядку ссылок на них в тексте.
Графические материалы позволяют наглядно проиллюстрировать замысел и основные итоги проведенного исследования, а также сэкономить отпущенное на доклад время. Их наличие положительно сказывается на итоговой оценке дипломной работы. Они выполняются обычно в виде схем, диаграмм, таблиц, рисунков на листах ватмана обычного формата. Количество, состав и содержание графических материалов определяются совместно с научным руководителем (обычно 3-5 листов). При этом буквенный текст и цифровой материал следует оформить так, чтобы они свободно воспринимались с расстояния 4-5 метров. Указанные материалы могут быть оформлены и на стандартных листах (формат А–4) и предложены каждому члену комиссии в виде так называемого «раздаточного материала».
Каждая структурная часть работы (введение, главы, заключение, список использованной литературы, приложения) должны начинаться с новой страницы.
Расстояния между названием и текстом параграфа – 3 одинарных интервала (12 мм), последней строчкой предыдущего параграфа и расположенным ниже заголовком – 4 одинарных интервала (16 мм). Интервал между строками должно быть одинаковым по всему тексту (полуторный). Абзацы в тексте начинают отступом, равным 15 – 17 мм (пяти ударам клавишей пробел).
Название глав и параграфов, указанных в «Оглавлении» работы, должны соответствовать их наименованию в тексте. Одновременно содержание названных частей дипломного сочинения должно соответствовать их названию.
Наименование глав и параграфов работы должны быть, по возможности, кратким. При их написании не допускаются сокращения и переносы используемых слов. Точка в конце заголовка не ставится. Если они состоят из двух предложений, то их следует разделять точкой. Название параграфа не должно быть последней строкой на странице, а новая страница не должна начинаться с так называемой «висячей» (т.е. короткой) строки.
Заголовки структурных частей работы (оглавление, введение, названия глав, заключение, список использованной литературы, приложения) начинаются с новой страницы, располагаются в середине строки без кавычек и печатаются жирными заглавными буквами. Номер и название параграфа печатается с заглавной буквы строчным шрифтом, жирно. (Выравнивается по левому краю (начинается с красной строки).
При оформлении дипломных работ используется сквозная нумерация страниц по всему тексту, включая список использованной литературы и приложения. Каждая страница работы нумеруется арабскими цифрами, с использованием шрифта № 12. Титульный лист и «Оглавление», хотя и включаются в общую нумерацию (страницы 1 и 2, соответственно), однако номера страниц на них не ставятся. На остальных листах номер располагается сверху страницы в середине верхнего поля, без точки.
В работах используется, как правило, цифровая и словесно-цифровая форма записи информации.
Однозначные количественные числительные, если при них нет единиц измерения, пишутся словами. Например: пять горизонтов (не: 5 горизонтов), на трех образцах (не: на 3 образцах), в четырех пробах (не: в 4 пробах).
Многозначные количественные числительные пишутся цифрами, за исключением числительных, которыми начинается абзац, такие числительные пишутся словами.
Числа с сокращенным обозначением единиц измерения пишутся цифрами. Например: 7 л, 24 кг. После сокращения "л", "кг" и т.п. точка не ставится.
При перечислении однородных чисел (величин и отношений) сокращенное обозначение единицы измерения ставится только после последней цифры. Например: 3, 14 и 25 кг.
Количественные имена числительные согласуются с именами существительными во всех падежных формах, кроме форм именительного и винительного падежей. Например: до пятидесяти особей (род. п.), к шестидесяти особям (дат. п.) и т.д.
В формах именительного и винительного падежей количественные числительные управляют существительными. Например: имеется пятьдесят (им. п.) особей (род. п.), получить пятьдесят (вин. п.) особей (род. п.).
Количественные числительные при записи арабскими цифрами не имеют падежных окончаний, если они сопровождаются существительными. Например: на 20 страницах (не: на 20-ти страницах).
При написании порядковых числительных нужно соблюдать следующие правила. Однозначные и многозначные порядковые числительные пишутся словами. Например: третий, тридцать четвертый, двухсотый.
Порядковые числительные,входящие в состав сложных слов, в научных текстах пишутся цифрами. Например: 30-процентный раствор. В последние годы все чаще используется форма без наращения падежного окончания, если контекст не допускает двояких толкований, например в 4% растворе.
Порядковые числительные при записи арабскими цифрами имеют падежные окончания. В падежном окончании порядковые числительные, обозначенные арабскими цифрами, имеют: а) одну букву, если они оканчиваются на две гласные, на "й" и на согласную букву; б) две буквы, если оканчиваются на согласную и гласную буквы. Например: вторая — 2-я (не: 2-ая), пятнадцатый — 15-й (не: 15-ый или 15-тый), тридцатых — 30-х (не: 30-ых), в 53-м году (не: в 53-ем или 53-ьем году), десятого класса — 11-го класса (не: 11-ого класса).
При перечислении нескольких порядковых числительных падежное окончание ставится только один раз. Например: плотность 1 и 2-й популяции.
Порядковые числительные, обозначенные арабскими цифрами, не имеют падежных окончаний, если они стоят после существительного, к которому относятся. Например в гл.З, на рис.2, в табл.4.
Порядковые числительные при записи римскими цифрами для обозначения порядковых номеров столетий (веков), падежных окончаний не имеют. Например, XX век (не: ХХ-й век).
В тексте дипломной работы не допускаются пропуски, произвольные сокращения слов. Однако могут быть использованы общепринятые сокращения: буквенные аббревиатуры, сложносокращенные слова, условные графические сокращения по начальным буквам слов, условные графические сокращения по частям слов и начальным буквам.
Буквенные аббревиатурысоставляются из первых (начальных) букв полных наименований и различаются: а) на читаемые по названиям букв (ПМР), б) на читаемые по звукам, обозначаемым буквами (вуз — высшее учебное заведение).
Другим видом сокращений являются сложносокращенные слова, которые составляются из сочетания: а) усеченных слов и полных слов (геологоразведка - геологическая разведка, комбикорм – комбинированный корм), б) одних усеченных слов (рыбхоз – рыбоводческое хозяйство). В научных текстах кроме общепринятых сложносокращенных слов употребляются также сложносокращенные слова, рассчитанные на узкий круг специалистов.
Еще один вид сокращений – условные графические сокращения по начальным буквам (н.м.т. – нижняя мертвая точка). От буквенных аббревиатур они отличаются тем, что читаются полностью, сокращаются только на письме и пишутся с точками на месте сокращения.
В тексте дипломных работ, также, встречаются условные графические сокращения по частям и начальным буквам слов. Они разделяются: а) на общепринятые условные сокращения, б) на условные сокращения, принятые в специальной литературе, в том числе в библиографии.
Общепринятые условные сокращения, которые делаются после перечисления: т.е. (то есть), и т.д. (и так далее) и т.п. (и тому подобное), и др. (и другие) и пр. (и прочие).
Общепринятые условные сокращения, которые делаются при ссылках: см. (смотри), ср. (сравни).
Общепринятые условные сокращения при обозначении цифрами веков и годов: в. (век), вв. (века), г. (год), гг. (годы).
Ряд общепринятых условных сокращений: т. (том), н.ст. (новый стиль), ст.ст. (старый стиль), н.э. (нашей эры), г. (город), обл. (область), гр. (гражданин), с. (страницы при цифрах), акад. (академик), доц. (доцент), проф. (профессор).
Слова «и другие», «и тому подобное», «и прочие» внутри предложения не сокращают. Не допускаются сокращения слов «так называемый» (т.н.), «так как» (т.к.), «например» (напр.), «около» (ок.), «формула» (ф-ла), «уравнение» (р-ние), «диаметр» (диам.).
В работе также могут применяться употребляемые в научной печати термины в сокращенном виде. В таком случае термин один раз детально расшифровывается. Например: Географическая оболочка (ГО) в дальнейшем пишется сокращенно – ГО.
В изложении материалов дипломной работы могут применятся различные перечисления (перечни), состоящие как из законченных, так и незаконченных фраз. Незаконченные фразы пишутся со строчных букв и обозначаются арабскими цифрами или строчными буквами с полукруглой закрывающей скобкой. Существует два варианта оформления таких фраз.
Первый вариант:перечисления состоят из отдельных слов (или небольших фраз без знаков препинания внутри), которые пишутся в подбор с остальным текстом и отделяются друг от друга запятой. Например:
Горные породы делятся на три типа: 1) магматические, 2) осадочные и 3) метаморфические.
Второй вариант:перечисления состоят из развернутых фраз со своими знаками препинания. Здесь части перечисления чаще всего пишутся с новой строки и отделяются друг от друга точкой с запятой. Например:
К основным неблагоприятным агроклиматическим явлениям относятся:
а) засухи и суховеи;
б) пыльные бури;
в) град и грозы;
г) сильные ветры;
д) гололедно-изморозевые явления;
е) весенние и осенние заморозки.
Текст всех элементов перечисления должен быть грамматически подчинен основной вводной фразе, которая предшествует перечислению.
В том случае, когда части перечисления состоят из законченных фраз, они пишутся с абзацными отступами, начинаются с прописных букв и отделяются друг от друга точкой. Например:
Для определения элементов влажности воздуха могут быть использованы:
1. Психрометр Августа, с естественной вентиляцией. Он применяется в стационарных условиях.
2. Психрометр Асмана, с принудительной вентиляцией. Его используют в полевых условиях.
3. Волосной гигрометр. Его используют в зимний период.
Точные ссылки на использованные источники являются обязательным требованием к любому научному исследованию и свидетельствуют о научной добросовестности, аккуратности и пунктуальности ее автора.
Возможно использование ссылок и внутри текста. Они применяются обычно в тех случаях, если сведения о цитируемом источнике органически вписываются в основной текст. В этом случае инициалы автора, его фамилию и название работы можно привести после цитаты в скобках.
Например, в тексте дипломной работы указано: «Я.Г. Рысков и В.А. Демкин, ведя речь о динамике природной среды Южноуральских степей в голоцене, считают, что наиболее благоприятное сочетание температурного режима и атмосферного увлажнения для жизни древнего населения степного Приуралья наблюдалось в эпохи позднего мезолита, большей части неолита и энеолита, финальной бронзы, развитого средневековья (Рысков, Демин, 1997). (Рысков Я.Г., Демкин В.А. Развитие почв и природной среды степей Южного Урала в голоцене. Научное издание. Пущино, 1997. С. 143)».
Авторы цитируются только по их произведениям. Лишь когда источник не доступен или доступен с большими трудностями, разрешается пользоваться цитатой, опубликованной в другом издании, обязательно предваряя библиографическую ссылку на источник цитаты словами:
Цит. по:...
Список использованных источников литературы является органической частью учебно-исследовательской работы. Он помещается после основного текста дипломной работы и позволяет автору документально подтвердить достоверность и точность приводимых в тексте заимствований: таблиц, иллюстраций, формул. Список использованной литературы характеризует глубину и широту изучения темы.
Рекомендуется два варианта заглавия списка:
1.ЛИТЕРАТУРА
2.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Если в список включаются все документы, изученные студентом-дипломником по теме, независимо от того, использовались они в работе или нет, список озаглавливают одним словом - ЛИТЕРАТУРА.
Если включается только то, что анализировалось в обзоре и использовалось в виде заимствований в тексте, то выбирается заглавие - СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
Алфавитное расположение литературы в списке является самым распространенным. Список использованных источников располагают по алфавиту фамилий авторов (если авторов больше одного, принимается во внимание фамилия первого автора) или заглавий произведений. Работы авторов-однофамильцев ставятся по алфавиту их инициалов.
Описание каждого источника дается с абзаца.
Книги, двух и трех авторов необходимо описывать под их фамилиями в той очереди, в какой они значатся на титульном листе, в именительном падеже, отделяя фамилии запятыми. Инициалы приводятся после фамилии.
Заглавие в описании должно точно повторять заглавие книги. Сокращение написание слов в заглавии не допускается.
Если книга имеет более трех авторов, то она описывается под заглавием. Сведения об авторах (редакторах, составителях) приводятся вслед за данными, относящимися к области заглавия. Перед фамилиями авторов, редакторов ставится косая черта.
После заглавия книги обязательны выходные данные: место издания, издательство, год издания.
Допускается сокращение только следующих городов: Москва (М), Санкт-Петербург (СПб), Ростов-на-Дону (Ростов н/Д). Наименование издательства приводят в именительном падеже в сокращенной форме. Например: Наука, Гидрометеоиздат, Дрофа.
Перед названием издательства ставится условный разделительный знак - двоеточие, а после названия издательства - запятая и указывается год издания. Слово “год” или буква “г” не пишутся.
Например: Наука, 1998.
Для единых изданий (книг, монографий, атласов, карт, отчетов) после заглавий источников через точку и тире помещают указание на место издания или выпуска, затем через двоеточие – издательство или название издающей организации, год издания или выпуска.
В список не включаются те источники, которые не использованы автором и на которые нет ссылок в основном тексте.
Примеры разных видов источников:
Книга одного автора:
Филипенко С.И. Зообентос Кучурганского водохранилища: динамические процессы и использование в биологическом мониторинге. – Тирасполь: Изд-во Приднестр. ун-та, 2005. – 160 с.
Книга двух авторов:
Васильева Н.В., Несмеянова В.В. Практические работы по органической химии. - М.: Просвещение, 1978. - 304 с.
Книга трех авторов:
Нифантьев Н.А., В.В. Несмеянова, Н.В. Васильева Практические работы по органической химии. - М.: Просвещение, 1978. – 304 с.
Книга, имеющая более трех авторов (под заглавием):
Практические работы по органической химии. - М.: Просвещение, 1978. - 304 с.
Книги под редакцией:
Руководство по изучению новейших отложений / Под ред. П.А. Каплина. - М.: Издательство Московского университета, 1976. - 308 с.
Материалы конференций, совещаний, семинаров:
Геоэкологические и биоэкологические проблемы Северного Причерноморья.: Материалы II Международной научно-практической конференции 15-16 сентября 2005 г. - Тирасполь: Издательство Приднестровского университета, 2005. - 191 с.
Статья из периодического издания (журнала, газеты):
Сон М.О. Моллюски дельты Днестра. // Причерноморський Екологiчний бюлетень. - 2005. - № 3-4. - С. 151-157.
Статья из сборника:
Филипенко С.И., Лейдерман А.И. Динамика развития популяции дрейссены в Кучурганском водохранилище-охладителе Молдавской ГРЭС // Академику Л.С. Бергу – 130 лет: Сборник научных статей. – Бендеры: Eco-TIRAS, 2006. – С. 116-118.
Статья из энциклопедии:
Гвоздецкий Н.А. Эльбрус // БСЭ. - М., 1978. - Т. 30. - С. 151.
Автореферат: диссертации:
Филипенко С.И. Динамика биоразнообразия и количественного развития основных групп макрозообентоса как показатель экологического состояния Кучурганского водохранилища-охладителя Молдавской ГРЭС. Автореф. дис. канд. биол. наук. – СПб, 2003. – 22 с.
Источники из Интернета:
Http: // president.kremlin.ru / events / 264.html
Формулы, приводимые в тексте дипломной работы вносятся в текст при помощи встроенного в Microsoft Word редактора формул Microsoft Equation, или аккуратно вписываются в текст от руки (черные чернила, паста или тонкий фломастер).
Взаимное расположение и размеры используемых при этом символов, знаков, индексов должно точно соответствовать содержанию формулы. Формулы располагают на отдельной строке и нумеруют арабскими цифрами. Такие номера ставятся в круглых скобках в той же строке, что и формула, справа от нее.
Например:
(1)
Нумерация формул может быть как сквозной, так и в пределах главы. Выше и ниже каждой формулы или уравнения оставляют не менее одной свободной строки. Расшифровка значений символов и числовых коэффициентов должна производиться в тексте непосредственно под формулой в той же последовательности, в какой они даны в формуле. При этом значение символа и числового коэффициента дается с новой строки.
Все иллюстрации (фотографии, рисунки, схемы, графики, диаграммы) именуются в тексте рисунками. Они располагаются в зависимости от размера после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице, либо на отдельных листах после их упоминания (ссылки) по ходу изложения. Иллюстрации должны быть расположены так, чтобы их было удобно рассматривать без поворота работы или с поворотом по часовой стрелке. Рисунки выполняются черной тушью или черными чернилами на белой непрозрачной бумаге, либо распечатываются на принтере. Они нумеруются в пределах каждой главы арабскими цифрами. Номер рисунка должен состоять из номера главы и порядкового номера рисунка, разделенных между собой точкой. Например, подпись «рис. 1.2» означает второй рисунок в первой главе. Каждый рисунок должен сопровождаться подписью, характеризующей его содержание. Она включает название рисунка и необходимые пояснения и размещается под рисунком в одну строку с его номером.
На графиках указывают следующие данные:
1. Наименования и единицы измерения величин, изменяющихся по осям, пишут над осью ординат (вертикальной) и на правом краю оси абсцисс (горизонтальной).
2. Числовые значения этих показателей отмечают под осью абсцисс и слева от оси ординат.
3. Арабские цифры на концах графика, которые заменяют текстовые надписи. Это существенно упрощает анализ графика и составление подрисуночной подписи.
Линии графика могут быть выделены различной плотностью (утолщенные, прерывистые, прерывистые с точкой, прерывистые с крестиком и т.п.) либо разным цветом.
Наименования величин заменяются буквенными выражениями, а единицы измерения пишутся сокращенно в соответствии со стандартами. Однако, если сокращения малоизвестны, то они расшифровываются в подписи к рисунку или же в тексте. В последнем случае в подрисуночной подписи пишется "Пояснения в тексте". Если обе шкалы начинаются с нуля, то нуль на их пересечении ставится один раз. Если шкалы начинаются с разных величин, то у начала каждой шкалы ставится своя величина.
Особую разновидность графических изображений экспериментальных результатов представляют собой гистограммы. Это столбчатые диаграммы, состоящие из вертикальных прямоугольников, расположенных основаниями на одной прямой. Их высота отражает степень или уровень развитости того или иного качества. Цифры, указывающие на частоту встречаемости качества в выборке, размещаются или внутри гистограммы, или над ними, или по вертикальной оси графика. Иногда для наглядности, особенно в том случае, если гистограмма соответствует трехмерному пространству, ее изображают как объемную.
Числовые данные оформляются в виде таблиц. Каждая такая таблица должна иметь заголовок, включающий расшифровку условных обозначений. Таблицы, как и рисунки, нумеруются в пределах главы. Номер таблицы и ее название указываются над таблицей. Номер таблицы выравнивается по правому краю, заголовок таблицы выравнивается по центру таблицы. Заголовок не подчеркивается. Если цифровые или иные данные в какой-либо строке таблицы отсутствуют, то в ней ставится прочерк. Таблицы также располагаются в зависимости от размеров либо в тексте, либо на отдельной странице после ее упоминания (ссылки) по ходу изложения материала. Они включаются в общую нумерацию страниц.
На все таблицы должны быть ссылки в дипломной работе, при этом следует указать номер таблицы. Разрывать таблицу и переносить часть ее на другую страницу можно только в том случае, если она целиком не умещается на одной странице. При этом на другую страницу переносится и шапка (головка) таблицы. В правом верхнем углу пишут “Продолжение табл. 2” или “Окончание табл. 2”, если таблица на данной странице оканчивается. Графу “№ п/п” в таблицу не включают.
Примечания и сноски к таблице печатаются непосредственно под таблицей.






