Правоотношение, правоприменение и правопорядок

Правоотношение — это возникающая на основе правовых норм и вследствие наступления определенных юридических фактов связь субъектов права, обладающих взаимными правами и обязанностями. Посредством правоотношений требования правовых норм воплощают­ся в жизнь.

Структура правоотношения включает в себя три элемента: субъект, объект и содержание.

Субъекты правоотношения — это отдельные индивиды (физические лица), организации (юридические лица) и государство, которые в соот­ветствии с нормами права являются носителями субъективных юриди­ческих прав и обязанностей. Мера фактического участия субъектов в правоотношениях определяется их право- и дееспособностью.

Правоспособность — это закрепленная в законодательстве способ­ность субъекта правоотношения иметь юридические права и нести обя­занности. Она начинается с момента рождения индивида (государст­венной регистрации организации) и прекращается со смертью индивида (ликвидацией организации). Правоспособность является предпосыл­кой приобретения субъективных прав. Однако для того чтобы стать ре­альным участником правоотношения, правоспособный субъект должен обладать еще и дееспособностью.

Дееспособность — это признаваемая законом способность субъекта правоотношения самостоятельно, своими сознательными действиями осуществлять принадлежащие ему права и исполнять возложенные на него обязанности.

Объектом правоотношения являются действия его участников в от­ношении материальных, духовных и иных благ, являющихся его пред­метом.

Содержание правоотношения составляют субъективные права (ме­ры возможного поведения) и юридические обязанности (меры должно­го поведения субъекта правоотношения), объем и пределы которых оп­ределяются нормой права. В отличие от субъективного права, от испол­нения юридической обязанности отказаться нельзя, поскольку такой отказ будет являться основанием для привлечения к ответственности.

Для возникновения правоотношения необходимо не только нали­чие нормы права, но также и наступление определенных юридических фактов, то есть конкретных жизненных обстоятельств, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Они формулируются в гипотезах правовых норм и по­рождают отношения между субъектами на основе предписаний.

В теории права существуют две основные классификации юридиче­ских фактов (рис. 1.6): по волевому признаку и по последствиям.

По волевому признаку, то есть в связи с индивидуальной волей субъекта правоотношения, юридические факты подразделяются на со­бытия и действия.

События — это юридические факты, происходящие независимо от воли субъектов правоотношения (например, рождение, смерть челове­ка, достижение совершеннолетия, стихийные явления).

Действия — это юридические факты, наступление которых зависит от воли и сознания людей. При этом с точки зрения законности дейст­вия субъектов правоотношения подразделяются на правомерные и не­правомерные.

Правомерные действия — это юридические факты, которые влекут за собой возникновение у лиц юридических прав и обязанностей, пре­дусмотренных нормами права. Они подразделяются на юридические ак­ты, то есть правомерные действия, специально совершаемые лицами с целью вступления в определенные правоотношения (например, за­ключение договора купли-продажи, решение органа социального обес­печения о назначении пенсии и т. д.), и юридические поступки — право­мерные действия, которые не направлены на возникновение, измене­ние или прекращение правоотношений, однако влекут за собой такие последствия.

Неправомерные действия (или правонарушения) — это юридические факты, которые противоречат (не соответствуют) требованиям право­вых норм. В зависимости от умысла и степени вины среди них выделя­ют преступления и проступки.

Наряду с событиями и действиями среди юридических фактов вы­деляют состояния — длящиеся юридические факты, которые могут за­висеть, а могут и не зависеть от воли человека (например, гражданство, родство, состояние в договоре подряда, состояние болезни и т. д.).

По последствиям юридические факты подразделяются:

♦ на правообразующие, влекущие за собой возникновение правоотно­шения (например, вступление в договорные отношения);

♦ правоизменяющие, влекущие за собой изменение уже существу­ющих правоотношений (например, перевод на другую работу);

♦ правопрекращающие, вызывающие прекращение правоотношений (например, выполнение обязательства).

В качестве юридических фактов также могут выступать правовые презумпции и фикции.

Презумпция — это подтвержденное правоприменительной практи­кой предположение о наличии или отсутствии юридически значимых фактов (например, презумпция невиновности обвиняемого, презумп­ция знания закона, презумпция истинности нормативно-правового акта).

Фикция — это несуществующее явление или событие, признанное в установленных юридических процедурах существующим (например, признание гражданина безвестно отсутствующим или объявление его умершим).

Правоприменение — это властная деятельность компетентных ор­ганов по реализации правовых норм относительно конкретных жиз­ненных случаев и индивидуально определенных лиц.

Правоприменительную деятельность осуществляют компетентные государственные органы (должностные лица), а также органы коммер­ческих и некоммерческих организаций, уполномоченные государством (например, руководитель Росздравнадзора, администрация аптечного предприятия). Деятельность по применению норм права носит госу­дарственно-властный характер. Ее содержание выражается в издании на основе норм права индивидуальных правовых предписаний (актов), относящихся к определенным жизненным случаям и конкретным ли­цам. Применение норм осуществляется в установленном законом по­рядке.

Основными стадиями правоприменительного процесса являются следующие.

Установление фактических обстоятельств дела — отбор и выделе­ние фактов, необходимых для правильного решения юридического дела, их тщательный анализ и оценка, что достигается путем глубо­кого и всестороннего исследования, выяснения истинности и объек­тивной достоверности.

Выбор правовой нормы в соответствии с фактическими обстоя­тельствами дела. В задачу компетентного органа на данной стадии входит уяснение (толкование) применяемой нормы, а также устра­нение пробелов путем применения права по аналогии. На этой ста­дии правоприменительный орган решает также вопрос, на основа­нии какой нормы должно решаться рассматриваемое дело. Выбрать норму — значит дать правовую квалификацию (оценку) обстоя­тельствам дела.

Вынесение решения компетентным органом и доведение его до заинтересованных лиц. Установление фактических обстоятельств дела, также выбор и анализ правовой нормы подготавливают издание компетентным органом акта применения права (например, приговора суда, приказа должностного лица). На этом процесс применения нормы права заканчивается и начинается реализация акта применения нормы права.

Акт применения права — это официальное предписание (веление), представляющее собой решение по юридическому делу на основе норм права в отношении конкретных обстоятельств и определенных лиц (например, приговор, приказ, постановление, распоряжение). Как уже было сказано выше, для объективного и справедливого правопримене­ния необходимо правильное толкование норм права.

Толкование норм права — это деятельность компетентных государ­ственных органов, общественных организаций и отдельных граждан по осознанию ими действительного содержания норм права. Толкование имеет два направления: уяснение и разъяснение.

Уяснение права — это выявление содержания правовых предписаний в процессе их использования, соблюдения и применения.

Разъяснение права — это интерпретация смысла и содержания норм права компетентными органами и отдельными лицами в целях его пра­вильного понимания и применения. Разъяснение осуществляется то­гда, когда в процессе уяснения обнаруживаются неясности в содержа­нии.

Таким образом, уясняются все нормы права, а разъясняются лишь те, по поводу которых требуются дополнительные замечания в силу не­точности словесного выражения или неправильного применения норм на практике.

В зависимости от соотношения между текстуальным выражением правовой нормы («буквой» закона) и ее действительным содержанием («духом» закона) толкование норм права может быть:

♦ адекватным (буквальным) — полное соответствие содержания тек­стуальному выражению («дух» и «буква» закона совпадают);

♦ распространительным — когда действительное содержание нормы права шире ее буквального выражения («дух» закона шире «буквы» закона);

♦ ограничительным — когда действительное содержание нормы права уже текстуального выражения («дух» закона уже «буквы» закона).

Отсутствие правовой нормы при разрешении конкретных жизнен­ных ситуаций, которые охватываются правовым регулированием и долж­ны быть разрешены на основе права, образуют так называемый пробел в праве. Причинами его возникновения могут быть отставание законо­дательства от развития общественных отношений, упущения при под­готовке нормативно-правовых актов и др.

Основным способом восполнения пробела в праве является издание недостающей нормы, необходимость которой обусловлена жизнью. Однако в тех случаях, когда законодатель не сумел своевременно уст­ранить пробел, используется применение права по аналогии (закона или права).

Аналогия закона представляет собой решение конкретного дела на основе правовой нормы, рассчитанной не на данный, а на сходный слу­чай. Если правоприменительный орган решает дело в соответствии с предписаниями нормы права, регулирующей сходные (аналогичные) общественные отношения, то имеет место аналогия закона.

Аналогия права — это принятие решения по конкретному делу на ос­нове общих принципов и смысла права. Она применяется тогда, когда при наличии пробела невозможно подобрать сходную, аналогичную норму закона.

Воплощение предписаний правовых норм в поведении субъектов права составляет процесс реализации норм права. Выделяют следую­щие формы их реализации.

Осуществление (использование) прав, выражающееся в реализации возможностей, предоставляемых участникам общественных отноше­ний нормами права (например, право участвовать в выборах пред­ставительных органов власти; владеть, пользоваться и распоряжать­ся имуществом и т. д.).

Исполнение обязанностей, выражающееся в обязательном соверше­нии активных действий, предписываемых нормами права (напри­мер, обязанность поставщика в установленный срок доставить за­казчику продукцию; обязанность должника возвратить долг и т. д.).

Соблюдение обязанностей, выражающееся в воздержании от совер­шения действий, запрещенных юридическими нормами, а также в несовершении действий, которые наносят вред обществу, государ­ству или личности. Соблюдение обязанностей, в отличие от их ис­полнения, носит пассивный характер, так как юридические обязан ности реализуются посредством воздержания от определенных дей­ствий.

Применение права, содержание которого рассмотрено выше.

Система общественных отношений, устанавливающаяся в резуль­тате точного и полного осуществления предписаний правовых норм всеми субъектами права, образует правопорядок. Его содержание со­ставляет правомерное поведение субъектов, то есть такое поведение, которое урегулировано нормами и достигло целей правового регулиро­вания. Необходимым средством и условием достижения правопорядка является режим законности.

В правовом государстве существует целая система гарантий закон­ности и правопорядка:

.материальной гарантией законности и правопорядка является та­кая экономическая структура общества, в рамках которой устанавли­ваются эквивалентные отношения между производителями и потре­бителями материальных благ;

политическими гарантиями являются демократизм общественного и государственного строя, политический и идеологический плюра­лизм, активное участие граждан в государственном управлении;

юридической гарантией является деятельность государственных органов и учреждений, специально направленная на предотвраще­ние и пресечение правонарушений (создание четкой нормативной базы, эффективность правоохранительной системы, прокурорский надзор, судебный, конституционный и президентский контроль за соблюдением законности);

нравственными гарантиями законности и правопорядка являются благоприятная морально-психологическая обстановка в обществе, в которой реализуются юридические права и обязанности участни­ков правоотношений, уровень культуры, чуткость и внимание госу­дарственных органов и должностных лиц к человеку, его интересам и потребностям.

Оборотной стороной правопорядка является правонарушение, то есть виновное поведение праводееспособного лица, которое противоречит предписаниям норм права, причиняет вред другим субъектам и влечет за собой юридическую ответственность. Оно характеризуется строго определенными признаками, отличающими его от нарушений неправо­вых правил поведения (этических, религиозных, норм морали):

♦ оно выражается в действии или бездействии — мысли, чувства, по­мыслы, пока они не выразились в акте поведения, не признаются правонарушениями;

♦ сущность правонарушения состоит в поведении, противоречащем нормам права, исходящим от государства, даже если его веления не всегда соответствуют определенным общественным и частным ин­тересам;

♦ правонарушение является виновным поведением субъектов права;

♦оно причиняет вред обществу, государству и гражданам;

♦ его совершение влечет за собой применение к правонарушителю мер государственного воздействия.

Среди правонарушений выделяют проступки и преступления.

Проступки — это такие правонарушения, которые характеризуются меньшей степенью общественной опасности по сравнению с преступ­лениями и посягают на отдельные стороны правового порядка, сущест­вующего в обществе. В зависимости от сферы общественных отноше­ний, которым причиняется вред совершаемым проступком, выделяют:

дисциплинарные проступки — правонарушения, которые соверша­ются в сфере служебных отношений и нарушают главным образом порядок отношений подчиненности;

административные проступки — правонарушения, посягающие на установленный законом общественный порядок, отношения в обла­сти исполнительной и распорядительной деятельности органов го­сударства, не связанные с осуществлением служебных обязанностей;

гражданские проступки (деликты) — правонарушения, совершае­мые в сфере имущественных и личных неимущественных отноше­ний.

Преступления — это общественно опасные, противоправные, ви­новные и наказуемые деяния (действия или бездействия), причиняю­щие существенный вред охраняемым уголовным законом обществен­ным отношениям или создающие угрозу причинения такого ущерба. Они характеризуются повышенной степенью общественной опасности и причиняют более тяжкий, по сравнению с проступками, вред лично­сти, государству и обществу.

Юридическая ответственность — это мера государственного при­нуждения за совершенное правонарушение, связанная с претерпеванием виновным лишений личного (организационного) или имуществен­ного характера.

В зависимости от характера совершенного правонарушения разли­чают дисциплинарную, административную, материальную, граждан­ско-правовую и уголовную ответственность, каждой из которых прису­щи специфические меры наказания и особый порядок их применения.

Дисциплинарная ответственность заключается в наложении на ви­новное лицо дисциплинарного взыскания властью руководителя (на­чальника). Основными мерами дисциплинарной ответственности явля­ются замечание, выговор, увольнение с работы; в Вооруженных Силах и на государственной службе — снижение в воинском или специальном звании, понижение в должности, предупреждение о неполном служеб­ном соответствии.

Административная ответственность выражается в применении органами исполнительной власти мер административного воздействия к виновным лицам (предупреждения, штрафа, административного аре­ста и т. д:).

Материальная ответственность заключается в возмещении иму­щественного вреда, нанесенного в результате неправомерных действий в процессе выполнения лицом своих служебных обязанностей.

Гражданско-правовая ответственность вытекает из нарушения иму­щественных и личных неимущественных прав граждан и организаций. Ее результатом является возмещение вреда в формах, предусмотрен­ных санкциями гражданского права.

Наиболее жесткими мерами государственного воздействия на пра­вонарушителей характеризуется уголовная ответственность, которая применяется в судебном порядке к лицу, виновному в совершении пре­ступления.

Юридическая ответственность в современном обществе направлена на охрану правопорядка, воспитание граждан в духе добросовестного соблюдения законов, понимание ими необходимости и полезности пра­вомерного поведения.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение понятию государства.

2. Перечислите основные признаки государства.

3. В чем заключаются основные функции государства?

4. Что такое форма государства и как она выражается?

5. Какие формы государства вы знаете?

6. Каким образом политический режим влияет на другие элементы фор­мы государства?

7. Какие признаки позволяют определить государство как правовое?

8. Что такое право?

9. Назовите основные признаки права.

10. Дайте определение и перечислите основные источники права.

11. Что такое нормативно-правовой акт и каков механизм его действия?

12. Дайте определение и раскройте структуру нормы права.

13. Что такое система права и из каких элементов она состоит?

14. Для чего существует систематизация законодательства и какие ее формы вы знаете?

15. Что такое правоотношение и какова его структура?

16. Объясните значение юридических фактов для возникновения, из­менения или прекращения правоотношений.

17. Что такое правоприменение и из чего оно состоит?

18. В чем суть термина «толкование права»?

19. Законность и правопорядок: объясните механизм взаимодействия между ними.

20. Что такое правонарушение и каковы его юридические последствия?


ГЛАВА 2. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: