Коммерческий расчет — метод ведения хозяйства путем стоимостного (денежного) соизмерения затрат и результатов хозяйственной деятельности. Коммерческий расчет используется организациями в условиях рыночной системы хозяйствования для достижения максимизации прибыли при оптимальном сокращении затрат.
Основными принципами коммерческого расчета являются:
■ достижение максимальной рентабельности функционирования всех отдельных звеньев и организации в целом;
■ самостоятельность отдельных звеньев организации в персонально установленных пределах;
■ внутренняя окупаемость затрат по отдельным структурным звеньям организации;
■ материальная заинтересованность и ответственность каждого структурного звена организации за результат деятельности;
■ финансовый контроль за рациональным использованием ресурсов на всех уровнях функционирования организации.
Коммерческий расчет как метод ведения хозяйственной деятельности подразумевает коммерческую оценку результатов предпринимательской деятельности. Результаты предпринимательской деятельности подразделяются на промежуточные и окончательные. Окончательные результаты, в свою очередь, делятся на абсолютные и относительные.
Промежуточные экономические результаты предпринимательской деятельности оцениваются по показателям: доход организации, валовый доход бизнес-организции,
Выручка, объем реализации, объем валовой продукции, объем товарной продукции, доходность капитала.
Абсолютные показатели (прибыль): балансовая прибыль, чистая прибыль, бухгалтерская прибыль, экономическая прибыль, расчетная прибыль.
Относительные показатели (рентабельность): рентабельность предприятия, рентабельность заемных средств, рентабельность используемого капитала, рентабельность реализованной продукции, рентабельность товарной продукции.
Доходы — любой приток денег, материальных или духовных ценностей (имеющих стоимостную, денежную оценку).
Валовой доход организации — выручка, денежные поступления от продажи товаров и услуг, выполнения работ, от продажи движимого и недвижимого имущества, доход (в виде процентов) за предоставленный денежный или товарный кредит, другие поступления в денежной или товарной форме.
Капитальный доход организации — увеличение активов организации, снижение ее финансовых обязательств, способствующее увеличению собственного капитала.
Чистый доход организации - разность между ее валовым доходом и затратами материальных ресурсов.
Чистый валовой доход организации — сумма годового валового дохода организации за вычетом годовых материальных затрат на их производство.
Доходность капитала организации — прибыльность организации относительно имеющихся в ней капитальных ресурсов. Рассчитывается как отношение балансовой прибыли к балансовой стоимости ее чистых активов.
Выручка — денежные средства, полученные от продажи товаров или услуг.
Прибыль — превращенная форма прибавочной стоимости, выступающая в виде излишка выручки от продажи товара над затратами предпринимателя. Является основной целью предпринимательской деятельности.
Валовая (балансовая) прибыль — разница между выручкой (в денежной форме) от всех видов предпринимательской деятельности и суммой издержек на осуществление этой деятельности за определенный период времени.
Чистая прибыль — разница между валовой прибылью (в денежной форме), налоговыми выплатами и обязательными отчислениями.
Экономическая прибыль — разница между бухгалтерской прибылью и величиной некоммерческих собственных издержек предпринимателя, не учтенных в себестоимости. В некоммерческие собственные издержки могут входить упущенные возможности предпринимателя. Другими словами, экономическая прибыль — это бухгалтерская прибыль с учетом альтернативных издержек.
Расчетная прибыль — валовая прибыль организации за вычетом платы за ресурсы и процентов за краткосрочные кредиты.
Рентабельность — показатель эффективности предпринимательской деятельности, характеризующий уровень отдачи затрат и степень использования капитальных средств в ходе осуществления предпринимательской деятельности.
ДОПОЛНЕНИЕ К ТЕМЕ 13.
48 вопрос Тема. ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ (КОММЕРЧЕСКИЙ) РАСЧЕТ НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.Сущность и основные принципы хозяйственного расчета
Внутрихозяйственный (экономический) расчет – совокупность экономических отношений внутри предприятия, основанная на предоставлении определенной самостоятельности в организации хозяйственной деятельности структурных подразделений, обеспечивающая увеличение производства продукции (выполняемых работ), повышение ее качества, экономически целесообразное расходование средств и материальную заинтересованность каждого структурного подразделения в эффективности производства.
В практической деятельности хозяйственный расчет проявляется как метод хозяйствования и управления, основанный на соизмерении затрат и результатов производства, возмещения расходов собственными доходами и получении прибыли, обеспечивающей расширенное воспроизводство.
В условиях регулируемого рынка хозрасчет не только не утрачивает своей роли, но и поднимается на более высокий уровень развития, наполняется новым содержанием и прежде всего предпринимательской деятельностью, направленной на получение прибыли.
Основные принципы хозрасчета на сельскохозяйственных предприятиях.
Принцип сочетания хозяйственной самостоятельности и инициативы предприятий с государственным регулированием. Он означает, что государство, определяя основные условия, регулирующие организацию хозяйственного расчета (виды и размеры налогов, целевые дотации и субсидии, экономические санкции, порядок получения льготных кредитов и т. д.), предоставляет предприятиям право решать остальные вопросы (планирование и организация производства, подбор кадров, заключение договоров, распределение прибыли, установление взаимоотношений между подразделениями и др.). При этом государство обеспечивает предприятиям независимо от форм собственности равные правовые и экономические условия хозяйствования, способствует развитию рынка, осуществляя его с помощью экономических рычагов и стимулов, реализует антимонопольные меры, обеспечивает социальную защищенность работников.
Принцип самоокупаемости и самофинансирования состоит в том, что предприятия должны возмещать все свои расходы и получать прибыль в размерах, достаточных для расширенного воспроизводства и повышения материального благосостояния работников.
Принцип материальной заинтересованности заключается в том, что расходы предприятий ставятся в зависимость от их доходов. Реализуется он через распределение прибыли, часть которой остается в распоряжении предприятий.
Принцип материальной ответственности предусматривает установление материальной ответственности хозяйств перед государством, заготовительными, обслуживающими и другими предприятиями и организациями за соблюдение договорных и иных обязательств. Этот принцип проявляется через санкции (неустойки, штрафы, возмещение потерь и т. д.), которые применяются к предприятиям за невыполнение договоров контрактации продукции, неправильное использование и несвоевременный возврат ссуд банка, другие нарушения.
Принцип денежного контр оля за расходованием материальных и финансовых ресурсов (контроль рублем) состоит в соблюдении режима экономии, бережливости, недопущении расточительства и бесхозяйственности.
Все это требует хорошо поставленного учета, отчетности и систематического анализа затрат на всех уровнях хозяйственной деятельности.
Названные принципы взаимосвязаны между собой и требуют обязательного соблюдения каждого из них. Иначе эффективность хозяйственного расчета существенно снижается.