М.К. Крыкпаев, Е.А.Фирсова, В.М. Шелепов
Методические указания к семинарским занятиям и СРСП
Усть-Каменогорск,
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………..4
1 Цель и задачи курса «Философия»………………………………5
2 Программа курса «Философия»………………………………….6
3 Планы семинарских занятий и задания для самостоятельной
работы студентов…………………………………………………..7
ВВЕДЕНИЕ
Начало ХХ1 века связано не только с существенными изменениями в мире, но и мировоззренческо-ценностной ориентацией людей в обществе. Дальнейшая интеграция Казахстана в мировую экономику, амбициозная цель – войти в число пятидесяти наиболее конкурентноспособных стран мира, требуют поиска качественно новой системы социально-гуманитарного образования и преподавания в вузах, формирования научного мировоззрения, методологической культуры. В значительной степени эти задачи осуществляются в процессе преподавания курса философии.
|
|
Данное методическое пособие по философии не противопоставляются сложившимся и апробированным формам преподавания этого курса в вузах, а служит дополнением к ним, развитием и конкретизацией, применительно к, техническим специальностям ВКГТУ им.Д.Серикбаева. Задача состоит в том, чтобы отразить вышеобозначенные концептуальные перемены, усовершенствовать определенные стороны процесса преподавания курса философии, представить студентам возможность самостоятельного, творческого анализа отдельных философских концепций. Именно творческое усвоение материала является залогом того, что студент в процессе обучения получит не только определенную сумму знаний, но и научится логически мыслить, эффективнее решать теоретические и практические задачи, овладеть культурой мышления.
Изменения внесены с учетом накопленного опыта преподавания философии в вузах. Обновлена структура курса, само содержания тем, включены новые вопросы, характерные для современной философии в целом и казахстанской философской школы в частности.
В методическом пособии изложены: программа курса философии в соответствии с Государственным стандартом для высшего образования и типовой программой; планы семинарских занятий, контрольные вопросы и тестовые задания по философии для самостоятельной работы. Дана тематика рефератов, таблицы, схемы, список основной литературы по каждой теме.
Для изучения курса философии учебными планами ВКГТУ им.Д.Серикбаева отводится 3 кредита, в том числе 15 часов на лекции, 30 на семинарские занятия и 45 часов на самостоятельную работу студентов с преподавателем. Поэтому программа допускает расширение курса по актуальным проблемам неклассической и постнеклассической философии, синергетики, информационной эпистемологии, социального пространства и т.д. по усмотрению преподавателя с учетом профиля подготовки специалистов в техническом вузе.
|
|
В планах семинарских занятий выделены лишь узловые вопросы по каждой теме, но при необходимости можно включить и дополнительные. Тематика рефератов и литература могут быть расширены, дополнены и конкретизированы. Авторы с благодарностью примут конструктивные замечания и предложения преподавателей, студентов для дальнейшего совершенствования и доработки методического пособия.
1 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КУРСА “ФИЛОСОФИЯ”
Цель курса - дать студентам основы философских знаний, научных и религиозных представлений мира, показать истоки и смысл стержневых философских проблем. Ознакомить с наиболее фундаментальными понятиями и категориями философии, показать единство и взаимосвязь философских знаний в различные периоды.
Программа курса “Философия” ставит следующие основные задачи:
1.1 Ознакомить студентов с концептуальным содержанием истории философии, показать логику зарождения и развития научных идей. При этом философские учения, школы и направления должны рассматриваться студентами как моменты духовного развития человечества, что позволит ориентироваться в этом многообразии философских течений.
1.2 Раскрыть основные концепции философских и научных моделей мироздания, многообразия форм и методов познания мира, сущность философского осмысления, назначения и цели человеческой жизни.
1.3 Переориентировать студента с “пользователя готового знания” на творчески, концептуально, диалектически мыслящего специалиста, научить навыкам обоснованного и логического мышления.
1.4 Способствовать формированию самостоятельного, критического мышления студентов, обладающих глубокой мировоззренческой культурой, способных грамотно ставить и решать широкий спектр научно-технических, социально-экономических и нравственно-гуманистических проблем.
Структура курса включает такие разделы: 1) основные этапы и направления развития философии; 2) основы философского понимания мира; 3) философские проблемы общественно-исторического и культурного развития; 4) философия и методология науки.
Исходя из учебного плана и сетки часов на лекции выносятся 15 основных тем и 30 семинарских занятий, некоторые темы студенты изучают самостоятельно под руководством ведущего преподавателя.
2 ПРОГРАММА КУРСА «ФИЛОСОФИЯ»
№ | Наименование тем | Часы | |
тем | лекции | семинары | |
Предмет и задачи философии. Структура философского знания | |||
Философия Древнего мира как основа современной цивилизации | |||
Античная философия | |||
Философия Средних веков и эпохи Возрождения | |||
Философия Нового времени ХУII-ХYIII в.в | |||
Немецкая классическая философия ХУШ-Х1Х в.в. | |||
Из истории казахской и русской философии Х1Х- ХХ в.в. | |||
Западноевропейская неклассическая философия Х1Х- ХХ в.в. | |||
Философская онтология: бытие человека в мире | |||
Диалектика как логика, теория познания и методология науки. Гносеология как предмет философского анализа | |||
Общество как саморазвивающаяся система. Личность и общество | |||
Духовная жизнь общества. Структура и формы общественного сознания | |||
Философия техники и информатики | |||
Культура и цивилизация | |||
Глобальные проблемы современности: противоречия и перспективы развития | |||
Всего 15 30 Итого 45 час |
3 ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
|
|