Понятие зла

Философы с древних времён ставили перед собой вопрос: откуда взялось зло? Почему оно обступает нас со всех сторон? Была ли действительность изначально хороша и совершенна или она при своём появлении уже явила себя злой, корявой и жестокой? Подчас ответы искали в жизнеописаниях мыслителей.

Старинная китайская притча рассказывает о юноше, который обратился к мудрецу с просьбой взять его к себе в ученики с тем, чтобы наставить на путь истины [13].

— Умеешь ли ты лгать? — спросил мудрец.

— Конечно, нет! — ответил юноша.

— А воровать?

— Нет.

— А убивать?

— Нет...

— Так иди, — воскликнул учитель, — и познай все это. А, познав, не делай!

Что хотел сказать мудрец своим странным советом? Ведь не то, что надо окунуться во зло, чтобы обрести истинное понимание добра и постигнуть мудрость. Наверное, ради обретения мудрости юноша не должен был научиться лицемерить, ловчить, убивать. Мысль мудреца была иная: кто не узнал и не пережил зла, тот не может быть по-настоящему добр.

Зло - это – нравственное понятие противоположное понятию добра, означает намеренное, умышленное, сознательноепричинение кому-либо вреда, ущерба, страданий. В широком смысле зло относят ко всему, что получает у людей отрицательную оценку или порицается ими с какой-либо стороны. В этом смысле и ложь, и безобразие подходят под понятие зла.

Следует различать вред, ущерб, с одной стороны, и собственно зло. Злом является не всякий полученный ущерб или вред, а только такой, который осуществляется кем-либо намеренно, попадая под определение нравственности. Стихийные бедствия, форс-мажор или случайный вред — не являются злом, поскольку не характеризуются с точки зрения нравственности [11]. В этом смысле причинить зло может только живое существо, обладающее свободой воли.

Одно и то же действие может быть как результатом случайности, так и результатом злой воли. Именно стереотип, что за любыми негативными обстоятельствами стоит чья-то злая воля, породил в мировой культуре мифы о мистических злых силах или сверх-существах, стремящимся разрушить мир. Эти образы всегда вызывали благоговейный страх – отсюда поклонение всевозможным идолам, подчас имеющим довольно жутковатый вид.

Но это все в прошлые времена, а что происходит в современном искусстве? Здесь главенствует кинематограф, отражаю жизнь во всей ее неразборчивости, и при этом, он не обязан брать на себя роль проповедника: у кино другие художественные и эстетические задачи.

Одна из многих жизненных сложностей обусловлена тем, что каждое явление мы воспринимаем многосторонне, и эти стороны одновременно могут вызывать самые противоречивые чувства. Например, какое-либо явление может быть привлекательным с эстетической точки зрения и в то же время безобразным с этической точки зрения.

Так в фильме Лукино Висконти «Гибель богов» мы видим внешне красивых и преуспевающих людей, которые, несмотря на свою притягательность, оказываются убийцами и преступниками. Но Висконти не оставляет сомнения в том, что красота мира его героев поверхностна. Высший критерий ценности человеческой личности режиссер черпает из этических законов.

Но, к сожалению, Зло не всегда очевидно, не всегда видно невооруженным глазом. Более того, Зло может быть симпатичным и привлекательным. Так, отрицательный герой фильма Френсиса Форда Копполы «Крестный отец» в исполнении Аль Пачино предстает милым и обаятельным, как впрочем, и герои Квентина Тарантино в «Криминальном чтиве». Та же тенденция симпатичности преступников наблюдается в российском кинематографе, например, в фильмах Алексея Балабанова «Брат» и «Брат-2». Здесь мы сталкиваемся с особой бандитской романтикой, а герой Сергея Бодрова, виртуозно владеющий оружием, ради достижения «правды» сметающий все на своем пути, вызывает, опять же, скорее восхищение, нежели неприятие [17].

На сегодняшний день кино - это тоже своего рода масс-медиа, хотя бы по численности аудитории, что позволяет зрителям пытаться пересмотреть отношение к творческой вседозволенности. Еще в Древнем Риме говорили, что свобода существует только как ответственность за то, что делаешь. Сегодня целесообразно и как никогда своевременно, чтобы представители киноискусства осмыслили для себя это правило и взяли его на вооружение.

Когда художественные фильмы адресованы миллионной аудитории, то впору, подходить к их прокату более требовательно, так как элементы симпатизации зла могут побудить неподготовленную часть аудитории к необдуманным насильственным действиям, которые принесут вред обществу. Например, в 2012 году на экраны вышел фильм «Бригада: Наследник» - продолжение некогда знаменитого сериала о четырех симпатичных друзьях, довольно быстро оказавшихся на самих вершинах криминального мира. Они, между прочим, довольно скоро стали всеобщими любимцами. Не хотелось бы, чтобы подобные «произведения» воодушевляли юных зрителей. Ведь фильмы c привлекательными преступниками у нас не редкость: «24 часа», «Антикиллер», «Мама не горюй», «Апрель», «Бумер», …

С течением лет в искусстве сложилась прочная форма противостояния добра и зла, которая находит свое отражение в различных видах искусства, в том числе и кино. В настоящее время оно выступает тем средством, которое позволяет человеку самостоятельно сделать выбор в пользу добра или зла.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: