Введение
1. Предмет курса "Экономическая история зарубежных стран».
2. Проблемы периодизации. Критерии периодизации.
3. Экономический рост, экономическое развитие. Показатели экономического развития.
4. Структура и задачи курса.
Учебная литература:
· История мировой экономики: Учебник для вузов /Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. – М.: ЮНИТИ, 1999, с. 6-34.
· История экономики: Учебник /Под общ. ред. проф. О.Д. Кузнецовой и проф. И.Н. Шапкина. – М.: ИНФРА-М, 2000, с. 5-10.
· Экономическая история зарубежных стран. Курс лекций /Н.И. Полетаева, В.И. Голубович, Л.Ф. Пашкевич и др.; Под общ. ред. В.И. Голубовича. – Мн.: ИП "Экоперспектива", 1997, с. 3-20.
· Экономическая история: Учебник / С.А. Бартенев. – М.: Экономистъ, 2004, с. 13-21.
· Камерон Р. Краткая экономическая история мира. От палеолита до наших дней /Пер. с англ. – М.: "Российская политическая энциклопедия" (РОССПЭН), 2001, с. 12-33.
1. Экономическая история – это наука, изучающая
А) историю экономической политики;
Б) историю экономической мысли;
|
|
В) историю зарождения и развития производства;
Г) экономическую жизнь людей во всем ее многообразии.
2. В основу деления истории первобытного общества на этапы (палеолит, мезолит и т.д.) легли:
А) мифы древних народов;
Б) библейские сюжеты;
В) находки археологов;
Г) сказки, былины и т.п. (устное народное творчество).
3. Карл Маркс в основу периодизации социально-экономической истории положил
А) отраслевой признак – пастушеский период, земледельческий и т.д.;
Б) способ обмена продукции – естественное хозяйство, денежное хозяйство и т.д.;
В) интенсивность обмена – замкнутое домашнее хозяйство, городское хозяйство и т.д.;
Г) тип собственности, являющийся основой способа производства.
4. Основная задача экономической истории –
А) отвлечь внимание от современных проблем, снять социальную напряженность;
Б) научить будущих специалистов бережно относиться к ограниченным ресурсам планеты;
В) расширить кругозор, сформировать экономическую культуру;
Г) изучать факты, относящиеся к объемам выпускаемой промышленной продукции.
Толчок к развитию наук, в первую очередь, дали
А) религиозные потребности людей;
Б) культурные потребности людей;
В) хозяйственные потребности людей;
Г) поощрения правителей Древнего мира.
Раздел I:
Экономическое развитие в Древнем мире
Тема 1. Хозяйственная жизнь первобытного общества
Общая характеристика первобытнообщинного способа производства. Причины перехода от присваивающего к производящему хозяйству ("неолитическая революция"). Разделение труда: хозяйственный быт скотоводов-кочевников и земледельцев.Формирование сельскохозяйственной общины. Этапы развития и условия разложения первобытнообщинного способа производства.
|
|
Тема 2. Экономика стран Древнего Востока
Роль государства и религии в регулировании хозяйственной жизни на Востоке. " Речные цивилизации ". Экономические отношения общины и государства. Дискуссия об " азиатском способе производства ". Характеристика экономик Шумера, Междуречья, Древнего Китая, Древней Индии, Древнего Египта. Восточная стагнация и ее причины.
Тема 3. Античное хозяйство
Классическое рабовладение как форма хозяйствования (античное рабство). Общая характеристика экономики греческого полиса (на примере Афин). Экономика Древней Греции, ее отраслевая структура. Формы собственности в экономике Греции. Греческая колонизация. Развитие торговли.
Экономика империи Александра Македонского. Сущность эллинизма.
Экономика Древнего Рима. Царский период. Период республики. Экономика сельского хозяйства Древнего Рима. Военно-экономическая экспансия. Экономика Древнего Рима периода империи. Экономические отношения Древнего Рима с провинциями.
Кризис античного рабовладения. Генезис колоната. Падение Западной Римской Империи, внутренние и внешние причины.
Экономика Восточной Римской империи (Византии).
Учебная литература:
· История мировой экономики: Учебник для вузов / Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. – М.: ЮНИТИ, 1999, с. 35-138.
· История экономики: Учебник /Под общ. ред. проф. О.Д. Кузнецовой и проф. И.Н. Шапкина. – М.: ИНФРА-М, 2000, с. 11-35, 44-57.
· Тимошина Т.М. Экономическая история зарубежных стран: Учебное пособие /Под ред. проф. М.Н. Чепурина. – М.: Юридический дом "Юстицинформ", 2004, с. 7-46.
· Экономическая история зарубежных стран. Курс лекций /Н.И. Полетаева, В.И. Голубович, Л.Ф. Пашкевич и др.; Под общ. ред. В.И. Голубовича. – Мн.: ИП "Экоперспектива", 1997, с. 20-46.
· Экономическая история: Учебник /С.А. Бартенев. – М.: Экономистъ, 2004, с. 22-60, 83-113.
· Камерон Р. Краткая экономическая история мира. От палеолита до наших дней/ Пер. с англ. – М.: "Российская политическая энциклопедия" (РОССПЭН), 2001, с. 34-61.
Общие вопросы к темам раздела I:
1. Первобытное хозяйство: основные этапы развития, переход от присваивающего к производящему хозяйству (неолитическая революция).
2. Формирование сельскохозяйственной общины, появление ремесел, обмена.
3. Материальная основа первых цивилизаций, особенности аграрного производства в странах Древнего Востока. Место стран Древнего Востока в мировой истории.
4. Понятие " азиатский способ производства ", его характерные черты. Роль государства и религии в регулировании хозяйственной жизни древневосточных обществ, экономические отношения общины и государства.
5. Развитие экономики государств Месопотамии.
6. Экономика Древнего Египта.
7. Экономика Древнего Китая.
8. Характеристика Средиземноморского региона: особенности рельефа и климата, природные ресурсы, основные занятия населения.
9. Экономическое развитие Древней Греции в XI-VI вв. до н.э. (т емные века и архаический период).
10. Экономика Древней Греции в V-IV вв. до н.э. (классический период).
11. Причины и направления Великой греческой колонизации.
12. Эллинизм – общая характеристика понятия. Развитие экономики региона в эпоху эллинизма.
13. Основные периоды экономического развития Древнего Рима.
14. Роль провинций в экономике Римской империи.
15. Кризис античного рабовладения.
16. Генезис колоната.
17. Падение Западной Римской империи: внутренние и внешние причины.
18. Особенности экономики Восточной Римской империи (Византии).
Тесты к разделу I:
1. В основу деления истории первобытного общества на этапы (палеолит, мезолит и т.д.) легли:
|
|
А) мифы древних народов;
Б) библейские сюжеты;
В) находки археологов;
Г) сказки, былины и т.п. (устное народное творчество).
2. Самым продолжительным в истории человечества был:
А) каменный век (палеолит);
Б) новый каменный век (неолит);
В) бронзовый век;
Г) железный век.
3. Человек из животного мира выделился, прежде всего, потому, что
А) умел ходить прямо («прямохождение»);
Б) мог поедать как животную, так и растительную пищу (всеядность);
В) научился строить жилища;
Г) научился изготавливать и применять орудия труда.
4. Первыми формами хозяйственной деятельности человека в эпоху палеолита были
А) земледелие и скотоводство;
Б) приручение животных, т.е. скотоводство;
В) прямой продуктообмен (бартер);
Г) охота, собирательство.
5. Основными темами пещерных росписей, выполненных первыми людьми около 20-25 тысяч лет тому назад, являются:
А) сцены земледелия (пахота, жатва и пр.);
Б) сцены пастушеской жизни;
В) религиозные процессии, изображения богов;
Г) сцены охоты на животных.
6. Неолитическая революция – это
А) появление каменных орудий труда;
Б) шлифовка камней вместо старого метода их расщепления и раскалывания;
В) появление анималистических верований у древних людей;
Г) появление земледелия и одомашнивание животных.