Основы функционирования отраслей, полностью или частично относящихся к государственному и муниципальному секторам экономики: образование, наука, здравоохранение, экономика жилья.
Образование: необходимость государственного вмешательства, методы государственного регулирования, образовательные ваучеры, инвестиции в человеческий капитал, стипендии, образовательный налог.
Наука: общественный характер научного знания, государственные расходы на научные исследования и разработки, прямая и косвенная поддержка исследований, эффективность государственной поддержки науки.
Здравоохранение: необходимость государственного вмешательства, государственные расходы на здравоохранение и неравенство, государственная политика в сфере здравоохранения.
Экономика жилья: обоснование государственного вмешательства, государственная политика в жилищной сфере.
Контрольные вопросы:
1. В чем проявляются внешние эффекты образования?
2. В чем суть образовательных ваучеров?
3. В чем отличие фундаментальных исследований от прикладных?
4. Что произойдет, если государство не будет поддерживать науку?
5. В чем заключаются основные проблемы, вызванные информационной асимметрией на рынке медицинских услуг?
6. Что такое индуцированный спрос?
7. Какие существуют способы государственного вмешательства в сфере здравоохранения?
8. В чем специфика жилья как потребительского товара?
9. Чем обусловлено государственное вмешательство в функционирование рынка жилья?
10. Каковы особенности предоставления жилищных льгот в России?
Цель практического занятия – формирование представлений об основах функционирования отраслей, относящихся к государственному и муниципальному секторам экономики: образование, наука, здравоохранение, ЖКХ.
Вопросы для обсуждения
1. Государственная политики в сфере образования.
2. Государственная политики в сфере здравоохранения.
3. Государственная политика в жилищной сфере.
Реферативные доклады.
1.Реформирование системы здравоохранения в современных условиях.
2.Реформирование системы образования в современных условиях.
3. Состояние и перспективы развития рынка жилья в РФ.
Ключевые понятия:
Финансирование образования, образовательный ваучер, стипендия, образовательный налог, образовательный кредит, государственный сектор науки, грант, интеллектуальная собственность, прикладные исследования, фундаментальные исследования, индуцированный спрос, медицинское страхование, квази-рынки, социальное жилье, рынок жилья, жилищные субсидии, жилищные компенсации.
Задания.
Задание 1.
В каждой из следующих областей приведите примеры (где возможно), в которых государство оказывается производителем, регулятором, покупателем конечных товаров и услуг:
а. образование
б. коммунальные услуги
в. транспорт
г. кредитные рынки
д. страховые рынки
е. продовольствие
ж. жилье
Тестовые задания
| 1. | Обычно государство выступает в роли: a. поставщика образовательных услуг; b. заказчика образовательных услуг, c. не вмешивается в сферу образования; d. занимается исключительно регулированием данной сферы. |
| 2. | Государство наиболее широко использует следующие методы государственного регулирования сферы образования: a. финансирование; b. регулирование; c. ценовое регулирование |
| 3. | Контракт (договор) с государством, которым гарантируется право покупки курса обучения без непосредственного перечисления индивиду денежных средств – … |
| 4. | Основные цели государственной политики в сфере образования: a. устранение провалов рынка; b. обеспечение равных возможностей в доступе к образованию; c. увеличение количества образовательных учреждений; d. увеличение количества образовательных программ; e. снижение затрат на обучение; f. повышение качества обучения. |
| 5. | Средства, предоставляемые физическому лицу для финансирования расходов на высшее образование: a. государственные образовательные стипендии; b. образовательный кредит; c. образовательный ваучер; d. образовательный налог. |
| 6. | Возможность производителей услуги влиять на объем спроса в силу информационной ассиметрии – это … |
| 7. | Что такое гранты? a. это разновидность прямого государственного участия в производстве знаний; b. это разновидность косвенного государственного участия в производстве знаний; c. не являются формой государственного участия в производстве знаний. |
| 8. | К косвенным методам государственного участия в сфере науки относятся: a. налоговый кредит; b. налоговые вычеты; c. гранты; d. финансирование определенных проектов; e. строительство элементов инновационной инфраструктуры. |
| 9. | Какие особенности сферы здравоохранения вызывают необходимость государственного вмешательства: a. информационная ассиметрия; b. внешние эффекты; c. отсутствие справедливости при оказании медицинских услуг различных группам населения |
| 10. | Совокупность экономических отношений между продавцами жилья (его собственниками) и покупателями – это … |
| 11. | Программы адресной поддержки низкодоходных групп населения это: a. жилищные субсидии; b. жилищные компенсации; c. жилищная политика; d. соплатежи. |
| 12. | Особенность жилья, которая заключается в том, что жилье как потребительское благо имеет множество разнообразных свойств (год постройки, планировка, качество коммунальных услуг и др.) – это: a. долговечность; b. иммобильность; c. гетерогенность; d. гомогенность. |
| 13. | Какая из представленных характеристик не используется для оценки жилья как потребительского блага: a. долговечность; b. гомогенность; c. высокая социальная значимость; d. высокая стоимость. |
| 14. | Какое влияние оказывают программы общественных расходов на рынок жилья: a. искажающее; b. регулирующее; c. положительное; d. ограниченное. |
| 15. | Способ обеспечения граждан жильем, при котором право собственности на домовладение принадлежит государству или муниципалитету – это... |
| 16. | Отсутствие четкого понимания о свойствах конктретного жилья, трансакционных издержках, а также намеренные действия продавцов жилья (заинтересованных в получении дохода) – это: a. ассиметрия информации на рынке жилья; b. горизонтальная несправедливость на рынке жилья; c. нарушение конкурентного равновесия на рынке жилья; d. вертикальная несправедливость на рынке жилья. |
| 17. | Какие схемы субсидирования потребителей на жилищном рынке не применяются в мировой практике: a. пособие в зависимости от дохода; b. пособие как переменная доля квартплаты; c. пособие как фиксированная доля квартплаты; d. пособие в зависимости от качества жилья и количества членов семьи. |
| 18. | Возможность создания достойных условий для проживания граждан независимо от их материального положения – это: a. вертикальная справедливость на рынке жилья; b. горизонтальная справедливость на рынке жилья; c. общественная справедливость на рынке жилья. |
| 19. | Возможность домохозяйства самостоятельно принимать рациональные решения о покупке или аренде жилья в случае отсутствия дискриминирующей политики по отношению к отдельным социально-демографическим группам населения – это: a. вертикальная справедливость на рынке жилья; b. горизонтальная справедливость на рынке жилья; c. общественная справедливость на рынке жилья. |
| 20. | Жилье, предназначенное для продажи населению по рыночным ценам – это... |
Рекомендуемая литература:






