· Абсолютная монархия (неограниченная) — государство, в котором монарх является единственным высшим органом в стране, и в его руках сосредоточена вся полнота государственной власти (Саудовская Аравия, Оман, Катар). Особой разновидностью является теократическая монархия (Ватикан).
· Ограниченная монархия — государство, в котором помимо монарха существуют и иные органы государственной власти, не подотчётные ему, а государственная власть рассредоточена между всеми высшими органами власти, власть монарха ограничена на основании специального акта (Конституции) или же традиции. В свою очередь ограниченная монархия делится на:
· Сословно-представительная монархия — монархия, в которой власть монарха ограничена на основании традиции формирования органов по критерию принадлежности к определённому сословию (Земский собор в России[3], Кортесы в Испании) и играющих роль, как правило, совещательного органа[4]. В настоящее время подобных монархий в мире нет.
· Конституционная монархия — монархия, в которой власть монарха ограничена на основании специального акта (Конституции), где существует иной высший орган власти, формирующийся путём выборов представителей народа (парламент). В свою очередь конституционная монархия делится на:
· Дуалистическая монархия — государство, в котором монарх обладает всей полнотой исполнительной власти, а также имеет часть законодательных и судебных полномочий. Представительный орган в таком государстве существует и осуществляет законотворческие функции, но монарх может наложить абсолютное вето на принимаемые акты и по своему усмотрению распустить представительный орган (Иордания, Марокко).
· Парламентарная монархия — государство, в котором монарх является лишь данью традиции и не обладает какими-либо существенными полномочиями. Государственное устройство в такой монархии строится на принципе разделения властей (Великобритания, Япония, Дания).
Абсолютная монархия | Конституционная монархия | ||
Дуалистическая монархия | Парламентарная монархия | ||
1. Принадлежность законодательной власти | монарху | разделена между монархом и парламентом | парламенту |
2. Осуществление исполнительной власти | монарх | формально - монарх, фактически - правительство | |
3. Назначение главы правительства | монарх | формально - монарх, но с учётом парламентских выборов | |
4. Ответственность правительства | перед монархом | перед парламентом | |
5. Право роспуска парламента | нет парламента | у монарха (неограниченное) | у монарха (по рекомендации правительства) |
6. Право вето монарха на решения парламента | нет парламента | абсолютное вето | предусмотрено, но не используется |
7. Чрезвычайно-указное законодательство монарха | неограниченное (указмонарха имеет силу закона) | только в период между сессиями парламента | предусмотрено, но не используется |
8. Современные страны | Саудовская Аравия, Оман | Иордания, Кувейт,Марокко | Великобритания, Испания,Нидерланды |
Республика — форма правления, при которой высшие органы государственной власти избираются народом, либо формируются особыми представительными учреждениями на определённый срок и несут полную ответственность перед избирателями.
Отличительные признаки республиканской формы правления[править | править вики-текст]
1. Всегда существует несколько высших органов власти, при этом полномочия между ними разделены таким образом, что один орган независим от другого (принцип разделения властей);
2. Главой государства является Президент, который осуществляет свою власть от имени народа;
3. Высшие органы власти и должностные лица несут ответственность перед населением, которая может быть выражена в следующем:
· они избираются на определённый срок, по истечении которого полномочия могут не продлеваться;
· возможно досрочное прекращение полномочий.
Виды республик[править | править вики-текст]
Республики различаются главным образом тем, какой из органов власти — парламент или президент — формирует правительство и направляет его работу, а также перед кем из названных правительство несёт ответственность.
· Президентская республика — государство, в котором наряду с парламентаризмом в руках президента одновременно соединяются полномочия главы государства и главы правительства. Правительство формирует и распускает непосредственно сам президент, парламент при этом какого-либо значимого влияния на правительство оказывать не может — здесь наиболее полно раскрывается принцип разделения властей (США, Эквадор).
· Парламентская республика — государство, в котором верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту. Парламент формирует правительство и вправе в любой момент отправить его в отставку. Президент в таком государстве не имеет каких-либо существенных полномочий (Израиль, Греция,ФРГ).
· Смешанная республика — в государствах с такой формой правления сильная президентская власть одновременно сочетается с наличием эффективных мер по контролю парламента за деятельностью исполнительной власти в лице правительства, которое формируется президентом с обязательным участием парламента. Таким образом, правительство несёт ответственность одновременно и перед президентом, и перед парламентом страны[5] (Украина, Португалия, Франция).
Парламентская республика | Президентская республика | Смешанная республика | |
1. Статус президента | должность символична, осуществляет представительские функции, все действия и принимаемые акты требуют контрасигнатуры | одновременно глава государства и глава исполнительной власти | глава государства, но выведен из системы разделения властей, является арбитром и гарантом Конституции |
2. Способ избрания президента | мандат получает от парламента | мандат получает от народа в ходе всеобщих выборов | |
3. Порядок формирования правительства | парламентом на основе парламентского большинства | президентом | совместно президентом и парламентом (президент представляет кандидатуру премьер-министра, а парламент его утверждает) |
4. Ответственность правительства | перед парламентом | перед президентом (парламент не может выразить вотум недоверия) | одновременно перед президентом и парламентом |
5. Наличие у президента законодательной инициативы | отсутствует | обладает | как правило не обладает, но в некоторых странах такое право есть[6] |
6. Право ветопрезидента на решения парламента | отсутствует | сильное право вето(преодолевается квалифицированным большинством парламента) | как правило слабое право вето (преодолевается простым большинством парламента), в некоторых странах у президента может быть сильное право вето[6] |
7. Право президента распустить парламент | используется в крайнем случае, когда иным образом разрешить проблему невозможно | отсутствует | обладает |
8. Наличие постапремьер-министра | имеется | отсутствует | имеется |
9. Современные страны | ФРГ, Италия, Австрия | США, Аргентина, Мексика | Франция, Румыния, Россия |
41. Политическая партия — это непрерывно действующая организация, существующая как на национальном, так и на местном уровнях, нацеленная на получение и отправление власти и стремящаяся с этой целью к широкой массовой поддержке.
Партии объединяют наиболее активных представителей социальных групп, имеющих схожие идейно-политические взгляды и стремящихся к государственной власти.
Признаками партии являются:
§ функционирование на долговременной основе, организованность, наличие формальных норм и правил внутрипартийной жизни, отраженных в уставе;
§ наличие местных отделений (первичных организаций), поддерживающих регулярные связи с национальным руководством;
§ направленность на завоевание политической власти и распоряжение ею (группы, которые не ставят такой цели, называют группами давления);
§ наличие народной поддержки, добровольность членства;
§ наличие общей идеологии, цели и стратегий, выраженных в политической программе.
В современном обществе партии выполняют ряд специфических внутренних и внешних функций.
Внутренние функции касаются набора новых членов, обеспечения финансирования партии, налаживания эффективного взаимодействия между руководством и местными отделениями и т.д.
Внешние функции являются определяющими для партийной деятельности:
§ выражение, отстаивание и защита интересов больших социальных групп и слоев; о интеграция людей внутри социальных групп на основе общих целей, мобилизация масс для решения важных социальных задач;
§ разработка идеологии, формирование общественного мнения,распространение политической культуры;
§ создание возможностей для политической социализации личности;
§ подготовка кадров для политических институтов, участие в формировании политической элиты;
§ организация избирательных кампаний и участие в них;
§ борьба за государственную власть и участие в политическом управлении.
Предложено несколько типологий политических партий:
§ по идеологической ориентации выделяют партии либеральные,консервативные, коммунистические и проч.;
§ по территориальному признаку - федеральные, региональные и т.д.;
§ по социальной базе — рабочие, крестьянские, предпринимательские и др.;
§ по отношению к социальным преобразованиям - радикальные и умеренные, революционные и реформистские, прогрессивные и реакционные;
§ по участию во власти - правящие и оппозиционные, легальные и нелегальные, парламентские и непарламентские.
Наиболее известна классификация партий по организационному строению, согласно которой выделяются кадровые и массовые партии.
Кадровые партии ориентированы на участие профессиональных политиков, парламентариев и объединены вокруг группы лидеров — политического комитета. Такие партии обычно немногочисленны и элитарны, получают финансирование из частных источников. Их деятельность активизируется во время выборов.
Массовые партии многочисленны, финансируются из членских взносов. Они представляют собой централизованные организации с уставным членством, отличаются организованностью и дисциплинированностью, проводят широкую пропагандистскую работу на местах, так как заинтересованы в увеличении численности своих членов (и, следовательно, суммы членских взносов). Если кадровые партии стремятся к мобилизации элит, то массовые — к мобилизации широких народных масс.
К групповым субъектам политической деятельности относят также массовые движения, общественные организации, группы давления и т.д.
Признаки политической партии:
§ наличие организационной структуры;
§ программа и устав;
§ уплата членских взносов;
§ партийная дисциплина;
§ организационная связь между членами партии;
§ формирование общественного мнения;
§ участие в формировании парламентских и правительственных учреждений.
Роль политической партии в жизни общества:
§ связующее звено народных масс и государства;
§ регулятор социально-политической жизни общества;
§ руководитель классовой борьбы в обществе.
Главная задача политической партии — захват и участие во власти.