Понятие политическая субкультура. Типология, основные современные субкультуры

Полит куль-ра – полит опыт чел-а, получ в ходе истор развит. ПК обществ не может быть абсолютно однородной. Разнообразие интересов различных общностей порождает отличающиеся друг от друга модели политической культры – субкультуры. Есть во всех странах.

Типы субкультур: региональные, социоэкономические, этнолинг­вистические, религиозные, возрастные.

Региональные субкультуры обусловлены такими различиями между отдельными регионами страны, как климат, наличие оп­ределенных природных ресурсов и т.п. Это, в свою очередь, по­рождает экономические различия, влияющие на образ жизни людей, общий уровень культуры, а следовательно, и на их поли­тико-культурный уровень.

Социоэкономические субкультуры обусловлены существо­ванием в обществе различных групп (социальных слоев, клас­сов), имеющих различный экономический статус, а следователь­но, и различия в образе жизни, в интересах, играющих особо важную политическую роль.

Этнолингвистические субкультуры связаны с языковыми, этническими особенностями соответствующих социальных групп. На политическую культуру этих групп определяющее воздействие оказывают такие факторы, как этническое самосоз­нание и национальный характер. Политические ценности, предпочтения и установки, как правило, вторичны по отношению к этническим факторам.

Религиозные субкультуры возникают в том случае, когда ре­лигия является основным всепронизывающим элементом общей культуры определенной группы людей.

Возрастные субкультуры отражают различные системы по­литических ценностей у представителей разных поколений.

Понятие «политическая идеология». Раскройте существенные характеристики политической идеологии, ее роль и функции в обществе. Назовите основные политические идеологии современности.

Политическая идеология— выраженное в обобщенной теоретической форме политическое сознание определенных инди­видов, социальных групп; совокупность идей политического характера, на основе которых складываются политические отношения и функционируют соответствующие институты, организации и учреждения.

общество неоднородно, оно состоит из различных групп (социальных, национальных, религиозных, демографических), имеющих свое видение общественного развития, политического процесса, хода реформ и т.д. Группы борются между собой за политическую власть в обществе и в борьбе опираются на выдвинутые ими идеи (совокупность идей), оправдывающие их приход к власти. По существу политические идеологии представляют собой коллективную политическую мысль групп, партий, наций, народа.

По мнению испанского политолога Л. Санистебана, политические идеологии имеют две функции; познавательную и прагматическую. Обе функции тесно связаны между собой, однако прагмати­ческая является преобладающей, поскольку любая группа лю­дей, приходящая к власти (политическая элита), стремится обосновать и оправдать свое положение на вершине полити­ческой пирамиды и в собственных глазах, и в глазах масс). Та­кое оправдание иногда не соответствует политической дейст­вительности, и в этом проявляется различие между научной, объективной картиной мира и объяснением его с точки зре­ния политической идеологии. За каждой идеологией — опре­деленный политический интерес социальной группы, который осознается и защищается ее идеологами.

В свою очередь, политическая оппозиция имеет свой инте­рес к смене существующей элиты и замене ее новой, как прави­ло, с помощью собственной политической идеологии.

Таким образом, в демократической политической системе может одновременно сосуществовать несколько политических идеологий, и это нормальное явление. Для тоталитарного обще­ства характерно наличие лишь одной политической идеологии.

Идеология помогает каждой заинтересованной группе не только теоретически обосновать свой интерес, но и сформулиро­вать политические цели и идеалы, наметить пути их достиже­ния, разработать стратегию и тактику политического курса в ви­де конкретной политической программы действий.

Как правило, носителем политической идеология в совре­менном обществе выступает политическая партия. И если пар­тии представляют различные идеологии, то между ними будет происходить борьба, соперничество. Характер борьбы зависит от поляризованности политических сил. Если в обществе достигнут консенсус в отношении существующего политического строя, так называемый умеренный, или ограниченный, плюрализм, то борьба не будет очень острой, ибо она затрагивает вопросы так­тики, а не стратегии. Очевидно, что и методы борьбы будут цивилизованными: диалог, дискуссия, выработка оптимального пути развития. Если же общество крайне поляризовано, борьба может ожесточиться и вылиться в социальные, а порой и в воо­руженные конфликты между идейными противниками. Не слу­чайно идеологии иногда называют оружием в политической

В рамках одной политической партии идеология выпол­няет интегративную функцию, объединял и сплачивая членов данной партии. В масштабах всего общества идеологии разде­ляют людей на группы и партии и выполняют функцию идейного размежевания. Главная же их функция — это либо оправдание существующей политической системы общества,

Любая партия, получив доступ к власти, стремится распро­странить двою идеологию на всех членов общества, используя си­стему образования и культуры, средства массовой информации, пропаганду. Привлекая как можно больше людей на свою сто­рону, политическая идеология выполняет мобилизующую функцию.

Политическая идеология — неотъемлемая составная часть политической системы общества. Она образует его политико-идеологическую подсистему, в которую включены различные по­литические концепции, теории, взгляды. Без этой подсистемы невозможно функционирование политической системы общест­ва, она придает ей определенное своеобразие и неповторимые черты. Политическая идеология — обязательный компонент, политической культуры общества, и в этом проявляется ее культурно-воспитательная функция.

Создание политической идеологии — дело сложное, требу­ющее огромных интеллектуальных усилий. Создатели политиче­ских идеологий вошли в историю: их теории и концепции изу­чаются, сравниваются, используются в политических программах современных партий. Заметим здесь, что слабость политических партий современной России объясняется во многом недостаточной разработанностью теоретических, идейных основ их программ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: