Государственный контроль и надзор за соблюдением требований государственных стандартов

Государственный контроль и надзор (далее — ГКиН) осуществляется за соблюдением субъектами хозяйственной деятельности только обязательных требований государственных стандартов. Объектами ГКиН являются продукция, в том числе импортная,

услуги,, техническая документация, технологические процессы.

По содержанию контроль и надзор идентичны. Различие заключается в полномочиях субъектов, их осуществляющих. В отличие от контроля надзор осуществляется в отношении объектов, не находящихся в ведомственном подчинении органам, которые его осуществляют. Например, должностные лица Госстандарта могут осуществлять в пределах своей компетенции надзор на любом промышленном предприятии или предприятии сферы услуг. Это же касается других государственных органов, которым дано пра­во административного надзора в определенной обла­сти деятельности, — комитетов, федеральных служб, инспекций в области экологии, противопожарной безопасности, охраны труда, лекарственных веществ, санитарно-эпидемиологического благополучия насе­ления, горного дела и промышленности, воздушных,, морских и речных судов, архитектуры и строительства, торговли, ветеринарии и др.

Госстандарт в соответствии со своим статусом осуществляет ГКиН во всех областях деятельности, где применяются утверждаемые им государственные стандарты, содержащие обязательные требования. Непосредственное осуществление ГКиН от имени Госстандарта проводится его должностными лица­ми — государственными инспекторами по надзору за государственными стандартами. Поскольку в РФ полномочиями осуществления надзора наделено до­статочно большое число министерств и ведомств (около 20), то очень актуальна задача координации работ по госнадзору на уровне субъектов Федерации, т. е. между ТО различных контрольно-надзорных ор­ганов. Эта координация должна обеспечивать: согла­сование планов проверок; проведение комплексных совместных проверок; обмен информацией о резуль­татах проверок; выпуск совместных информацион­ных материалов о результатах проверок.

Осуществление ГКиН регулируется Правилами (ПР 50.1.003) и Рекомендациями по стандартизации (Р 50.1.005, Р 50.1.006, Р 50.1.013).

В случае выявления нарушений обязательных требований государственных стандартов составляется акт проверки установленной формы, который явля­ется основанием для выдачи предписаний и вынесе­ния постановлений о наложении штрафов.

Основная форма ГКиН — выборочная проверка, в процессе которой осуществляются технический ос­мотр, идентификация, испытания и другие процеду­ры, обеспечивающие достоверность и объективность результатов.

В связи с предстоящем расширением практики подтверждения соответствия обязательным требова­ниям стандартов самим изготовителем (исполнителем услуги) с помощью так называемой декларации о со­ответствии (см. приложение 5, в частности ст. 7 За­кона РФ «О сертификации продукции и услуг») перед ГКиН встает новая задача: проверка соблюдения правил подтверждения соответствия посредством декларации о соответствии и контроль качества продукции (услуги), «защищенной» декларацией о соответствии. Только жесткий ГКиН может предупредить дискредитацию этой новой формы подтверждения соответст­вия обязательным требованиям стандартов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: