Педагогические пути и средства социального развития личности

Развитие личности является сверхзадачей любой человеческой деятельности. Гуманистическая педагогика всегда подчеркивает, что труд должен обеспечивать не только средства существания, но и «игру физических и духовных сил» (К. Маркс). Концептуально идентичным с трудом должно быть и общение. Оно выполняет свои социальные функции, если создает предпосылки развития личности. И наоборот, бездуховность в общении нередко приводит к дезадап-тации личности.

В развитии личности существенную роль играет ее активность. Продуктивность^ активности определяется многими условиями, важнейшими из/которых являются достигнутый уровень развития

и характер деятельности. Учебно-трудовые задания, общественн поручения, формы общения должны соответствовать развитию л1 ности — ее потребностям, интересам, интеллекту. Если это услоь,. нарушено, деятельность становится недоступной, а включение в т| кую деятельность наносит ущерб развитию личности. Напримв в рабочем коллективе обсуждалась книга одного маститого автор но выступавшие были подобраны формально, их выступления бьи, неуклюжими. Книга не понравилась публике, а организаторы! выступавшие остались неудовлетворенными. |

Деятельность, в которую включаются люди, оказывает развит ющее и воспитывающее влияние при условии ее оптимальной труд ности, а вместе с тем и доступности. Она должна быть интересно)! что вызывает положительное отношение и к группе, в которой эчь деятельность осуществляется. Развитие личности проходит успеи| нее, когда человек сознает развивающее влияние деятельности.

Социальное научение способствует развитию личности при ус ловии интеллектуального богатства окружения, доброжелательног отношения к человеку. Люди должны радоваться чужому успед видеть в нем открывающиеся возможности для собственного ра вития.

Наилучшие условия развития личности создаются при общеш. в коллективе. В этом плане коллектив является средством социаль. ного развития личности. Общаясь, люди обогащают друг друга инч теллектуально, поскольку идеал развития личности становится многостороннее, гармоничнее, а примеры его достижения нагляднее.,,

В коллективе развитие личности происходит более эффектив-1 но еще и благодаря организованному или самопроизвольному на-| ставничеству. В роли наставника может выступать любой член кол-1 лектива, обладающий относительно более высокой! профессиональной подготовкой, богатым социальным опытом, | развитой культурой. 1

Наибольший эффект развития личности достигается при вклю-1 чении в различные виды творчества. Проблемное обучение, иссле-1 дования в процессе доучивания, переучивания, повышения квали- | фикации развивает мышление. Человек научается выделять | противоречие, формулировать проблему, анализировать ее, выдви- | гать гипотезу, собирать факты, доказывать выдвинутые предположения, оформлять решения в виде рекомендаций, практических предложений.

Значительный вклад в социальное развитие вносят различные творческие группы, в которые люди входят в соответствии со своим развитием, интересами. Бюро экономического анализа, конструкторские группы, комитеты по внедрению НОТ, экологические комиссии, органы самоуправления — эти и многие другие формы организации общественно-производственной деятельности оказывают мощное влияние на развитие личности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: