Кривые, которыми очерчены профили зубьев, должны обеспечивать постоянство передаточного отношения. Для этого необходимо, чтобы выполнялся основной закон зацепления. Он формулируется следующим образом: для сохранения постоянства передаточного отношения необходимо и достаточно, чтобы нормаль к профилям в точке их соприкосновения всегда пересекала линию центров в одной и той же точке, называемой полюсом зацепления. Эта точка делит линию центров в отношении, равном передаточному числу.
Передаточным отношением зубчатого механизма называется отношение угловых скоростей w ведущего колеса wj и ведомого wk. Если j – ведущее колесо, а k – ведомое, то Передаточное отношение может быть выражено через другие параметры колес: где Z k, Z j – числа зубьев k и j колес соответственно: знак «+» ставится, если колеса вращаются в одном направлении (внутреннее зацепление), в противном случае – «–» (внешнее зацепление).
Передаточное отношение одноступенчатой червячной передачи при ведущем червяке (под Z следует понимать число заходов червяка) определяется по предыдущей формуле. Направление вращения ведомого звена следует определять по правилу винта и гайки.
|
|
Пеpедаточное число формально считается как отношение числа зубьев колеса к числу зубьев шестерни
Планетаpные механизмы. Опpеделение пеpедаточного отношения аналитически методом Виллиса.
Планетарным называется механизм, имеющий в своем составе хотя бы одно звено с подвижной геометрической осью в пространстве.
Звено, имеющее подвижную геометрическую ось в пространстве, называется сателит. Звено, на которое устанавливают ось сателитов, называется водило (Н).
Зубчатые колеса, имеющие неподвижную геометрическую ось в пространстве, называются центральными. Центральное колесо, имеющее внешние зубья, называется солнечное колесо. Центральное колесо, имеющие внутренние зубья, называется коронная шестерня (опорное колесо).
Достоинства планетарных передач: 1 имеют малые габариты и вес из-за того, что поток мощности, подводимый к центральному колесу, распределяется по к сателитам. Затем поток мощности собирается на выходном звене. На одной планетарной передаче можно поставить до 24 сателитов.2 очень высокий КПД, в среднем 0.99.
Недостатки:Если число сателитов неравно 3, то необходим специальный механизм, который бы выравнивал нагрузку между сателитами. Этот механизм утяжеляет и удорожает конструкцию.
Формула Виллиса выводится на основании основной теоремы зацепления и устанавливает соотношение между угловыми скоростями зубчатых колес в планетарном механизме. Можно записать выражение, которое называется формулой Виллиса для планетарных механизмов
|
|
28 Основы конструирования. Виды изделий. Классификация деталей машин.
Цель и конечный результат конструирования – создание рабочей документации, по которой можно без участия разработчика изготавливать, эксплуатировать, контролировать и ремонтировать изделие.
ИЗДЕЛИЕ является единицей промышленной продукции. Изделие – любой предмет или набор предметов производства, изготовленный предприятием. Под изделием понимают любую продукцию, изготовляемую по конструкторской документации. Видами изделий являются детали, комплекты, узлы, механизмы, агрегаты, машины и комплексы.
Деталь – простое изделие из однородного материала, изготовленная без применения сборочных операций (болты, винты, гайки, валы). Детали и сборочные единицы делятся на группы 1. Соединительные – резьбовые, заклёпочные, сварные и т. д. 2. Детали, передающие вращательные движения – зубчатые колёса, шкивы, звёздочки. 3. Детали, обслуживающие передачи – валы, муфты, подшипники. Все детали машин и механизмов делятся на специального (лопатки и диски турбин, рельсы, блоки, крюки) и общего (болты, зубчатые колёса, подшипники, муфты) назначения